из манипуляций с древесным алфавитом...

...


   
  Религиозная концепция свободного выбора между добром и злом, общая для пифагорейской философии и иудейских пророков, возникла из манипуляций с древесным алфавитом. Древний культ Всемирной Богини, руководством к которому был этот алфавит, не оставлял места для выбора: Ее поклонники принимали и приятные, и горестные события, которые Она им посылала, как неизбежную судьбу, как естественный порядок бытия. Перемена произошла, когда Богиню вытеснил вселенский бог; исторически она связана с насильственным изъятием из греческого алфавита согласных Н и F и присоединением их к сокровенному восьмибуквенному имени бога.

 Кажется несомненным, что пифагорейские мистики, которые спровоцировали это изменение, принимали иудейский миф о Творении и считали эти две буквы особо священными, избежавшими скверны материальной вселенной. Хотя в старой мифологии Н и F фигурировали как месяцы, посвященные жестокой Богине-боярышнику Кранее и Ее обреченному партнеру Кроносу, в новой они представляли собой первое и последнее деревья Священной рощи, первый и последний дни Творения. В первый день не было сотворено ничего, кроме безтелесного Света, в последний - вообще ничего. Таким образом, тремя согласными Логоса, "восьмикрат града света", были: J - буква новой жизни и господства; Н - буква первого дня творения, "Да будет свет", и F - буква последнего дня творения, "Да будет покой", которую в Тетраграмматоне JHWH заменяет буква W. Примечательно, что эти буквы-месяцы назначены трем коленам Южного царства - Вениамина, Иуды и Левия, а соответствующие этим коленам три драгоценных камня - янтарь, огненный гранат ("изумительный кристалл") и сапфир - упоминаются Иезекиилем в связи с сиянием бога и с престолом его. Восседающий на престоле - не бог, как можно было бы предположить: бог никому не позволяет увидеть свой лик и остаться в живых. Он - подобие божие, отраженное в духовном человеке.

 Таким образом, хотя Иезекииль и сохраняет традиционный образ неизменного бога-Солнца, который правит с вершины конуса света над четырьмя пределами круглой Вселенной (орел, парящий над четырьмя зверями), и образ изменчивого быка-теленка, небесного Геракла, он убрал Яхве из прежней Троицы, состоявшей из К'ре (Солнце), Ашимы (Луна) и Анаты (Иштар), и определил его как бога, который требует от народа совершенства и подобием которого является священное существо, наполовину Иуда, наполовину Вениамин, восседающее на престоле Левия. Это объясняет, почему Израиль есть "избранный народ" (текст "Второзакония" относится примерно к тому же времени, что и видение Иезекииля), посвященный особому богу с новым именем, возникшим из новой поэтической формулы, которая означает жизнь, свет и мир.


Рецензии