Ханс Христиан Андерсен

                (1805-1875)

Ханс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835-1872 годах. Биография Андерсена тоже напоминает сказку, особенно если с доверием отнестись к его рассказу о себе в двух больших мемуарных очерках "Сказка моей жизни", предпосланных немецкому и датскому изданиям его избранных произведений.
     Андерсен родился в семье сапожника и, поскольку семья едва сводила концы с концами, работал то на фабрике, то – по найму. Решив стать актером, Андерсен в четырнадцать лет отправился в Копенгаген и определился учеником-танцовщиком в королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах.
    Андерсен написал много стихов, пьес и романов, но для всего человечества он, прежде всего, конечно же, великий сказочник. Он написал 156 сказок, которые были переведены на более чем 100 языков мира.
    В молодости Андерсен работал на фабрике, где его часто смущали грязные анекдоты и сальные шутки рабочих в цехе. У него от природы было великолепное сопрано, и он часто любил петь прямо на фабрике до того дня, пока рабочие не стянули с него штаны, чтобы удостовериться, юноша он или девушка. Когда ему исполнилось 14 лет, Ханс отправился в Копенгаген в поисках лучшей доли.
    Андерсен был высоким, худощавым мужчиной с маленькими голубыми глазами и острым носом, который выделялся на его лице. Его руки и ноги были непропорционально длинными, и, когда он шел по улице, прохожие называли его "аистом" или "фонарным столбом". Андерсен часто страдал от депрессии, был очень ранимым и обидчивым. Он так боялся погибнуть от огня, что, когда путешествовал, всегда брал с собой веревку, надеясь спастись с ее помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: "Это только кажется, что я умер". Андерсен стал одним из самых известных писателей в мире и почетным гостем королевских дворов Европы.
    У Андерсена никогда не было сексуальных отношений ни с женщинами, ни с мужчинами, хотя у него и возникали, конечно же, обычные физические желания. В 1834 году в Неаполе он написал в дневнике: "Всепожи-рающие чувственные желания и внутренняя борьба... Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен".
     Несмотря на все страдания, Андерсену так ни разу и не удалось оказать нужное впечатление на тех женщин, которых он выбирал в качестве партнера.
     В жизни Андерсена было три значительных встречи с женщинами, но он так и не сумел вызвать ответное чувство ни в одной из них. Первой из этих женщин была Риборг Войгт, 24-летняя сестра его школьного друга. На Андерсена, который был на год младше Риборг, ее хорошенькое личико и непосредственность произвели неизгладимое впечатление. Если бы Андерсен был более настойчив и решителен, он смог бы овладеть ею, но, увы, таковым он не был. Когда Андерсен умер много лет спустя, у его нашли небольшую кожаную сумочку, в которой было письмо, полученное им когда-то от Риборг. Оно так и не было никем прочитано, так как, согласно указаниям Андерсена, письмо немедленно сожгли.
    Следующей была 18-летняя Луиза Коллин. Сначала Андерсену нужно было от нее лишь сочувствие, чтобы прийти в себя после разрыва с Риборг. Постепенно он привык к ней и разглядел, что она необычайно красива. Он был опять влюблен, ей же он был безразличен.    Чтобы остановить поток пламенных любовных писем Андерсена, Луиза сказала ему, что вся его корреспонденция, прежде чем попасть к ней, просматривается ее старшей замужней сестрой (такая практика в действительности существовала в те дни). Через некоторое время Луиза вышла замуж за молодого юриста.
      Дженни Линд вошла в жизнь Андерсена в 1843 году. Эту высокую стройную блондинку с великолепной фигурой и огромными серыми глазами называли в Европе "шведский соловей". Она приехала в Копенгаген с концертами. Андерсен завалил ее поэмами и подарками. В 1846 году он приехал в Берлин, надеясь встретиться с ней на Рождество. Приглашения от нее, однако, не последовало, и Андерсен встретил праздник в гостиничном номере в полном одиночестве. Называла Дженни Андерсена только "брат" или "друг". Он был в полном отчаянии, когда Дженни вышла замуж в 1852 году.
     У Андерсена сложились тесные дружеские отношения с тремя мужчинами: с Эдвардом Коллином (братом Луизы Коллин), с наследным герцогом Веймара (с которым он познакомился во время поездки в Германию в 1844 году) и с датским балетным танцовщиком Харальдом Шраффом. Его "любовные письма" особенно Коллину, который был абсолютно гетеросексуален, — могут даже навести на мысль, что Андерсен был скрытым гомосек-суалистом. В действительности же Андерсен был просто безнадежно неудачливым в любовных делах эксцентри-ком, жаждавшим глубоких чувств, ласки и слов одобрения и восхищения. Мастурбация была тем единственным, что давало выход его сексуальной энергии, но из-за нее он постоянно носил в себе ощущение огромной вины. Во время своих поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с обнаженными проститутками. Он был шокирован и необычайно возмущен, когда кто-то из знакомых в беседе лишь слегка намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить.
      В 1862 году Андерсен познакомился с выдающейся шведской певицей Йенни Линд, влюбился в нее, сопровож-дал ее в Лондон и Берлин, где она гастролировала, однако не добился взаимности. Свой век Андерсен прожил холостяком, сохранив творческую активность до последних лет, но едва ли чувствуя себя счастливым, хотя он и был осыпан свидетельствами международного признания.      

