случай Эллен Вест
человек пребывает в своем сердце, а не в голове , если хочешь найти свое «я», не размышляй, а переживай, личность – это не мысли, а чувства, желания, тогда, после окончания университета, Гулливера вдруг охватила тоска по своему «я», он почувствовал, будто предает себя, занимаясь наукой, нет более отвратительного создания в природе, чем человек, который сошел с пути своего , то есть предал себя, попытался стать кем-то другим, но как найти свое «я», оно прячется, и в поисках можно уйти далеко от того, что ищешь, он потому и оставил университет, что хотел найти свое «я», он определил его как «смутное чувство», наше «я» – это наше основное, главное чувство, сознание «я», по словам Канта, должно сопровождать все наши впечатления, но не сознание, а чувство, некое глубинное чувство, вроде генерал-баса, басовый звук, который никогда не прерывается, мы его, бывает, не слышим, но он звучит, можно сравнить его с инфразвуком, который не достигает головы, но воздействует на сердце, чем было это смутное чувство? Гулливер однажды понял, что это любовь, да, Любовь, именно она была органным пунктом в его жизни, неожиданное открытие после многих лет, прожитых без любви, в этом ему помогло чтение психоаналитической литературы, он понял, что любил истину так же, как любил «мадонн», предметы его любви можно было расположить в ряд, составить из них «лестницу», платоновскую «иерархию», от низшего к высшему, так Гулливер обрел личный миф Прекрасной Вселенной и с ним – свое «я», но поиски продолжались, кроме любви, он открыл в себе жалость, страх смерти, чувство заброшенности, это были «экзистенциальные» чувства, и он посвятил много времени изучению основных сочинений философов-экзистенциалистов, но не нашел в них ключей, к тайникам своего «я», не сумел обнажить корни этих чувств, пока случайно не наткнулся на упоминание о статье Карла Роджерса «Эллен Вест и одиночество», он выписал книгу, в которой была опубликована эта работа, и заказал копию статьи, когда же он прочел статью, у него открылись глаза, еще один шаг в самопознании, кем же была Эллен Вест, что с ней произошло, придется пересказать статью Роджерса, она переведена, но за Полярным кругом нет Интернета, и читатель не сможет с ней ознакомиться, Эллен Вест покончила с собой в возрасте тридцати трех лет, долгие годы она страдала от булимии и боязни растолстеть, свою жизнь она считала пустой и бессмысленной, Роджерс объяснил, как возник у нее этот «экзистенциальный вакуум»: он появился в результате отчуждения Эллен от самой себя, в юности она любила одного парня, но родители убедили ее, что ей не следует его любить, сходный случай произошел позже, и она снова согласилась с родителями, тем самым предавая себя, свое «я», пытаясь жить «заемными чувствами», стараясь чувствовать «правильно», «так, как надо», интроецируя чувства родителей (отца), она вышла замуж за человека, которого они одобрили, прочитав об этом, Гулливер подумал, что то же самое произошло и с матерью, вот откуда это чувство катастрофы в семье, чувство отчуждения, каждый сам по себе, он это хорошо чувствовал, хотя мать пыталась исполнять роль хорошей жены, он вспомнил, как она однажды сказала, что хотела выйти замуж за другого, но не решилась, потому что он был «перекати-поле», она вышла за отца, но ее любовь осталась с тем «бродягой», и все же она хотела быть хорошей матерью и женой, вот откуда это притворство, неспособность к прямому контакту, это была катастрофа, она чувствовала отчаяние, но скрывала это чувство от самой себя, она жалела себя, не признаваясь в этом ни себе, ни подругам, разыгрывала успешную даму, равнодушие к мужу постепенно сменилось пренебрежением, может быть, даже ненавистью, но она скрывала эти чувства, прятала от самой себя, а ребенок все замечал, человек может ощущать чувства другого как свои собственные, вернее, «как бы свои», это и есть эмпатия, сочувствие, но он может их также интроецировать, сделать своими, отождествляя, идентифицируя себя с другим, именно это, по мнению Гулливера, с ним и произошло, он усвоил себе скрытые чувства матери: отчаяние, чувство поражения, жалость, эти чувства были не его собственными, они были чужими, но он их принимал за свои, и чтобы почувствовать себя самим собой, смелым, уверенным, ему нужно было не так уж много – избавиться от чужих чувств, от взваленного на себя груза, вот каким было его второе открытие, вот что значил для него случай Эллен Вест, мифы о Прекрасном человеке и Прекрасной Вселенной возникли как результат ложной динамики, ложного движения, эта жалость к самому себе и всему на свете, эта потребность любви, это желание спасти всех и себя в «красоте», это бегство от жизни, – все это были болезненные ростки, побеги, чьи корни уходили в отравленный грунт, но Гулливер не потерял интереса к «Уяснению», наоборот, его замысел расширился, он решил включить в него и реальное «уяснение» – как продолжение, дополнение, или переплести его с первым «уяснением», он с удовлетворением взирал на свой грандиозный замысел, самые прекрасные дворцы те, которые еще не построены, главное – найти дело, которым можно заниматься всю жизнь, тогда никогда не будешь жаловаться на бессмысленность жизни, каждый день будет приносить что-то новое, и, лежа на больничной койке, за час до смерти, ты, как Эйнштейн, будешь что-то высчитывать, решать уравнение, надежда умирает последней, и главное – найти проблему, большую и сложную, которая не поддается быстрому решению, но оставляет надежду, что при удаче и терпении ее все же можно решить.
––––––––––––––––––––––––––––––––––
1. «Человек пребывает в сердце, а не в голове». – А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление». т.2.
2. «Нет более отвратительного создания в природе, чем человек, который сошел с пути своего гения…» – Ф. Ницше. «Шопенгауэр как воспитатель».
© Copyright:
Дюринг Евгений, 2013
Свидетельство о публикации №113033006765
Рецензии