Николай Алексеевич Некрасов

                (1821 – 1878)

   ШТРИХИ БИОГРАФИИ

     Николай Алексеевич  Некрасов   родился 28 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова  - Алексей Сергеевич, человек увлекающийся и страстный. Он происходил из дворянской, некогда богатой семьи, и очень нравился женщинам .    
    По обязанностям  службы ему приходилось постоянно бывать в разъездах, преимущественно в южных и западных губерниях России. Во время одной из таких поездок он познакомился с семейством богатого польского магната, жившего на покое в своем имении в Херсонской губернии, — Андрея Закревского. Старшая дочь Закревского, Александра Андреевна, блестящая представительница тогдашнего варшавского света, девушка прекрасно образованная и изнеженная, увлеклась красивым офицером и связала с ним свою судьбу, выйдя за него замуж против воли родителей. Этот брак не был счастлив. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в "Последних песнях", в поэме "Мать" и в "Рыцаре на час", Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жен и матерей, как  этот   представитель "музы мести и печали".
     Дослужившись до чина капитана, Алексей  Сергеевич вышел в отставку и поселился в своем родовом имении сельце Грешневе, Ярославской губернии, на почтовом тракте между Ярославом и Костромой. Здесь и прошли детские годы поэта, оставившие в душе его неизгладимое впечатление. В своем имении, на свободе, отец Некрасова  вел разгульную жизнь среди приятелей - собутыльников и крепостных любовниц, «среди пиров бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства»; этот «красивый дикарь» деспотически держал себя по отношению к собственной семье, «всех собой давил» и один «свободно и дышал и действовал и жил».
     В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он  без усердия, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в Дворянский полк.  С небольшой суммой денег в кармане, с паспортом «недоросля из дворян» и с тетрадкой стихов явил-ся Некрасов  из деревенской глуши в шумную столицу. Вопрос о поступлении в Дворянский полк почти уже был решен, когда случайная встреча с ярославским товарищем, студентом Андреем Глушицким и профессором  духовной семинарии Д. И. Успенским побудила  молодого человека  отступить от первоначального решения.  Беседы со студентами о преимуществах университетского образования так увлекли Некрасова, что он в категорической форме сообщил отцу о своем намерении поступить в университет. Отец пригрозил оставить его без всякой материальной помощи, но это не остановило будущего поэта, и он при содействии друзей, Глушицкого и Успенского, начал усердно готовиться к вступительному университетскому экзамену. Экзамена он, однако, не выдержал и по совету ректора П. А. Плетнева поступил вольнослушателем на историко-филологический факультет.
     С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. "Ровно три года", рассказывал он впоследствии, "я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь". Не всегда даже у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, он пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвел его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то   прошение за 15 копеек.
     Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в "Литературное прибавление к Русскому Инвалиду" и в "Литературной Газете", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н., под заглавием "Мечты и звуки". Полевой похвалил дебютанта, по некоторым известиям к нему отнесся благосклонно и Жуковский, но Белинский в "Отечественных Записках" отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что,  он сам начал скупать и уничтожать "Мечты и звуки", которые стали, поэтому,  величайшей библиографической редкостью.  После этого Некрасов долго ещё не решался писать стихи.
       Некрасов понимал, что недостаток образования мешает его работе и  в последующие годы старательно довершал его чтением европейских классиков (в переводах) и произведений родной литературы. В начале 40-х годов он попал в число сотрудников «Отечественных Записок» и некоторыми рецензиями обратил на себя внимание Белинского, с которым тогда же и познакомился. Белинский сразу сумел оценить настоящее дарова-ние Некрасова, понимая, что в области прозы из него не выйдет ничего, кроме заурядного литературного работника, Белинский, со свойственным ему одному увлечением, приветствовал стихотворения Некрасова «В дороге» и «К родине». Со слезами на глазах обнял он автора, сказав ему: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный». Стихотворение «К родине» («И вот они опять, знакомые места») Белинский выучил наизусть и распространял среди своих петербургских и московских приятелей. С этого момента Некрасов стал постоянным членом того литературного кружка, в центре которого стоял Белинский, оказавший громадное влияние на дальнейшее развитие литературного молодого поэта.
      В 1843 - 46 годах Некрасов выпустил в свет ряд сборников: "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский Сборник". Особенный успех имел последний, в котором появились "Бедные люди" Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева "Современник".
       В  сборниках кроме Некрасова принимали участие: Григорович, Достоевский, Герцен (Искандер),  Тургенев.
      Многие сотрудники "Отечественных Записок" бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в "Современник" и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника "Левиафан". Этим был обеспечен успех нового предприятия.
     Со смертью Белинского и наступлением реакции, вызванной событиями 1848 г., "Современник", оставаясь лучшим и  наиболее читаемым из тогдашних журналов, пошел на уступки духу времени. Начинается печатание в "Современнике" бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов: "Три страны света" и "Мертвое озеро", писанных Некрасовым в сотрудничестве с Станицким.
     Около середины 50-х годов Некрасов серьезно, казалось, смертельно, заболел  болезнью горла, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. К этому времени  Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями "Современника".  С прежними друзьями своими, в том числе с Тургеневым, он постепенно расходился, и около 1860 г. дело дошло до полного с ними разрыва.
    Горячо приветствовал  Некрасов в 1861 г. давно желанную свободу и все гуманные меры нового царствования; но вместе с тем не закрывал глаз на то, что ожидало освобожденный народ.  Он понимал, что одного акта освобождения не достаточно, и что много предстоит еще работы, чтобы вывести этот народ из его умственной темноты и невежества. Если в ранних произведениях Некрасова можно отыскать черты сентиментального народничества, своего рода «умиление» перед народом и «смирение» от сознания своей разобщенности с ним, то с 60-х годов эти черты уступают место новым идеям — просвещению народа и упрочению его экономического благосостояния. Эти же идеи поддерживали  в 60-е годы  Чернышевский и Добролюбов. Наиболее ярко выражено это новое направление в  стихотворении  Некрасова «Песня Еремушке», приведшем в восторг Добролюбова, который писал по этому поводу одному из своих приятелей: «Выучи наизусть, и вели всем, кого знаешь, выучить песню Еремушке Некрасова; помни и люби эти стихи».
           В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз Красный Нос". Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип "величавой славянки". Поэму рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть - Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья - все это превосходно даже с точки зрения "эстетической" критики, написано великолепными стихами и дает все образы, все картины.
По общему складу к "Морозу Красному Носу" примыкает раньше написанная прелестная идиллия: "Крестьянские дети" (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился    удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей.
   
