Живой и счастливый

Начать сначала рассказывать....я начну с того, момента, когда....

Была середина мая. День рождение, как обычно прошло на экзамене, в то время, как гости уже давно пили чай с тортом.
-Я пришел!
-Как сдал?
-На 5
-Иди переоденься, помой руки и садись за стол.
-Ну пап, я не хочу переодеваться, я нормально одет
-Я сказал, иди переоденься
Он сделал все, как сказал отец и подошел к ребятам.
Ребята начали поздравлять его. После всего, он сел за стол
-Будешь салат?
-Но гости, ведь пьют чай?!
-Поешь салат, ты ничего сегодня ни ел.-сказал отец.
-Ну, ты поел? Ребята сейчас сходят погуляют, а ты будешь делать уроки и заниматься дальше.
-Но я ведь только что сдал экзамен
-Ты слышал, что я сказал.
Эти несчастные дни рождения в одиночестве наедине с собой, в слезах и так каждый раз.
Играть на фортепиано было его жизнью, по словам отца, он должен был отличаться от всех, играть так и учиться, что бы быть лучшим среди ровесников-музыкантов и тех, кто старше него.
Все бы ничего..но в музыкалке было столько нудных предметов, что он иногда просто смотрел в окно, когда учительница отчитывала его в очередной раз за что-нибудь. Нет, домашнее задание он выполнял, но не всегда понимал, что от него хотели, так как первоначально совсем и не объясняли как это делается. Учительница сольфеджио проводила уроки за чашкой чаю за дверью с какой-нибудь подругой, в то время, как ученики делали задание в классе, которое она им задала, но не объяснила, как делать.
-Ты что будешь делать после школы? Пирожками торговать?-кричала она на него, а он смотрел в окно и думал о своем. Он еще не знал, что его родители наблюдают за ним в замочную скважину и дивятся тому, как он спокойно сидит на стуле и куда-то смотрит в сторону, не обращая внимания на учительницу.
-А что? Хорошая идея. Что она видит плохого в пирожках? Особенно с мясом. Я буду их покупать и перепродавать учителям же и вообще всем. А еще у меня будет целый киоск жевачек, шоколадок, газировки и киндеров-сюрпризов. Я смогу доставать вкладыши из жевачек. а потом обратно их запечатывать и продавать жевачки без них. У меня будет все, что я захочу.-Так думал он, пока она на него кричала.
-Интересно, а что дает ей это сольфеджио?-снова подумал он
-Ты сидел так, как будто ее слова не относились к тебе. Как ты можешь так спокойно смотреть в сторону и не риагировать на ее слова!- сказала мама после урока ему.
-Мама, я действительно подумываю торговать. Я люблю играть только на пианино  и петь иногда, но я хочу что бы у меня было то, что у других.
Летом выдалась возможность провернуть ему свое дело. Его дедушка лежал в госпитале в Брянске. Какие-то солдаты привезли целую партию американских жевачек дональд со вкладышами, в то время в России можно было купить только мятную жевачку- длинную пластинку без вкладыша с русской надписью" Мятная жевачка" в небольших городах России или апельсиновую, но в Москве. Про американские жевачки он узнал от одноклассницы, чей отец имел собственный магазин в Штатах и по возращению угощал ее жевачками.
Его одноклассница показывала всем вкладыши с изображением комиксов про мики-мауса или дональда, а потом, во время физкультуры мальчишки обчищали ее по полной, воруя все подчистую и только иногда оставляли двойные вкладыши ей.
Она иногда плакала, но почему -то все равно каждый день приносила и показывла все новые и новые вкладыши и все начиналось сначала.
Он приехал в школу 1 сентября. Довольный сел за парту и положил рядом с соседом по парте красивую жевачку Дональд.
-Где взял?
-Купил. Хочешь такую?
-Да
-5 р.
-Сколько? На эти ж деньги можно 10000 жевачек купить.
-Ага. Мятных. Так что? Берешь?
-Дай посмотрю. Ладно. На. Родители давали на обеды на неделю.
Он взял деньги.
-А где вкладыш?
-А это такие жевачки без вкладышей.
-Да ну? Врешь.
-Нет. Говорю тебе. Сейчас такие продают. Хочешь обратно деньги?
-Нет, жевачку хочу,да и обертка мне нравится.
В то время ребята на переменах играли на обертки в корридорах на полу.
