Уроки Гиппократа

Посвящается студентам Уральского государственного медицинского университета


        Пролог

Профессий в мире много модных,
Но, к счастью, нет пути верней,
Нет  цели выше, благородней,
Чем жизнь во здравие людей!
Учитесь тайнам исцеленья,
Стремитесь к правде и любви!
Пусть будет нелегко в ученье,
Бог этот труд благословит.   
Пусть званье «Доктор» станет платой,
За этот благородный труд.
И пусть «Уроки Гиппократа»
Вам сил в дороге придадут!               
               
         Урок 1-й.

Конечно, тело – это важно.
Но вывод делать не спеши.
И хирургический диагноз
Сравни с диагнозом души.

Мы в заблуждениях взрослеем,
Приняв один завет из двух.
Известно всем – в здоровом теле
Всегда живет здоровый дух.

Но я твержу упрямо снова,
Пусть станет истиной для всех:
Пока душа твоя здорова,
И тело празднует успех!

          Урок 2-й.

Сегодня, Эскулап, мой юный друг,
Узнаешь ты о тонкостях леченья.
О том, что кроме разума и рук,
Врачу необходимы отношенья.

Когда больной в талант поверит твой,
В могущество души твоей и сердца,
Клянусь тебе своею бородой,
Он станет вмиг твоим единоверцем.

И ты, как маг,  с союзником твоим,
Крепи границы этого союза.
Уйдет болезнь, как улетает дым,
Под ветром став совсем не тяжким грузом.

Вдвоем недуг легко вам победить.
Вдвойне полезней станут все лекарства.
Крепи двух душ связующую нить,
Которой не страшна печать коварства!

Учись, мой друг, нам многое дано!
Но истину цени  превыше злата:
Больной и врач, как кубок и вино –
Неразделимы, как два кровных брата.

          Урок 3-й.

Твой пациент, дружище Эскулап,
Являет ныне жалкую картину.
Он от болезни тяжкой весь ослаб,
И скорбно горбит высохшую спину.

Болезнь его сковала, словно цепь.
Он кашляет, хрипит и тяжко дышит.
И нужен здесь единственный рецепт,
Который сам могучий Зевс услышит.

Ты Эскулап, способный ученик,
Пять лет ты мне платил за обученье.
Так что ж теперь ты головой поник?
Даруй скорей больному исцеленье!

Так-так, дружище, может ты и прав;
Здесь нужен корень дуба, листья мяты,
Составил ты такой настой из трав,
Что мертвого воротит в жизнь обратно.

Все правильно, но должен ты понять,
Одним лекарством хворь неизлечима.
Больного у Харона не отнять,
Поскольку у болезни есть причина.

Здесь словно ткач прядет из шерсти нить.
Мы лечим тело женщины, мужчины,
Но чтоб болезнь любую победить,
Ты должен устранить ее причины.

Ведь врач, как кормчий, правящий веслом,
Нужны здесь сила, разум, тонкость чувства.
Лечить болезни – это  ремесло.
Предупреждать – вот это, брат, искусство.

         Урок 4-й

Послушайте, мои ученики,
Набравшись и вниманья и терпенья,
Какой важнее берег у реки?
Какой рукой мы дарим исцеленье?

Вопрос пусть вашим мыслям даст разбег.
Пока же повторим для братьев новых:
Чтоб был всегда здоровым человек,
Он должен жить в условиях здоровых.

Чтоб чист был воздух, сытная еда,
Здоровый сон, посильная работа.
Напитком лучшим – чистая вода.
Стремленьем главным – дружба и забота.

Но, если мысли черные сверлят,
Рассудок  мутит зависть или злоба.
Они с пути любого совратят
И доведут до худобы и гроба.

Поверьте мне о, юные друзья!
Я истины, клянусь вам, не нарушу!
Лекарством победить болезнь нельзя,
Не облегчая пациенту душу.

        Урок 5-й

Привет вам о, мои ученики,
Познавшие искусство исцеленья!
Ученье как течение реки,
Нет остановки этого теченья.

Пусть век не прекратится этот бег,
Источник не иссохнет вдруг однажды,
Чем больше знаний копит человек,
Тем более страдает он от жажды.

Немало в мире полноводных рек.
В  какой найти источник для ответа:
Что есть болезнь? И, что есть человек? –
Две стороны серебряной монеты.

Ты Эскулап, вчера нам говорил,
О травах, об отварах и кореньях.
О том, когда полезен девясил,
О том, что пользу даст при отравленьях.

Прими ж врачебной мудрости настой.
И вы мои почтенные студенты.
Рецепт сегодня дам вам не простой –
«О пользе единенья элементов».

Вселенная с названьем  Человек –
Здесь все в единстве, в неразрывной связи.
От сбитых стоп до воспаленных век
И от холеры до походной грязи.

Пусть обойдут вас леность и цинизм.
Пусть эту истину из вас запомнит каждый,
Что человек, отнюдь,  не  механизм,
Из органов составленный однажды.

И, если за свое принялся дело,
Ты,  даже моей клятвы не нарушив,
То помни, что когда врачуешь тело,
Одновременно лечишь в теле душу.

И если ты облегчил муки сердца,
Вкушая сладкий мед благодаренья,
Уверься, посыпая мясо перцем,
Не навредил ли ты при этом зренью.

И пусть анатомические схемы
Не разрушают целостного мненья,
Что человек – живая есть система,
А жизнь есть непрерывное  движенье!

          Эпилог

Моих студентов, Бог, благослови!
Ведь в них души бессмертной продолженье.
В них мудрость и стремления мои,
В них мысли, моя вера и сомненья.

Так было и останется в веках –
Нам время дарит в путь познаний реку.
Пусть мудрость станет факелом в руках!
Служите Миру, Богу, Человеку!

Служите милосердью и Добру!
Друзья мои, служите медицине!
Бессмертием пусть наполнит душу труд,
Пусть тело продолженьем станет в сыне.

Пусть сердце ваше в такт беде стучит,
Зовет туда, где жаждут состраданья.
Друзья мои, медсестры и врачи,
Нет в мире благороднее призванья!


Рецензии
Дай Бог, чтобы студенты успешно усвоили эти уроки.

Александр Тихонов   06.02.2014 08:35     Заявить о нарушении