                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

    В октябре 1872 года Андерсен тяжело заболел. Болезнь иногда отступала, и ему становилось лучше. Однако, светлые промежутки были недолгими  и состояние писателя всё более и более ухудшалось. Осень и зима принесли  ужасные страдания. Однажды писатель упал от слабости, а потом ему стало так плохо, что ночью его боялись оставлять  одного. Андерсен, любивший людей, записал как-то в дневнике, что « устал от посещений». Его угнетала беспомощность, то, что  в течение пяти месяцев он, прикованный к постели, вынужден был оставаться в четырёх стегнах и быть обузой самым близким друзьям. К физическим страданиям, к чувству одиночества присоединилась тоска по солнечному свету, по теплу, «по посещению Музы, по голосам из страны поэзии».
   Однако творческая фантазия Андерсена находила ныне иное выражение: он вырезал из бумаги разные сказочные фигуры. «Так как я не в состоянии более писать сказки,- говорил он, - то я буду их создавать в другой форме». На испанские ширмы, состоявшие из шести створок, он наклеивал всевозможные картинки на сказочные сюжеты.
    Весной 1873 года Андерсену стало немного легче, и он уехал в Швейцарию. Он снова полон надежд, пишет, что жизнь прекрасна, читает свои сказки детям и друзьям. Однако  вскоре сказочник вновь заболевает. Врачи советуют ему вернуться в Данию, да и сам он стремится вернуться на родину. Но едет он не в Копенгаген, а в загородное поместье своих друзей Мельхиоров.  Последнее лето своей жизни Андерсен провел у своих друзей Мельхиоров в загородной вилле Ролигед на берегу моря, в прекрасной местности. Силы его быстро угасали. Сначала он выходил из своей комнаты и немного гулял по саду или сидел на берегу моря, потом прекратились и эти прогулки. По целым дням больной лежал в полузабытьи с закрытыми глазами. Под конец у него началась водянка ног и постоянный кашель, но состояние его духа в эти последние дни отличалось удивительной ясностью и спокойстви-ем.
   - Мне было бы совсем хорошо, если бы не кашель и не слабость,- говорил он.- Люди так добры ко мне, мир так прекрасен.
      «Сколько дней мне ещё осталось мучиться?» - спрашивает он. Если друзья верили или делали вид, что верят в его выздоровление, то сам он уже не верил и ждал только, когда «упадёт занавес». Вскоре состояние здоровья Андерсена  немного улучшилось, и, когда  2 апреля в поместье Мельхиоров  отмечали день его рождения, он был в спокойном и радостном настроении.
     Вскоре сказочник переехал в поместье других своих друзей, где почувствовал себя ещё лучше, но снова жаловался, что Муза не хочет его посещать. «И куда она спряталась? – шутливо спрашивал он. – Не думает ли она так: выздоровей, окрепни, я больных писателей не посещаю». В письме к Скуддеру Андерсен поделился затаённой от многих тоской. Он мечтал о счастье семейной жизни, но  «радость пришла в другом образе, пришла как моя Муза, которая одарила меня богатством сказок и песен».
    Андерсен пишет фрау Мельхиор одно из самых своих поэтичных писем. Ушла Муза – и нечем жить.  «Сказки не приходят мне в голову. Словно я заполнил весь круг сказочными радиусами…  У меня нет новых свежих впечатлений, и это печально».  Далее следует горестное, но чистосердечное признание. Писатель трезво оценивает своё дарование «…драматические работы редко приносят мне радость…  Для романов у меня нет достаточных знаний…» 
   Тогда же произошло событие, которое в известной степени расстроило, но вместе с тем и растрогало Андерсена. Американская девочка прислала ему письмо; в него был вложен один доллар и вырезанная из  газеты  статья под названием «Долг детей». Статья призывала мальчиков и девочек Америки обеспечить любимому сказочнику безбедную старость.
