бездна

пересекая центральную улицу
на пике весеннего паводка
торопясь проскочить
перед грозным автобусом
еще не попав в лужу ногой
только ее занеся
чувствую острую боль
в душе и во всем теле
лишенную основания
но для здоровья вредную
беспочвенный страх
не за себя – за ботинок
впрочем, если расклеится
уже не исправишь
…вытряхиваю его
и следую дальше


Рецензии
прозрачная душа
мир врывается волнами боли
спасение? спать нельзя
насквозь проходить позволить

Бетштеллер   02.04.2015 20:33     Заявить о нарушении
Да, спасибо, многое вспоминается...
**
Смертные муки Иисуса Христа будут длиться до скончания мира — а потому все это время нельзя спать! Сказать такое можно, сказать все можно — но может ли человек поставить себе и выполнить такое задание, и, стало быть, имеют ли эти слова хоть какой-нибудь смысл? Паскаль, как шекспировский Макбет, хочет "зарезать сон", хуже — он, по-видимому, требует, чтобы все люди приняли участие в этом страшном деле...
Человеческий разум, без колебаний, заявляет, что требование Паскаля невыполнимо и бессмысленно. А разуму не повиноваться нельзя. Сам Паскаль учит нас: "la raison nous commande plus impérieusement qu'un maître; car en désobéissant à l'un on est malheureux et en désobéissant a l'autre on est un sot" (345). Как же отказать в повиновении разуму? И кто решится на это? Ап. Петр, когда Христос молил его побыть с Ним и облегчить Его муки, не в силах был преодолеть сон: ап. Петр спал в то время, когда Он молил — да минет меня чаша сия, когда Он взывал tristis est usque ad mortem anima mea. Ап. Петр, когда воины схватили Его и повели к безжалостным палачам, все продолжал еще спать: ведь только во сне мог человек за одну ночь трижды отречься от Бога. И все-таки Он, который знал, что Петр будет спать и во сне отречется от Бога, провозгласил его своим наместником на земле и Сам вручил ему земные ключи от небесного царства. Стало быть, по неисповедимому решению Творца, наместником Бога на земле может быть только тот, кто умеет так крепко спать, кто так вверился разуму, что не пробуждается даже и тогда, когда в кошмарном сновидении отрекается от Бога...
Если fides implicita перевести на философский язык или — что все равно — на язык обыкновенного здравого смысла, это будет значить, что человек вправе, что человек обязан спать, когда Божество исходит кровью: того повелительно требует разум — ослушаться которого никто не смеет. Иначе говоря: за известными пределами человеческая пытливость становится неуместной. Аристотель формулировал это в прославившихся словах: ничего не принимать без доказательств есть признак философской невоспитанности...
...Так учит Паскаль или, я бы лучше сказал, так передает Паскаль то, что услышал на Божьем суде. От всего, что мило людям, он уходит. Люди любят прочность, он принимает неуверенность, люди любят почву — он избирает пропасть, люди больше всего ценят внутренний мир — он прославляет войну и тревогу, люди жаждут отдыха — он обещает усталость, усталость без конца, люди гонятся за ясными и отчетливыми истинами — он все карты смешивает, он все спутывает и превращает земную жизнь в страшный хаос. Чего нужно ему? Но ведь он уже сказал нам: никто не должен спать.
(Шестов http://vzms.org/shestovpascal.htm )

Валентин Ирхин   02.04.2015 21:02   Заявить о нарушении
Ап.Пётр не мог иначе, глаза его были прикрыты, он был не в сознании. Он играл свою роль. Так было предопределено. Никто не понимал, что происходит в глубине. Только Иисус ясно видел и проходил свой путь. Был вне времени, принял свой крест.
Страшный путь.

Бетштеллер   03.04.2015 10:37   Заявить о нарушении
Непросто тут. Можно сказать, что Христос проходит свой путь сознательно, а вот как получится у Петра...

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь... И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. (Ин.21)

Валентин Ирхин   03.04.2015 11:01   Заявить о нарушении
Именно: проходит. Сейчас. Всегда.
Как с этим пониманием жить? Одно понимание ничего не меняет. Это только слова. Вбирать в себя деструктивную энергию и растворять её в сердце? Как научиться видеть ясно? Научиться сострадать всему живому? Оставаться в пути. Неимоверные усилия.

Бетштеллер   03.04.2015 11:37   Заявить о нарушении
Очень хорошо пишете!
Вера (она же понимание) - лишь (хотя это главное) основание, начало Пути. Дальше идти далеко. начинается суровая практика, вовлекаются все миры, всё тело...
Для этого все Писания, трактаты, комментарии, наставления - как избежать ошибок, какова правильная последовательность. Придут и искусство вИдения, и силы.
Но тот, кто на пути - уже не свернет, пройдет препятствия.

Валентин Ирхин   03.04.2015 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.