Поэт не может оставаться поэтом, если ему кажется
Поэт не может оставаться поэтом, если ему кажется, что Муза завоевана им навсегда и явится по первому его зову.
Ирландцы и валлийцы проводили четкую грань между поэтами и сатириками: поэт призван созидать и врачевать, сатирик - разрушать и порицать. Ирландский поэт мог сочинить "аэр", или сатиру, чтобы вызвать неурожай, чтобы коровы не давали молока, чтобы лицо человека пошло пятнами или навсегда испортился его характер. В "Слушаниях ученых мужей" говорится, что одним из синонимов сатиры было "Brimon smetrach", то есть "щипок за ухо к слову":
"Поэты, читая сатиру, могли в шутку ущипнуть свою жертву за мочку уха,
и поскольку там нет костей, жертва не вправе была требовать возмещения морального ущерба".
Вот если бы поэт ущипнул человека за нос, тот вполне мог призвать его к ответу. Тем не менее, сопротивляться физически не позволялось, ибо персона поэта была неприкосновенной. Впрочем, если сатира была несправедливой, пятнами покрывалось лицо самого сочинителя, и он мог даже скончаться на месте, как это случилось с поэтами, сочинившими сатиру на невинных Луана и Касира. Вот как пишет об ирландских поэтах Эдмунд Спенсер во "Взгляде на современное положение Ирландии":
"Никто не смеет раздражать их из страха навлечь на себя их упреки и быть ославленными".
Шекспир упоминает, что поэты могли "убивать стихами крыс": он слышал где-то об ирландском наставнике-оллаве VII века Шонкане Торпесте, который, обнаружив однажды, что крысы сожрали его обед, произнес в отместку следующий "аэр":
"У крыс хоть и острые зубы,
Негодные это бойцы... - "
после чего десять крыс тут же упали замертво.
Свидетельство о публикации №113032509794