Процедура сводилась к следующему
Накладываешь одну обертку на другую. Кладешь их рисунков вверх. Бьешь по ним рукой. Если одна картинка переворачивается на белую сторону- это " молоко" и ты забираешь перевернувшийся.
Он продал всему классу жевачки. И когда продавал последнюю, вошла их классаная.
-Ах ты комерсант, это же статья!
-Сами вы статья. Наши ребята никогда не видели таких жевачек. А мне нужны деньги. Иначе, кто их будет доставать для вас?
-Ну ты у меня еще попляшешь. Отдай ребятам деньги.
-Они съели уже жевачки. Значит деньги не верну.
Прозевенел звонок и все позабылось.
На переменах он отыграл у ребят даже их обертки и собрал дома 2 большие коробки.
Мальчишки чуть ли не плакали из-за того, что он выиграл у них даже их вкладыши, которые они приносили с собой, которые им доставались от друзей из других школ, от ребят, чьи отцы ездили за границу.
Они пытались у него отыграть свое даже в подъезде. Но он знал универсальную технику.
Есть такая штука, когда ты голодный, голова работает в 1000 раз лучше чем у остальных, ты становишься изобретательнее других, ты становишься умнее других и немного проворнее.
Но он никогда не тратил все деньги, часть он отдавал маме, что-то покупал ребятам и девочкам во дворе просто так.....пирожки с мясом были его заветной мечтой...но в столовке продавали только былочки. Пришлось ему скупать булочки и перепродавать в столовой ближе к вечеру, когда уже кроме каши ничего не продавалось, а учителя хотели есть.
Да... именно в те времена он понял, что наглость- это второе счастье. Хотя он был всегда одухотворен и мечтал ихобрести, создать что-нибудь для всего человечества просто так. Но когда его ругали... он думал только о том, как добыть денег, это его всегда отвелекало от поучений и предсказаний его судьбы другими.
Но он помнил себя и другого. Когда за лето, собирая бутылки всей своей компанией, которую он организовал, он заработал в 13 лет себе на плеер, любимую кассету, цветной яркий мяч, австралийский магнитофон со светомузыкой, на море жевачек и шоколадок, которыми он угощал друзей в последствии, он отдал последнюю часть своей чительнице по фортепиано, которая обещала его подготовить к поступлению в муз. училище, если его родители заплатят. Но у родителей не было денег. Отец говорил, что туда не пройти, сильный конкурс.
-Ты же помнишь, как ты поступил в муз. школу.! Скольких не взяли! Как тебе долго пришлось ждать, пока тебя заметят и возьмут именно на фортепиано. Ты же помнишь, что желание детей - на каком инструменте играть- не учитывалось преподавателями. Ты хочешь плакать, как они?
-Я пройду.
-Как? Без денег? Не болтай ерунды. Тебе надо много репетировать. Кто тебе там расскажет, что нужно сдавать? Как ты вообще пойдешь без специальной подготовки? Думаешь у них там своих мало.
-А я что! Не свой? Всю жизнь там учусь.
-Ты меня не понимаешь. Они знакомых берут и тех, кто платит.
И вот он спешил с пачкой денег, мятых и немятых к преподавателю. Он знал, что так бы не поступила его первая учительница. Ведь она его всегда любила и никогда не кричала на него. Она его тогда и заметила из всех...на концерте... он даже не играл... пел...
Он был без преподавателя пол года, в то время как у всех был преподаватель с первого сентября. Но ни один не имел такого желания играть на фортепиано, как он.
Он помнил суровую комиссию в первом классе и страшную преподавательницу, которая взглянув на его руки произнесла- он не будет пианистом- руки слишком маленькие. Пусть выбирает другой инструмент.
Он помнит ту секунду- когда расстерянная преподавательница их подготовительной группы смотрела ему в глаза и не могла произнести ни слова.
Он помнил, как он встал перед всей комиссией и спокойно произнес
-Я услышал все ноты на слух?
-все.-последовал ответ учительницы по подготовке к поступлению всех ребят.
-Я спел все правильно?
-ВСЕ.
-Я сыграл на слух одним пальцем все правильно?
-Все.
-Я получил положительную оцентку?
-Да. ( Надо сказать, что если малыш получал 3- то он не принимался ни на какое отделение. Такие суровые законы были в то время.)
-Почему я не могу играть на фортепиано?
Наступила гробовая тишина.
-Иди. Подожди в корридоре.
Он вышел.
Отец стоял за дверью.
-Ну?
-Меня не берут.
-как не берут?
