Литературный экзерсис. Конкурс 1. Эпиграмма
~
А. С. Пушкин. Моя эпитафия
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
<1825>
Эпиграмма "На смерть стихотворца" - шутка, посвященная В. К. Кюхельбекеру
Покойник Клит в раю не будет:
Творил он тяжкие грехи.
Пусть бог дела его забудет,
Как свет забыл его стихи!
<Датируется маем 1814 — маем 1817г.>
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
на 1-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "ЭПИГРАММА"
Здравствуйте, уважаемые Поэты!
27 марта 2013 – день рождения нового цикла конкурсов Поэтического Клуба «Золотой Папирус» - Литературный экзерсис!
Сегодня в качестве Первой конкурсной темы цикла - эпиграмма. Обратимся к знатоку темы Евгению Степанову и вкратце вспомним, что...
– У древнегреческого слова «эпиграмма» несколько значений. В данном случае мы рассматриваем эпиграмму как «небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление». Блестящими эпиграмматистами были классики мировой литературы Анакреонт, Ф. Вольтер, Ж.-Б. Руссо, Сафо... Эпиграмма в России в общепринятом ныне значении появилась в ХVII веке. Основоположником жанра принято считать легендарного Симеона Полоцкого (1629 — 1680), который оставил свой след в самых разных литературных направлениях.
В ХVIII веке эпиграммы писали Михайло Ломоносов, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, в ХIХ – Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Петр Вяземский, Николай Некрасов, Фёдор Достоевский и многие другие классики отечественной изящной словесности.
…Поэты не всегда любят жизнь. Поэты почти всегда не любят друг друга. Жанр эпиграммы в этом смысле весьма показателен… Очень редко в истории русской поэзии можно встретить действительно остроумную, доброжелательную и талантливую эпиграмму одного поэта (писателя) на другого. Как правило, это зарифмованная желчь (или даже оскорбление, которое далеко не всегда имеет под собой основу и подоплеку).
Вот, например, эпиграмма классика русской литературы Александра Куприна на классика русской литературы Ивана Бунина:
И. А. Бунину
Оставь, поэт, наивен твой обман,
К чему тебе прикидываться Фетом?
Известно всем, что просто ты Иван,
А, кстати, и дурак при этом!
1912
Как это комментировать? Совершенно понятно, что никаким дураком будущий нобелевский лауреат не был. Видимо, друзья повздорили - и результат, как говорится, налицо. То есть факт очевиден: никакой объективной характеристики эпиграмма не дает, а только подчеркивает умение автора едко и злобно острить, причем, в рифму.
Вообще, авторов, сумевших показать, что эпиграмма является фактом поэзии, не так много. Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Владимир Маяковский, Саша Черный, Александр Архангельский... Эти поэты оставили замечательные эпиграммы.
Пушкин был выдающийся и очень активный эпиграмматист. Для сравнения: он написал только три сонета и около ста (!) эпиграмм. Эпиграммы были его оружием в литературной борьбе, возможностью ответить на колкости в жизни. При этом эпиграммы Пушкина написаны по законам стихотворения, без скидок на приземленность и второстепенность жанра. Е. Г. Эткинд совершенно справедливо писал: «Для Пушкина эпиграмма - концентрация свойств поэзии».
<На М. С. Воронцова>
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
1824
Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад;
И прекрасны вы некстати,
И умны вы невпопад.
1825
<На Дондукова-Корсакова>
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж... есть.
1836
Уважаемые Авторы, надеемся, всё, что касается эпиграмм, стало предельно ясным. Давайте, попытаемся создать свои собственные шедевры, взглянуть со стороны на достоинства и недостатки стихов - людей - ситуаций, - всего того, что нас окружает в этом огромное мире. Ваши короткие произведения могут быть весёлыми и грустными, лирическими и философскими. Единственное условие - эпиграммы должны выявить те скрытые стороны выбранного объекта, которые без вашего пристального взгляда так и остались бы не замеченными.
© ПК «Золотой Папирус»
УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
§ 1. От одного автора принимается от одной до пяти конкурсных эпиграмм.
1.1. Тематика конкурса свободная.
1.2. Размер конкурсных эпиграмм – от 4 до 12 строк.
1.3. Принимается одна эпиграмма "вне конкурса", которое подаётся после эпиграммы, представленной на конкурс.
1.4.Эпиграммы авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
§ 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название эпиграммы = ссылка на эпиграмму
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Саша Чёрный. "Kinderbalsam" = http://www.stihi.ru/2013/02/01/7
Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!
§ 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей. Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.
§ 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 1500 стихобаллов.
Сроки приема заявок.
С момента публикации - 27 марта 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / эпиграмм.
Удачи вам в Конкурсе!
Конкурс. "Литературный экзерсис - О1. Эпиграмма" = http://stihi.ru/2013/03/27/3
Голосование. "Литературный экзерсис - О1. Эпиграмма" = http://www.stihi.ru/2013/04/28/10965
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис - О1. Эпиграмма" = http://stihi.ru/2013/05/12/7927
==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================
Свидетельство о публикации №113032700003
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ!
= ๑۩۩๑ = С УВАЖЕНИЕМ, Павел
Поэтический Клуб Золотой Папирус 27.04.2013 23:00 Заявить о нарушении