Пуританская революция

...



             
   Ныне христианство - единственная значительная религия в Европе. Иудаизм предназначен только евреям, а неудачная попытка Людендорфа возродить древнюю германскую религию затрагивала лишь внутреннюю политику Германии. Греко-римское язычество прекратило существование к концу первого тысячелетия, языческие верования северо-западной Европы, сохранившиеся до начала XVII века и даже пустившие корни в Новой Англии, уничтожила пуританская революция. Победа христианства стала очевидной после того, как император Константин сделал его государственной религией Римской империи. Он пошел на это нехотя, под давлением армии, набранной из рабов, которым нравилось, что церковь призывала в свои ряды грешников и отверженных, а также государственных чиновников, которых приводила в восторг энергичная деятельность и дисциплина церковной организации. Аскетическое учение - главная составляющая древнего христианства - постепенно теряло свою силу, и древнюю Деву-Богиню Рею (Мать Зевса, Которую приравнивали к Матери Христа) в XI веке стали почитать под прежними титулами и считать Царицей Небесной. Впрочем, возвращение к Ее почитанию завершилось лишь к XX веку, хотя уже V веке его предвосхитил император Зенон, перепосвятивший Деве Марии храм Реи в Византии.


Пуританская революция стала реакцией на поклонение Деве, во многих районах Великобритании принявшее оргиастический характер. Признавая мистическое учение о Непорочном Зачатии, пуритане видели в Деве Марии всего лишь человека, считали, что Ее религиозное значение ограничивалось рождением Христа, и предавали анафеме любой церковный обряд или учение, заимствованные не у иудаизма, а у язычества. Трудно передать, до какой степени поразили католиков привнесенные пуританами разнузданное иконоборчество, безрадостное ощущение отягощенности грехом и жалкая ограниченность соблюдения седьмого дня. Для католиков это послужило предупреждением: необходимо укреплять, а не ослаблять праздничную сторону церковного культа, сохранять привязанность к Пресвятой Деве как главному источнику религиозного счастья и как можно меньше внимания уделять ортодоксальному иудаизму Христа.

 Хотя последние папы осудили позицию "разделенного дома" в вопросах Веры и Истины, попытку уверовать в то, что заведомо не подтверждается исторически, на практике, образованные католики отводят свой взгляд от исторических Иисуса и Марии и благочестиво останавливают его на Христе и Пресвятой Деве. Они убеждены, что Христос имел в виду себя, а не пророчествовал от имени Яхве, когда говорил: "Я есмь пастырь добрый" или "Я есмь истина" [2] и предрекал всякому, кто уверует в него, жизнь вечную. Тем не менее, католики давно навели в своем доме порядок: несмотря на то, что многие средневековые священнослужители не просто потворствовали народному язычеству, но и активно его поддерживали, и Царице Небесной, и Ее сыну поклоняются ныне без оргиастических ритуалов, некогда проводившихся в их честь. И хотя официально по-прежнему считается, что сын, подобно Гераклу, Орфею и Тезею, опустошил ад, а мистическую свадьбу Агнца и Белой Принцессы, под Которой подразумевают церковь, признают в вероучениях всех христианских конфессий, из христианского мифа исключен эпизод с Самсоном и Далилой, а в старом козлоногом дьяволе, извечном враге сына, более не усматривают его близнеца.

Древняя религия была дуалистической: на барельефе из слоновой кости XIV века, найденном в Рас Шамра, Богиня изображена в минойском одеянии, со снопом из трех колосьев ячменя в каждой руке, Она оказывает знаки внимания барану с человеческим лицом слева от Себя (бог Возрастающего года) и козлу справа (бог Убывающего года). Козел блеет, недовольный тем, что голова Богини повернута от него, и настаивает на том, что пришел его черед. Христианство постоянно отдает предпочтение овцам перед козлами, в результате чего поэтическая Тема искажается: церковная организация становится антипоэтической. Жестокую, капризную, невоздержанную Белую Богиню и мягкую, постоянную, благочестивую Деву удается совместить разве что в контексте Рождества.


Рецензии