-На фортепиано не берут. Говорят- пальчики маленькие. Вырастут. Какая ерунда. Сейчас подожди. Отец зашел и долго разговаривал. Потом вышел и сказал. Иди умойся. Тебе еще в шоклу идти. Подождем пока. Я еще с кем-нибудь поговорю.
Пока пойдешь вместе со всеми на другие предметы. А учителя подождем. вдруг кто появится.
Но я не хочу на другом отделении учиться. А ты и не будешь. Все равно будем брать ключ и ты будешь сам заниматься на фортепиано без учительницы, я с кем-нибудь договорюсь.
В то время у них не было дома фортепиано. Оно стоило очень дорого. Но бабушка с дедушкой кпили ему его во 2 классе, собрав 4 пенсии. 800 р. В те времена зарпалата инженера составляла 200р, причем в высокой должности. Надо ли говорить о том, что инструмент должен быть настоящий, новый, качественный, хорошо настроенный и блестящий в звуке и снаружи.
Но пока....вернемся к тому моменту, как он пошел умываться и собираться в школу. После школы он снова вернулся в музыкалку, что бы пойти на хор. У всех были преподаватели по инструменты и ребята рассказывали дру-другу кто на каком успел поиграть уже.
Он стоял рядом с ним и думал...
-когда же у меня кто-нибудь появится. Когда же меня начнут учить. Но вместо этого его начал потихоньку учить отец. И он аккордами уже бацал в перерывах на хоре песню " Не сыпь мне соль на рану, не говори на взрыд", в то время как другие играли еще одним пальцем детские песни.
Прошло пол года. Он видел, как его подруга ходит с неохотой на фортепиано, он не понимал, почему так в жизни все происходит- кому надо- у того нет, кому не надо- у того есть, но он не хочет играть.
Мама его одноклассницы постоянно устраивала домашние вечера, где одноклассники рассматрвиали открытки с картинками хужожников, она музицировала дома на фортепиано и все ребята пели, ее кошка подпевала им тоже.
Однажды она решила провести концерт в муз. училище при котором училось большинство его друзей. И ее сестра должна была им играть, а все дети переодевшись в котят, петь.
Все произошло очень быстро.
Ребята стояли на сцене, выстроившись в линейку, у всех были одинаковые костюмы- черные штанишки и кофтоки, перчатки и ушки. Все пели песню, сочиненную сестрой мамы его однокассницы. Он пел и видел среди толпы ту страшную женщину с отвисшей губой, которая сказала, что у него маленькие руки. Он показал на нее пальцем и шепнул стоящему рядом соседу. Ему казалось, что в этом мире он остался один...без инструмента....навсегда... и без учителя... ему было все равно....он почти даже и не пел....но улыбался и радовался тому, что все его друзья рядом и он выступает на сцене в костюме черного котенка. Он не помнил, что именно и как именно он себя вел, но не забудет никогда тот момент, когда после оконцания песни вышла очень красивая, молодая, модно одетая девушка, c красивой стрижкой, улыбающаяся ему и взяла его за руку.
-В тебе определенно что-то есть. Где твои родители? Я хочу говорить с ними. Пойдем.
-Они не пришли, но я могу позвонить им и они придут.
-Звони скорее.
Он побежал на вахту просить телефон, что бы позвонить.
Он мчался обратно. Когда он прибежал, его учительница по хору стояла рядом с его первой преподавательницей по фотрепиано и обсуждали его
-Да...это именно он остался один....он хочет играть только на фортепиано.-сказала учительница по хору.
-Иди сюда- сказала ему молодая девушка.
Он подошел и поднял глаза. Он немного стеснялся ее. Но был так горд, что ему досталась такая красивая и уверенная именно в нем преподавательница.
-Сколько тебе лет сейчас?
-7.
-Ты пианист, я это вижу и в тебе есть что-то ещё.
Ее слова проникли ему в сердце, он хотел ей сыграть все, чему научился за пол года с отцом, он хотел заваливать ее цветами, хотел...говорить каждый день спасибо.
Она много чего ему обещала. Например,концерты в 4 руки, выступления на большой сцене. Но этого не случилось. Его возраст .... ему стало все равно.... это было когда ему было 12....она плакала... он был лучшим из всей муз. школы пианистом....но просто вдруг перестал заниматься по непонятным причинам... он хотел играть в футбол на улице... он хотел гулять больше на улице, как все дети.... она плакала около года... прямо при нём... он не оправдал ее надежд....а у нее были большие планы на него.