     В 1866 г. "Современник" был закрыт, но Некрасов сошелся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него  "Отечественные Записки". В короткое время он поднял журнал на такую же высоту,  какую занимал "Современник".

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

 * Несмотря на простоватую внешность и постоянные болезни, Некрасов отчаянно любил женщин. В юношестве он пользовался услугами горничных в доме своего отца. Затем  он  пользовался услугами дешевых проституток

* С  первой женой Авдотьей Яковлевной Панаевой  и прожил с ней 15 лет. Это были годы страданий, ревности и скандалов, и к ее сорокалетию они расстались.

Потом в его жизни появилась ветреная француженка Селина Лефрем. Роман был очень бурным и дорогим в прямом смысле этого слова. Когда большая часть состояния поэта была промотана, французская дива уехала к себе на родину.

* Известно, что Некрасов был несдержанным, увлекался спиртным, не стеснялся сквернословить даже в стихах. А еще он любил роскошь и игру в карты. Странно, что он всю жизнь боролся за отмену крепостного права, но при этом сам владел сотнями душ.

* Страсть к азартным играм Некрасов ощутил, когда уже был взрослым человеком и известным писателем. Когда Некрасов покинул родной дом и сбежал от отца в Петербург, то столкнулся с такой проблемой как отсутствие денег. Личных сбережений не хватало даже на еду, не говоря уже про игру. Все так и было до момента, когда на поэта обратил внимание Белинский, который и пригласил юное дарование в гости к литератору Панаеву. В присутствии важных людей, Николай Алексеевич не знал как себя вести, выглядел неловко, а своими стихами шокировал всех присутствующих дам. После обеда и выслушивания стихов гости решили развлечься за игрой в преферанс. Вот здесь необычный гость и проявил себя как настоящий мастер карточных игр – обыграл всех. Белинский был сильно удивлен.

* Через много лет Некрасов возглавил популярный журнал «Современник». Руководителем он был умелым, журнал процветал, имел много читателей. Поэмы писателя современники учили наизусть. В личной жизни у писателя тоже все было хорошо – он жил с девушкой, которую отбил у Панаева. Приятно улучшилось и материальное состояние Некрасова, а в личном распоряжении появился кучер и лакей.
     Поэт продолжал увлеченно играть в карты, и был почти неуязвим. Панаева предупреждала о вреде азартных игр, но Некрасов был в своих силах уверен. Однажды на обед к поэту зашел Афанасьев Чужбинский, всем было известно, что беллетрист имеет очень длинные и ухоженные ногти. При игре он обыграл Николая Алексеевича в два счета. Поначалу, когда ставки были небольшими, выигрывал хозяин дома, но когда ставки возросли до 25 рублей, то началась череда неудач. Всего в ходе игры он проиграл около 1 тыс. руб. После игры он проверил карты, и оказалось, что они помечены острым ногтем. После этого случая Некрасов заручился никогда не играть с людьми, у которых на пальцах длинные ногти.

* Николай Алексеевич  всегда придерживался кодекса игры, им же и придуманного:
— никогда не испытывать судьбу;
— если в одной игре не везет, нужно переходить на другую;
— расчетливого, умного игрока надо брать измором;
— перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить;
— играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

* Некрасов ежегодно откладывал для игры до двадцати тысяч рублей, а затем, играя, увеличивал эту сумму в три раза. И только после этого начиналась большая игра. Но несмотря, ни на что, Николай Алексеевич обладал удивительной работоспособностью, и это позволяло ему жить на широкую ногу. Надо признать, что не только гонорары составляли его доход. Некрасов был удачливым игроком. Его выигрыши достигали до ста тысяч серебром. Заботясь о народном счастье, он никогда не упускал и своего.

