Благословляйте, а не проклинайте

"Да не поразит тебя гнев Божий наказанием!" Библия, книга Иова, 36:18

Так сказал молодой Елиуй. При всем том, что он весьма критично относился к словам Иова, однако его искренним желанием было отвратить от старшего товарища гнев Божий. Как это разительно отличается от подходов некоторых современных душепопечителей. Я не раз слышал такие слова: "А вы не боитесь, что в вашей жизни случится то-то и то-то?" (эти слова служили рычагом воздействия на не спешащих последовать пасторским словам). "Я вот посмотрю, как твои дети поведут себя, когда вырастут, ох и отгрузят они тебе" (это "дружеское" напутствие я слышал в свой адрес уже несколько раз, боюсь, придется еще не раз его выслушать от заботливого старшего брата, пекущегося обо мне). "Я на тебя Богу пожалуюсь". И т.д. и т.п.

Древние душепопечители вели себя не так. Тот же Елиуй желал, чтобы Иова наказание Божье не постигло (Иов.36:18). "Благословляйте, а не проклинайте", - писал Павел, прославившийся своим отцовским отношением к пастве (Рим.12:14). "Отче! прости им, ибо не знают, что делают", - молился на кресте Иисус (Лук.23:34). "Господи! не вмени им греха сего" - последние слова мученика Стефана (Дн.7:60).

Кстати, о Стефане стоит упомянуть чуть подробнее. Интересно то, что после слов "Господи Иисусе! прими дух мой" (Дн.7:59). Господь не принимал его дух и милостиво не давал ему умереть, а почил Стефан только после слов "Господи! не вмени им греха сего". Я нахожу следующие возможные объяснения этому. 1) В сердце Стефана была горечь в отношении его гонителей и убийц, и в таком состоянии ему было лучше не умирать, Господь немного продлил его жизнь (и мучения), пока тот не помолился о прощении своих противников. 2) Может быть, таких изменений в последние минуты в сердце Стефана и не происходило, и он сразу имел дух прощения, однако последние слова были важны для самих гонителей, а не для Стефана, в частности для наблюдавшего за всей этой сценой Савла, получившего в дальнейшем имя "Павел".

Как бы то ни было, многочисленные библейские тексты побуждают нас не желать людям проклятия, но напротив, от сердца искать им благословения. Проклинающий же членов Божьего народа находится в особенно незавидном положении: "Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну" (Быт.12:3). Это обещание Самого Бога. А Он Свои обещания держит. Никому не хочу угрожать проклятием, а вот предостеречь от неосторожных слов очень хотел бы :)

2013.04.03


Рецензии