Когда она только его взяла к себе... она как раз доучивалась в консерватории... он был у нее первым учеником...первым во всем среди других...несколько лет он учился у нее...иногда она уезжала.. ненадолго, давая концерты, но всегда возращалась.... она сказала... что на этот раз она уезжает навсегда... когда он получил 4- на экзамене.. впервые за столько лет... не получав даже 4 никогда... а тут еще и с минусом... он не занимался вообще и тем не меннее сдал...так как она сказала ему, что именно его композиторские способности помогаеют ему не бросать руки, когда он играет, его характер...но она не понимала... почему.... он так поступил с ней....
Но дети в детсве не чувствуют никакой ответсвенности за других.. если это не их младшие братья или сестры. конечно... тогда ему казалось. что он все наверстает.
Его слезы бежали по щекам. Он не плакал. Они сами брызнули...
-Какие у тебя изумрудно-чистые слезы- сказала она ему и прижала к своей груди.
Я больше не вернусь. Я надеялась. Ты должен меня простить тоже.
Он ничего не говорил.
Однажды расслабившись хоть на миг, ты можешь потерять все, даже если успел добиться многого.
И вот он пришел с пачкой денег, что бы отдать их ее матери, которая взялась за него, что бы готовить к поступлению. Но там была совершенно противоположная картина. С ним она не церемонилась, била его по рукам, обзывала как хотела, но он терпел ради того что бы играть.
Когда мы что-то не ценим, то потом получаем в сто раз сложнее испытание.
-Где взял? Родители все-таки нашли деньги на тебя?
-Нет. Сам заработал.-с гордостью произнес он.
-Не болтай ерунды. Чем ты можешь заработать в 13 лет? Кто тебя на работы возьмет и заплатит тебе 2 месячную зарплату?
-Я бутылки собирал. Нас много было. Потом все поделили.
-Бутылки?  Она замолчала.
-Возьмите, иначе я их все равно все истрачу на друзей.
-Ладно. Давай их мне. Так уж и быть. Приходи завтра- начнем. Но я тебя могу подготовить только по фортепиано. Другие экзамены я не знаю как ты будетшь сдавть. Кто тебя вообще возьмет, бестолочь. Ты ведь знаешь, что там конкурс.
-За остальное не волнуйтесь. Я сам.
Отец тоже ему сказал, что один экзамен по фортепиано его не спасет, да и то никто не дает гарантии, что за месяц можно подготовиться по фортепиано.
Некоторые экзамены, сданные в муз. школе ему защитали в училище. Но предстояло еще 3, о которых он и не слышал ранее и предметы ему были незнакомые.
Он решил поступить так. Зашел в кабинет к чительнице по хору и спросил, что нудно сдавать. Она направила его к завучу отделения, завуч была удивлена его появлению, сказала, что некогда, но он поросил только 2 минуты и она начала рассказывать, что сдавать. В процессе общения он аписывал себе все в блокнот. Она назвала ему вопросы. Он сказал- спасибо и хотел было бежать, но она его остановила и подсказала ему, что приготовить еще для экзамена, над чем поработать. Схватив лист с вопросами, он ринулся по кабинетам спрашивать ответы на них всех преподавателей, которых знал и не знал.
Был бурный день. К вечеру у него была вся информация. Оставалось только заниматься и заниматься.
Деньги были проплачены за репетиторство. Информация было собрана. Связи налажены- его уже успели все посмотреть и поговорить с ним. Было уже не страшно идти на экзамен. Все зависило только от него.
Это были красивые дни. Конец мая. В распахнутой клетчатой рубахе и в старых рабочих джинсах( как говорил ему одноклассник про его штаны) он широко и уверенно шагал в музыкальную школу. Ему предстояло умахнуть ключ c вахты, от большого концертного зала, где стоял рояль, пока вахтерша отлучиться или отвернется на несколько секунд. Расписаться поддельной подписью его преподаватели и дело с концом. Зал его на час или два..а то и до тех пор, пока не выгонят.
Все дело в том, что на концертный зал существовалао расписание только для преподавателей. А его преподаватель заявила ему, что не собирается специально ради этого приходить и расписываться, да еще и договариваться.
Поэтому он решил делать все молча.
Каждый вечер зал был в его распоряжении. Он никого особо и не видел там желающих играть. Хоть ему и говорили, что зал расписан по часам. но на самом деле за в большинстве случаев пустовал и дожидался только его.