* Однажды из-за игры в карты произошло непоправимое. У картежников существует примета, что перед игрой никому нельзя одалживать денег. И как раз перед игрой сотрудник «Современника» Игнатий Пиотровский обратился к Некрасову с просьбой о выдаче 300 рублей в качестве оклада. Когда руководитель отказал ему в просьбе, то тот пригрозил, что застрелится. Но это никак не повлияло на решение хозяина. Когда на утро все узнали, что Пиотровский застрелился, Некрасову было очень нехорошо. Оказалось, что молодой человек задолжал тысячу рублей, и ему грозила тюрьма за неуплату. Чтобы избежать позора он решил застрелиться. На протяжении всей жизни Некрасов мучительно переживал из-за этого.
 
           ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

   В начале 1875 г. состояние здоровья Некрасова резко ухудшилось, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни"  отразившие  почти исключительно  воспоминания  детств, воспоминания о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы.
     В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой"...
     В 1876 году Некрасов  вернулся к своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Но у него уже не было сил, чтобы закончить её. Тяжелобольного поэта врачи отправили в Ялту, на берег моря. Но с каждым днём ему становилось всё хуже и хуже. Болезнь была смертельной -  рак прямой кишки. Некрасов знал, что дни его сочтены, и потому трудился, превозмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться последним», - говорил он окружающим.

Новая часть поэмы получила название «Пир на весь мир». Поэт очень хотел закончить её, потому что он видел в ней своё завещание, своё  последнее напутственное слово молодым революционным бойцам. Основное содержа-ние «Пира» определяется притчей «О двух великих грешниках», где поэт утверждает, что беспощадная расправа с тираном – святое, благородное дело. В последних строках поэмы поэт отвечает на вопрос: кому на Руси жить хорошо. В его представлении это человек, борющийся за народное счастье.

Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные.
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!

Счастье отдельной личности – только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова. Но едва они появились в журнале, как цензура конфисковала журнал и заставила вырезать оттуда произведение Некрасова.
Для умирающего это было тяжёлым ударом.
- Вот оно, наше ремесло литератора! – сказал он одному из докторов. – Когда я начал свою литературную деятельность и написал первую свою вещь, то тотчас же встретился с ножницами. Прошло с тех пор тридцать семь лет – и я вот я, умирая, пишу своё последнее произведение и опять сталкиваюсь с теми же ножницами.
   В 1876 году после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме  «Кому на Руси жить хорошо» , но у него уже не было сил закончить ее, потому что в начале 1875 года он тяжело заболел. Ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Пришло время подводить итоги, и поэт создает "Последние песни".
   Кроме этой поэмы Некрасов буквально на смертном одре создал целый цикл лирических стихотворений, где слышится та же боль о судьбе народа.
   Поэт перенёс мучительную операцию, которая лишь на несколько месяцев отсрочила смерть. Спать Некрасов мог только под сильным наркозом, страдания его были ужасны, и всё же нечеловеческим напряжением воли  он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».
   В «Последних песнях» поэт говорил:

Скоро стану добычею тленья.
Тяжело умирать, хорошо умереть.
Ничьего не прошу сожаленья,
Да и некому будет жалеть.

Прощальный привет Чернышевского, присланный из далёкой Сибири в августе 1877,  года растрогал поэта.
    « Скажи ему, - писал Чернышевский одному литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убеждён: его слава будет бессмертна, что вечна любовь  России к  нему, гениальнейшему и благороднейшему  из всех русских поэтов. Он действительно был человеком очень высокого благородства души и человек великого ума».
   Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным голосом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарен ему… .  Я теперь утешен…  Его слова мне дороже, чем чьи – либо слова».
    Последней женщиной в жизни Некрасова была девятнадцатилетняя Фекла Анисимовна Викторова, которую он почему-то называл Зинаидой. К этому времени Николай Алексеевич много пил. За полгода до смерти  Некрасов обвенчался с Зинаидой. Она до последних минут ухаживала за ним и всегда была рядом.
    Умер   Некрасов 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущест-венно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны  его, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Перед гробом несли венки:  «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Певцу народных страданий» и др. 
      По воспоминаниям Плеханова  в процессии участвовали и революционеры, нелегально проживающие  в столице. Они несли венок с надписью «От социалистов».
     Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: "Некрасов выше Пушкина и Лермонтова".

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Значение Некрасова - результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества стиха Некрасов не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать "художество" как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым в том, что он всегда прислушивался к  голосу музы  "неласковой и печальной" -  музы своего непростого времени.
   Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывает новые пути в поэтическом искусстве.    Он решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что раньше было совершенно недопустимо. Некрасов значительно расширил диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, смело включая разные речевые стили - от бытового до публицистиче-ского, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля.
   Но по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. В стихотворении "Баюшки-баю" устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:

Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
дар кроткой родины твоей.


Рецензии