О социальной справедливости

               
                «В войнах сильные порабощают слабых, а в мирное время богатые превращают в своих рабов бедных…. Мы [бедные] закованы в цепи, невидимые глазу, и остаёмся рабами, даже если нас и называют свободными». Это строки из сказки Оскара Уайльда «Молодой Король». Тема социальной справедливости не теряет своей актуальности во все времена. И хотя Христос Спаситель никогда не призывал к социальному равенству (Его призыв к покаянию равнозначен призыву к нравственному совершенству), однако, и нравственная, и социальная составляющая жизни любого этноса и общества неразрывно связаны друг с другом. Действительно, нетрудно предположить, что чем выше нравственные устои общества, тем меньше будет в этом обществе социальной несправедливости, ибо всякое общество складывается из отдельных личностей, и коль скоро эти личности будут отличаться высокой нравственностью, то меньше будет в их среде и пороков, в том числе пороков социальных. То же самое произошло и с падением рабовладельческого строя. Христос, как известно, не обличал современных Ему общественных пороков и не призывал к ликвидации рабовладельческого типа общественных отношений, в тоже время, по мере распространения христианской морали в античном мiре, рухнул и рабовладельческий строй. К сожалению, в современном мiре христианская мораль не является преобладающей, а потому и перспективы более справедливого общественного порядка весьма сомнительны. Однако истории известен один пример, уникальный пример того, как, несмотря на главенствующую безбожную идеологию, было всё-таки построено общество социальной справедливости. Произошло это, как нетрудно догадаться, в советской России. Чем объяснить этот феномен? Возможно ли, отвергнув Бога и Его законы мiроздания, создать что-то доброе и человечное? Но факты – вещь упрямая, тем более, что это было на нашей памяти. Правда, советское общество социальной справедливости просуществовало совсем недолго, на протяжении жизни неполных трёх поколений, и всё же оно реально существовало, и мы помним, хорошо помним это время, когда не было нищих и голодных, когда работы хватало на всех, образование и медицина  были бесплатными, на пенсию можно было жить, проезд на общественном транспорте - фактически ничего не стоил… Сегодня обо всём этом можно только мечтать!

                Надо сказать, что в то время эти социальные блага воспринимались нами как должное, никто их особенно не ценил, (мы не замечали их, как не замечаем воздух, которым дышим), и, наверное, поэтому они и были с такой лёгкостью утрачены. Человек – существо по своей природе неблагодарное, в особенности человек безбожный. Нынче в нашей жизни всё изменилось, нет больше общества социальной справедливости, человек человеку – волк, среди нас царит полная разобщённость, злоба и ненависть. Кругом полно нищих, голодных и безработных, обездоленных и отчаявшихся. Стяжательство, беспринципность и цинизм – главные общественные идеалы… Жизнь – невыносима!               

                Исторический пример подобных социальных метаморфоз даёт хорошую пищу для размышления. Жаль только, что не все мы склонны задумываться над происходящим! Но если всё-таки задуматься, то чем объяснить эту кратковременную вспышку советской социальной справедливости на фоне массового безбожия? Первое, что приходит в голову, это то, что справедливость и безнравственность – вещи мало совместимые. Стало быть, нравственность в советское время была несравнимо выше, чем сегодня. И это неудивительно, ведь вся наша жизнь в советском обществе регулировалась христианскими нравственными принципами, хотя официальная государственная идеология и была атеистической. Формально и внешне отказавшись от Бога, мы всё ещё продолжали в душе жить по Его заповедям, а иначе и быть не могло! Тысячелетний опыт христианской жизни не может улетучиться в одночасье. И вот, оказывается, только сегодня мы созрели для полного безбожия и озверения в душе, хотя на внешнем уровне атеизм нынче и не декларируется как государственная религия. Не правда ли, интересно получается?! Социальная справедливость советской официально безбожной эпохи плавно трансформировалась в свою полную противоположность, которая затмила все «ужасы» современного капитализма и социального неравенства на Западе. И это при том, что формально Россия перестала быть страной воинствующих безбожников, по крайней мере, на словах, но зато в душе доросла до советского безбожного стандарта. Другими словами, переход России на абсолютно безбожные рельсы бытия произошёл лишь сегодня, а не 1917 году. Тогда, в 1917 году это было лишь деклараций намерений, которая завершилась сегодня перестройкой человеческой души, её окончательным отходом, отступлением от Бога. Что, естественно, не могло не сказаться на формах общественной жизни. В результате общество социальной справедливости было демонтировано осатаневшими олигархами, приведшими во власть своих политических ставленников, насаждающих в умах и душах людских совсем иную мораль, нечеловеческую, сатанинскую, звериную, на базе которой и строится нынешнее общество социальной несправедливости, способствующее, в свою очередь, дальнейшему упадку нравов. И сегодня бедные не просто рабы богатых, но рабы озлобленные и исполненные ненависти ко всему и вся, а богатые – не только поработители бедных, но пожиратели и погубители их душ и телес. 


Рецензии