Черный роял издвал блестящий и утонченный звук. Клавиши были и не тугими и не слабыми- то, что нужно. Он включал прожектора- направлял их в зал. Играл боком к залу и смотрел в зал. Это было захватывающее зрелище.
Самое удивительно, что когда прожектора направлены в зал- самого зала невидно, соответсвенно не видно и людей, сидящих в нем. Он представлял, что зал полон народу. Он готовил себя к выступлениям.
Он смотрел на часы, так как в зале не было окон, когда наступало 11 вечера, он закрывал зал и шел домой.
Костя, сосед по дому, загулявшись на улице протягивал ему скейт. Он скатывался на нем до подъезда. Снова ехал вверх, отталкиваясь ногой и отдавал его Косте.
С 6-8 он занимался на своем инструменте дома.Потом шел в школу. После школы час играл в футбол. днем ходил на занятия к преподавателю. Делал уроки. Немного тренировался дома на инструменте. И ближе к вечеру шел в зал. Иногда...он заходил к маме на ночную работу. А потом они гуляли еще минут 20 после работы. Ложился где-то около часа ночи. И вставать приходилось рано. Те времена были похожи на каторгу. Только летом 1 месяц он мог отдыхать в Брянске...шныряя с братвой по лесу, устраивая пикники, катаясб бесплатно на автобусе до Кургана Бессметрия, гуляя в парке Соловьи, куда иногда приезжали Чехославацкие аттракционы, ездил на площадь Поле Чудес торговать книжками, разложив их прямо на ступеньках на газетке, ездил с ребятами в Лунапарк, плескался в фантанах и доставал из них деньги на кино, в которое они с удовольствием бегали. Ходил в парк разных лазилок. Вечерами ползал по крышам домов с ребятами и деовчками, которые друг -другу рассказывали истроии на ночь. Топил садики с другом бандитом, захватывал дворы и территории, копал клад и находил, ходил в музыкальный магазин с ребятами смотреть на новенькие инструменты и слушать новые клипы, бегал босиком по городу, в магазин что бы купить кекс и сок, на речку купаться и кормить лошадей, которые иногда сбегали от цыган, жарил в дупле деревьев еду, строил шалаши, катался на ветках деревьев, которые подкосил ветер по 7 человек, устраивал игры с мячом на весь двор, играл в карты, бегал за квасом к толстой тетеньке, которая продавала его на улице, ездил к цирку рвать яблоки, а потом их продавать, пускал в лужах кораблики, лазил на грушу, вишню, дрался, ходил в клуб " Дружба" играть в игру " Менеджер", когда наступал дождь- вытаскивал клеенку и обтягивал железную детскую машину , в которой они сидели с каким-нибудь другом и представляли, что едут. На стекло вешался настоящий засушенный черный краб, что было похоже на то, что водители вешают всякую ерунду у себя в машине или автобусе. Брали  с собой еду и когда дождь бил по крыше, им казалось, что они на самом деле едут.
Время в Брянске летело быстро. Это солнечный и песочный город, где время как будто остановилось. Сейчас, он наверняка уже другой. И вернуться в него ему уже невозможно,потому что все выросли. Это были самые счастливые времена в его жизни. Он не хотел возравщаться к будням, но желание играть пересилило все.
Когда ему исполнилось 18 он начал потихоньку сочинять музыку. Но когда он полюбил, он впервые почувстовал кто он такой полностью и стал писать красивыую музыку, которая отражала всю его любовь к любимой.
Но вернемся к тому периоду, когда ему было 13. Впереди была неизвестность, но он шел несворачивая... рубаха была распахнута... рукава были закатаны... и это ощущение... когда ты позанимался.... ты себя чувствуешь самым счастливым на свете челвоеком, ты потрудился и знаешь, что завтра ты победишь, всех обставишь, что тебе не будет равных на экзамене. Тогда все решилось в его пользу. Он тогда не знал, что бывает по-другому, что чья-то злось или зависть может закрыть дорогу несмотря на все умения и достжения. Он мало знал об этом.
Он знал одно. Что когда он шел в обычных простых штанах, в простой рубахе нараспашку с закатанными рукавами, идешь щаниматься, и солце согревает твою грудь, он чувствовал себя самым богатым на свете парнем, самым счастливым и он знал в те секунды, что в этом мире возможно всё, даже когда никто не верит. Он знал, что он пришел не попросить  у этого мира- а взять и отдать уже более совершенно и преобразованное.

Рубаха. Штаны. Пианино. Так мало было нужно для счастья


Рецензии