Как же тогда Ей поклоняться?

...




      
   Как же тогда Ей поклоняться? Донн предвосхитил эту проблему в стихотворении "Первоцвет". Он знал, что первоцвет - священный цветок Музы и что "таинственное число" его лепестков - знак Женщины. Неужели он должен восхищаться уродом с шестью или четырьмя лепестками, Богиней, Которая больше или меньше, чем настоящая Женщина? Он выбрал пять лепестков и с помощью науки чисел доказал, что Женщина, если Она этого захочет, может иметь полную власть над мужчиной. Но еще об увенчанной лотосом Богине коринфских мистерий было сказано (задолго до того, как эти слова обратили к идеально милосердному богу-отцу): "Служение Ей - полная свобода".  И действительно, не в обычае Богини было принуждать, но Она всегда одаривала Своими милостями, если Ее сыновья и возлюбленные являлись к Ней с нужными дарами в руках - дарами, которые они выбирали по своему усмотрению, а не по Ее требованию. Или, соответственно, лишала их. Богиню следует почитать в Ее древнем пятеричном облике, считая лепестки лотоса или первоцвета: Рождение, Посвящение, Осуществление, Покой, Смерть.


Нередко Ее власть отрицается, например, в "Богине Праздных" (из сборника "Добрый пастырь", 1725) Аллана Рамсея:


"Богиня праздных ты, слепых, тщеславных,
Тех, чья душа низка, глуп, нечестив обряд,
И алтари, и храмы в честь твою святят!

Сказал я "храмы"? или капищ мерзких
Ряд, чтоб распутство и неверие сокрыть
Под одеянием божественным?

Богиня низкая! Чтоб твои пороки
Ничтожными средь зла других казались,
Толкаешь к сладострастью без предела.

Тела и души растлеваешь, разум -
Твой враг, и промыслом ты - тать велеречивый,
Ты миру в малом и большом - беда.

Достойна слава дочки Океана:
Как подлый монстр: чуть штилем успокоишь,
И тут же диким штормом разразишься.

Мужей ты в ветры вздохов, в слез потоки,
В надежд ревущие валы, в заливы страха,
В отчаяния хладного утесы обращаешь.

Желания прилив такого, что подвигнет
Мир дать тебе иное имя, как докажешь:
Ты Мать Неистовства и Бури, не Любви.

Взгляни, какое горе и беду ты
Наслала на возлюбленных несчастных!
Прочь от меня, хоть и зовешься Всемогущей".


Рецензии