Иудеи не были готовы к этому шагу...

...


      

   Иудеи не были готовы к этому шагу, хотя в принципе многие его одобряли. Консервативное меньшинство, офиты, по-прежнему отвергали новую веру, утверждая, что бог истинный есть бог среды, которого они представляли себе в образе милосердного Змея,
 а не Козла, и что бог Логоса - самозванец. Они ссылались при этом на Менору, ритуальный подсвечник, который использовали для богослужения еще до вавилонского пленения. Семь его ответвлений расходились от центрального миндалевого ствола, символизировавшего среду. И действительно, более позднее, зафиксированное в Талмуде представление, что центральный ствол - суббота, не имеет ни поэтического, ни исторического смысла. Изначально змей - это Офион, с которым, согласно орфическому мифу творения, Белая Богиня совокупилась в образе змеи, и потому Меркурий-космократор использовал жезл с совокупляющимися змеями как символ власти.

Теперь понятно, почему Иезекииль изменил в своем видении двух из четырех планетарных животных: он сообщил об орле вместо козла с орлиными крыльями и о человеке вместо змея с человеческим лицом. Главным для него было - не упоминать космократора ни в виде козла, ни в виде змея. Вполне возможно, что именно Иезекииль добавил к мифу о творении в "Книге Бытия" иконотропный рассказ об обольщении Адама и Евы, и когда в IV веке до Р.Х. он утвердился как канонический, взгляды офитов стали ересью. Необходимо отметить, что рассказ о семи днях творения в "Книге Бытия" основан на символизме Меноры - реликвии египетского культа Солнца, а не на вавилонском эпосе о творении, в котором творцом является бог Грома Мардук, победивший морское чудовище Тиамат и разрубивший Ее пополам. Мардук (в более древнем варианте Бел) - бог четверга, а не Набу, бог среды, и не Самас, бог воскресенья. Эти мифы имеют лишь поверхностное сходство, хотя эпизод с потопом в "Книге Бытия" напрямую заимствован из вавилонского эпоса. Возможно, Иезекииль лишь внес в него поправку.


Рецензии