рождение персидского бога Солнца Митры...
Менора была символом полноты творения Яхве, хотя в ней не было первой из четырех букв Тетраграмматона, а ее огни напоминали его имя из семи букв, а не из восьми. Тем не менее, на празднике Обновления, или "празднике Огней" (упомянутом в "Евангелии от Иоанна" 10:22 и в "Иудейских древностях" Иосифа Флавия 12,7.7), древнееврейском празднике Зимнего солнцеворота, использовали ( и делают это в синагогах до сих пор) подсвечник с восемью ответвлениями, так называемую Хануку.
По словам толкователей-талмудистов, этот восьмидневный праздник, начинающийся в двадцать пятый день месяца Хаслев, был установлен Иудой Маккавеем в память о чуде: во время очищения Маккавеями храма был найден горшочек священного масла, который был спрятан прежним первосвященником и которого хватило на восемь дней. Этой легендой авторы Талмуда надеялись скрыть древность праздника, который когда-то посвящался дню рождения Яхве как бога Солнца и праздновался уже во времена Неемии (2Макк.1:18). Антиох Епифан приносил жертву олимпийскому Зевсу за три года до того, как Иуда Маккавей восстановил этот праздник - на том же месте и в тот же день: рождение Зевса приходилось на зимний солнцеворот, как и рождение персидского бога Солнца Митры, культ которого произвел немалое впечатление на иудеев, когда они находились под властью Кира. По талмудическому обычаю в каждый день праздника на ханукальном подсвечнике зажигали новую свечу, пока не загорались все восемь, тогда как древняя традиция предписывала начинать с восьми горящих свечей и гасить ежедневно по одной, пока не погаснут все.
Свидетельство о публикации №113032709508