Второе крещение Руси

                Говорят, что Россия сейчас нуждается во втором крещении. Очень может быть, вот только кто будет выполнять роль св.Владимира, уж не Путин ли? Неоязычники вопят, что крещение Руси было актом насильственным, и киевлян силой загоняли в Днепр. Возможно, какой-то элемент добровольно-принудительного характера и присутствовал, но что с того? Во-первых, крещение Руси не сводилось лишь к одному погружению в воды реки, но представляло собой процесс просвещения народа русского светом Христовой Истины, а во-вторых, насильно привести кого бы то ни было к Вере нельзя. На закате Российской Империи принудительное насаждение Веры среди чиновников и госслужащих дало лишь обратный эффект. Но во времена св.Владимира менталитет людской был всё же не тот, что в 19 веке, инакомыслие не приобрело столь широкого размаха, и Великий князь, Рюрикович, был подлинным народным вождём и предводителем киевлян (да и народ, очевидно, не случайно называл св.Владимира «Красное Солнышко»).

                Мы часто сетуем, что утрачена соборность, но она утрачена в значительной мере потому, что некому собрать и сплотить народ, другими словами: нет истинного вождя, нет и соборности, нет и народа, если угодно. Здесь уместно вспомнить о роли личности в истории, личности великой и ничтожной, определяющей вектор развития нации, страны, государства. Хотя, конечно, историческая роль той или иной личности не выходит за рамки, отведённые ей Промыслом Божиим, и всё же: великая личность возвышает, возвеличивает народ, ничтожная личность делает и народ мелочно-ничтожным.  Личность определяет нравственные устои и идеалы своей эпохи, устанавливает планку общественных и личностных ценностей. Великая личность – созидает, ничтожная - способна лишь разрушать. Чем измеряется величие личности? В конечном итоге - её деяниями, за коими просматриваются идеалы извечной Правды и добра. (Не та неразбериха относительности доброго и злого, о которой любят толковать спекулянты-философы, но изначальная Истина, и мерилом её является Христос Спаситель). Личность же ничтожная потому и ничтожна, что лишена способности распознавания добра и зла, вследствие чего обладает искажённым видением действительности, навязывая своё превратное видение народу со всеми вытекающими последствиями.

                Возвращаясь к теме второго крещения Руси: можно ли дважды войти в одну Крещенскую купель? В особенности если речь о народе с тысячелетней христианской историей за плечами. Ответ очевиден – нет! Даже если говорить не столько о Крещенской купели, сколько о просвещении русского народа (заново!) Христовым Светом. Да и св.Владимир вряд ли сегодня отыщется. Если и возможно для нас второе крещение, так разве что только кровью, ибо первоначальные Крещенские обеты мы предали, переосмыслив их после десяти веков нашей славной истории и не покаявшись в богоотступничестве, хотя время для осознания своего падения и покаяния было явно нам отпущено. Но мы продолжаем упорствовать в отступничестве и готовим себе тем самым неизбежную кровавую баню. За грехи надо платить, тем более грехи застаревшие и нераскаянные.


Рецензии