   Андерсен написал открытое письмо американским детям, в котором разъяснил им, что он не беден. Тогда они купили иллюстрированный альбом, который и прислали Андерсену в день его семидесятилетия, которое  было  отпраздновано в доме Мельхиоров 2 апреля 1875 года.   Каждое блюдо в меню было названо в честь   какого – либо произведения писателя, в особенности в честь его сказок: «Соседи» (устрицы), «На утином дворе» (индейка), «Под ивой» (шампиньоны), «Дикие лебеди» (дичь) и др.
   В Королевском театре в честь Андерсена давали его пьесу «Первенец». Андерсен присутствовал на представлении.
   «Какой прекрасный  величественный день – и как бренно всё же моё тело…» - писал Андерсен в своём дневнике. Он получил множество подарков, адресов, писем и телеграмм из Дании и из других стран. К семидесятилетию Андерсена датские дети собрали  любимому сказочнику деньги на памятник, который с надписью  «Воздвигнут датским народом» поднялся в Королевском саду уже после его смерти  в июне 1880 года. Андерсену не нравился проект памятника, изображавшего его в окружении детей. Он писал, что недоволен эпитетом «поэт детей», хотя в шутливом письме просил композитора Хартмана приспособить похоронный марш к шагам малышей, которые пойдут за его гробом.
   В последние годы его сказки  и истории предназначались не столько  для детей, сколько для взрослых. Однажды один из знакомых сказал ему: « У вас большое преимущество перед другими поэтами, с каждым поколением для вас вырастает новая публика». Тогда известный
   датский балетмейстер Бурнонвиль, комментируя эти слова, написал Андерсену: « Он хотел намекнуть на детей, но я на это возразил, что ты умеешь заинтересовать и нас, стариков».
   Дневники и письма последних дней жизни Андерсена хранят следы его страданий.
   После 22 мая Андерсену стало  совсем плохо. 19 июня он сделал последнюю запись в дневнике.
   Андерсен завершал свои дела. Он хотел умереть, пока был ещё в состоянии жить.
   В начале июля сказочник составил дополнение к завещанию. Он платил долг дружбы и благодарности. Его состояние было завещано потомкам  Йонаса Коллина – старшего и Ханса Кристиана Эрстеда. Если же на протяжении нескольких поколений  таковых не оказалось бы, всё должно было перейти бедным детским писателям или музыкантам. Не забыл Андерсен и  свой родной город Оденсе: он завещал тамошней школе бедняков 1000 далеров, а самому способному ученику школы – «стипендию Ханса Кристиана Андерсена». Деньги он оставил  в библиотеке ремесленников в Оденсе.
   Чувство юмора не покидало писателя даже  в самые трудные дни. Незадолго до смерти он сказал: «А хотелось бы мне хоть одним глазком взглянуть на свои похороны».
    Последние дни Андерсен был почти без сознания, но когда приходил в себя, то постоянно возвращался к своей литературной деятельности. За несколько дней до смерти он продиктовал г-же Мельхиор небольшое стихотворение.
   Андерсен умер в ночь с 3-го на 4-е августа совершенно тихо, во сне. Восемь дней спустя после кончины его тело перевезли в Копенгаген и поставили в одной из больших церквей.
   Несметное количество народа пришло поклониться дорогому праху. Гроб любимого писателя положительно тонул под массой цветов и венков, присланных со всех концов света. В церкви присутствовала и королевская семья.  На похороны писателя и поэта пришли бедняки и знать, студенты, депутаты города Оденсе, иностранные послы, министры и датский король.
     «Казалось, в тот день  копенгагенцам  нечего было больше делать, как только хоронить Ханса Кристиана Андерсена», - писал один из очевидцев. Гроб сказочника несли на руках по улицах Копенгагена. Перед ним склонили траурные знамёна. Похоронили «короля сказок» в фамильном склепе Коллинов. В Дании был объявлен национальный траур. 11 августа газета напечатала стихотворение, в котором были такие строки:

