Меланхолия Ван Гога
У меня
Потемнела стена, отсырели холсты.
Стыли пальцы. Я кисть уронил
И набил
Прогоревшую трубку. И выдохнул дым.
Барабанили капли по крыше.
Я слышал,
Как сквозняк завывает в каминной трубе.
Краски словно погасли навек.
С теплых век
Уходила усталость. И вера себе.
Я тогда испугался наверно.
Как скверно,
Когда нет никого, кто бы вылил абсент.
С полу кисть подобрав, наклонясь
И смеясь,
Я в углу на картине намазал: «Vincent».
Свидетельство о публикации №113032609867
Клавдия Матухина 13.05.2013 16:50 Заявить о нарушении
Все свои стихотворения (как и это, написанное лет двадцать назад) я пишу, основываясь на том личном соображении, что единственный источник ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ достоверности – это опыт самого поэта. Иными словами, мы не в силах абстрагироваться от собственной психологии, собственных реакций (порой странных и неадекватных). И вот, проецируя себя вовне и получая от действительности отклик, своеобразное «эхо», мы пытаемся расслышать как можно больше звуков и обертонов. Но, увы, слышим мы только то, что нам дано слышать, а остальное фильтруется (аналогия: мы не слышим инфразвук и ультразвук, хотя они воздействуют на нас не информационно, а физиологически).
Теперь чуть ближе к тексту. Я, как мне кажется, могу понять художника Ван Гога, потому что сам художник (хотя не только :)). Так вот, усталость глаз есть результат длительной и напряженной работы, когда у тебя все получается, и невозможно прерваться – ты пишешь или рисуешь, пока есть драйв, глубокая вера в себя, и рука точна. И если прервался – то перестал творить на какое-то время, превращаясь из, пусть маленького, но демиурга в обычного человека, усталого и сомневающегося. Точнее описать все это не могу.
...Кисть подобрав и смеясь... Почему «смеясь»? Потому что смех бывает разным: веселым, ироническим, саркастическим, горьким. Горьким смехом человек смеется, когда осознает тщету усилий, призрачность успеха, скептическое отношение к собственным озарениям, взлетам и падениям... Добавьте сюда широкоизвестную психическую неуравновешенность Ван Гога (что, впрочем, в той или иной степени свойственно всем художникам, балансирующим на грани мира реального и мира создаваемого) – и, возможно, это мое столкновение слов уже не покажется Вам таким уж противоречивым. Повторяюсь, но точнее выразить все это трудно.
Надеюсь, что мне удалось в какой-то мере обосновать свое нежелание менять какие-то слова и обороты в данном стихотворении, уже ставшем для меня личной историей.
С уважением,
Ладислав Котичка 13.05.2013 21:46 Заявить о нарушении
А здесь меня что смущает: раз уходит усталость, то есть человек становится бодрым, то почему - и вера себе? Логичнее было бы, чтобы вера себе исчезала у усталого человека, а не у бодрого. Тем более Ван Гог боялся приступов сумасшествия, они, видимо, и развивались от периодов напряжённой работы и мышления. Вот и приходила усталость, а недоверие к себе возрастало, так как он знал, что за этим последует - месяцы больницы, перерыв в работе, потом опять - начинай с чистого холста - и руку набивать, и мысли восстанавливать.
А в конце - почему-то смеясь, эта неопределённость звучит трагичнее, да и строка становится ровнее и чище.
Простите, что я такая зануда, но пытаюсь объяснить ход своих мыслей.
Клавдия Матухина 14.05.2013 00:08 Заявить о нарушении