 В могилу наш король сошёл,
И некому занять его престол…

В самом деле, корону короля сказок Дании и всей Скандинавии не унаследовал никто. Датский критик Гольд-шмидт написал впоследствии о многочисленных подражателях Андерсена: « В то время, когда читаешь их, постоянно вспоминаешь его, но когда читаешь его, то забываешь их».
     Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки - "Русалочки", ставшую символом города.
     Так чествовали память сына бедного башмачника, который когда-то бегал в деревянных башмаках по улицам родного города, мечтая о славе. Детские мечты его сбылись, и действительность даже превзошла его честолюби-вые грезы.
   Проследив до конца жизнь величайшего датского писателя, можно сказать вместе с ним, что жизнь его походила на прекрасную сказку, полную разнообразных и неожиданных превращений. Сам он, со своим скромным началом, золотыми грезами и блестящим концом, вполне годится в герои одной из своих сказок. Редкий писатель представляет такое полное соответствие личного характера и своих произведений, как Андерсен. Главные черты, как самого автора, так и его произведений - возвышенная поэзия и гуманное, светлое миросозерцание.

ИНТЕРЕСНЫЕ СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ

* Датский писатель Ганс Христиан Андерсен уделял очень мало внимания своей внешности. Он постоянно гулял по улицам Копенгагена в старой шляпе и поношенном плаще. Однажды на улице его остановил один щеголь и спросил:
"Скажите, эта жалкая штука у вас на голове называется шляпой?"
На что последовал немедленный ответ:
"А эта жалкая штука под вашей модной шляпой называется головой?"

* В подростковом возрасте Ганс Христиан много читал, из страстного интереса к театру расклеивал афиши. Летом 1819 года в Оденсе гастролировали актеры из Копенгагена и для массовых сцен приглашали желающих. Среди них на сцену попал и юный Андерсен. Усердие Ганса Христиана было отмечено труппой, что вызвало у него большие надежды и невероятные мечты. Не откладывая, он приступил к их выполнению.
Спустя месяц четырнадцатилетний театрал добрался зайцем в дилижансе до Копенгагена и через несколько дней предстал перед примой Копенгагенского театра балериной Шалль. Сняв для легкости сапоги и заменив бубен шляпой, он танцевал и пел перед ней, изображая Сандрильону. Прима приняла его за сумасшедшего бродягу. Ничего не Дал и визит к директору театра. Тот нашел его слишком худым и лишенным театральной внешности (здесь уже намечалась будущая сказка "Гадкий утенок"). Упрямый Ганс Христиан отправился прямиком в гостиницу к знаменитому итальянскому певцу Сибони, о гастролях которого вычитал в газетах.
Южане более сентиментальны, и мальчику удалось покорить своим пением итальянца, а вслед за ним и его гостей. Тут же организовали и подписку в пользу бедного юноши, набрав для него сумму, достаточную для нескольких месяцев жизни. Сам Сибони вызвался давать ему Уроки музыки и пения Но через полгода у Ганса Христиана пропал голос - переходный возраст, и раздраженный итальянец предложил ему вернуться домой и заняться ремеслом, но, как говорится, не на того напал.

* В 1828 году Андерсен уже был автором двух опубликованных в газетах стихотворений.  В 1830 году Андерсен издает свой поэтический сборник с приложением сказки "Мертвец".
Среди первых успехов поэта настигает и первое житейское искушение - он влюбляется. Причиной ночных бессонниц стала сестра его университетского приятеля, девушка с умеренными идеалами из бюргерской семьи, где превыше всего ценился достаток. Этой семье совсем не приходился ко двору нищий литератор, у которого к тому же и мать содержалась в богадельне (после смерти второго мужа Мария, некогда бодрая и жизнелюбивая, сильно сдала, стала прикладываться к рюмочке, и соседи поместили ее в дом призрения).
"Не делайте меня несчастным! - взывал Андерсен в письме к возлюбленной. - Я могу стать чем угодно ради вас, я буду служить и сделаю все, что потребуете вы и ваши родители!" Не откажи она ему, предпочтя сына аптекаря, кто знает, возможно, мы никогда бы не читали волшебных андерсеновских сказок, потому что он никогда бы их не написал... "Искусство требует жертв" - не пустая фраза.

* Во время путешествия Андерсена в Англию в 1847 году произошел забавный случай. Осмотрев старинный замок, Ганс Христиан расписывался в книге посетителей. Привратник обратился к его спутнику, пожилому важному банкиру: "Андерсен - это вы?" Узнав, что ошибся, он воскликнул: "Как! Такой молодой? Я считал, что писатели становятся знаменитостями к старости, а то и после смерти".
 - "А вы разве читали книги мистера Андерсена?" - поинтересовался банкир.
"Ну как же! - удивился привратник. - Да и ребятишки во всей округе знают его сказки наизусть".

* Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал со страшными грамматическими и орфографическими ошибками. Особенно тяжко дело обстояло со знаками препинания, и Андерсен тратил огромные деньги на девушек, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство

* Сказку Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л.Н. Толстой

*Ганс Христиан Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

* Самым известным писателем Дании всех времен и народов является Ганс Кристиан Андерсен.

                АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ АНДЕРСЕНА

- Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.

- Нет более опасного оружия против чёрта, чем чернила и книгопечатание: они когда-нибудь окончательно сживут его со света.

- Ради красоты потерпеть не грех.

- Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца.

- Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья.


Рецензии