Как бороться с еретиками, или боязнь осуждения

               


                На всех лежит грех, если нет правды.
                (святитель Иоанн Златоуст)


                Русская Православная Церковь сегодня не борется  ни с еретиками, ни с отступниками. Означает ли это, что таковых нынче просто нет? Конечно, не означает, ибо любой батюшка вам скажет, (если вы его спросите), что трагические события 1917 года, две революции, крушение Российской Империи, приход к власти большевиков, гражданская война, разруха, красный террор (равно, впрочем, как и сегодняшний тотальный крах на социальном, нравственном, государственном и политическом уровнях), имеют своей причиной массовое богоотступничество народа русского. Итак, то, что всем и каждому в Церкви ясно, как белый день, и тайны из этого никто не делает, т.е. что все наши теперешние беды - от забвения Веры Православной и вековых нравственных устоев, от клятвопреступления (попрание соборной клятвы 1613 года) и молчаливого попустительства ритуального заклания русского царя Николая II, (правда, о последних двух причинах официальная Церковь умалчивает), нам предлагается преодолевать исключительно на личном уровне. Как видно из сегодняшней ситуации, преодоления богоотступничества на одном только личном уровне у нас не получилось, страна продолжает коснеть в безбожии. В чём же дело, как выбираться России из того хаоса, в который нас ввергло отступление от Веры? Совершенно очевидно, что исключительно «снизу» народ никогда эту проблему не решит. Но, увы, и «сверху» нет нам никакой подмоги и руководства. Власть – осатаневшая, Церковь не в состоянии ей противостоять, тем более, что и сама поражена множеством нестроений. Отвергнув в своё время царя земного, Церковь русская оказалась беззащитной перед безбожным государством и пошла у него на поводу, будучи не в состоянии преодолеть ересь цареборчества. А упорство в ереси – вещь губительная. Сюда же добавились и ересь обновленчества, и экуменизма, и снова поднявшая голову ересь жидовствующих. Церкви, конечно, не впервой бороться с еретиками, но как это делалось прежде, и почему стало невозможным в сегодняшних условиях? Обратимся к историческим примерам, к 15 веку, к преодолению ереси жидовствующих. Вот, что пишет преп.Иосиф Волоцкий в своём «Просветителе» о жидовствующих еретиках:

«Желая своими словами испугать истинно верующих, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, они (жидовствующие) приводили в свидетельство слова Господа, Который сказал: «Не судите, да не судимы будете»(Мф. 7, 1.), – и слова святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого нельзя ненавидеть или осуждать, ни неверного, ни еретика, и не следует убивать еретика; если же нужно судить еретика или отступника, то пусть он будет осужден по царским и гражданским законам, а не иноками и даже не мирскими людьми, если они не заседают в судах.
     Тот, кто хочет подробно узнать, что значат слова Господа: «Не судите, да не судимы будете», – пусть прочтет свидетельство святых книг, написанных об этом святыми преподобными и богоносными отцами нашими: святым Иоанном Златоустом, Василием Великим, божественным Афанасием Великим и многими другими отцами нашими.
     Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. …Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда.
     Ведь так делают и пастухи: пока звери ничем не беспокоят их, они, улегшись под дубом или под кедром, играют на свирели, оставив овец пастись на воле; когда же почувствуют они приближение волков – немедленно отбрасывают дудочку, хватают пращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и камнями, становятся перед стадом и грозно кричат во весь голос, пока не отгонят зверя, еще не успевшего нанести вреда.
     Так подобает делать и нам, пасущим Христово стадо, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть и они, поучаясь в лугах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков, хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими иудейскими учениями, – тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада. Так говорит святой Златоуст.
     Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует их ненавидеть и делать им зла; когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре – чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд – иди; если судья, допрашивая, потребует показаний – говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане – спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное – пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан.
     Или не знаете, что сделал Иоанн Креститель? Увидев деспота, отвергающего брачные законы, он с дерзновением сказал посреди торжища: «Не должно тебе иметь жену брата твоего»(Мк. 6, 18.).
     Я же веду речь не о людях, не о судье и не о браках беззаконников, но о поругании Владыки.
     Если даже и умереть придется, не ленись учить брата своего, ибо это – мученичество за Христа. Ведь и Иоанн – мученик: хотя от него не требовали ни приносить жертв, ни поклоняться идолам, но он видел, что попираются божественные законы – и за это положил душу свою.
     И еще говорит тот же Златоуст: возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня»(Мф. 12, 30.).
 …И великий Иоанн Златоуст пишет: царским судом и гражданскими законами обуздывается воля безумных людей, творящих смертные грехи и губящих душу и тело. Так говорят и священные правила святых отцов. Слушайте, цари и князья, и разумейте, что держава дана вам от Бога (Ср.: Прем. 6, 1 – 3.), что вы – слуги Божии. Для того Он поставил вас пастырями и стражами людей Своих, чтобы вы соблюли стадо Его невредимым от волков. Бог избрал вас Своими наместниками на земле и, вознеся, посадил на ваши престолы, милость и жизнь дал вам, и меч вручила вам вышняя Божия десница. Вы же не скрывайте истину среди неправды, убойтесь серпа Небесного и не давайте воли людям, творящим зло, не позволяйте нападать на праведных людей бешеным псам; ведь если бы кто-нибудь дал меч человеку безумному, он был бы виновен в гибели не только тела, но и души.
     О ком можно сказать, что они не только тело губят? Убийца и тот, кто занимается разбоем или притесняет ближнего, губит лишь тело. Когда же Златоуст говорит о людях, «губящих душу и тело», он имеет в виду еретиков и отступников: именно они вместе с телом губят и душу, прельщая православных еретическими учениями.
     И что же? Если они сотворят зло, то грех и на душе попустившего, то есть на царе, на князе и на судье земном: они дали волю злочестивым людям, и за это с них спросит Бог в страшный день Второго Пришествия Его. И потому цари и властители должны иметь попечение о том, чтобы карать еретиков, восстающих на Христа.
     Согласно с этим наставляет и учит священный Златоуст: то, что происходит по воле Божией, хотя и может казаться злом, есть наибольшее добро; а то, что против воли Божией и не угодно Ему, хотя и может казаться хорошим, – наиболее злое и законопреступное дело. Если кто-нибудь убьет по воле Божией – убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, – милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными. Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков.
     Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки – да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей…».
     И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и, прежде всего, останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего». Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням». (Слово 13 из «Просветителя» преп. Иосифа Волоцкого)

                Итак, как видим, по словам святых отцов Церкви, «цари и властители должны иметь попечение о том, чтобы карать еретиков, восстающих на Христа». Но если власти гражданские безбожны и по этой причине лишены такого «попечения», а власти церковные далеки от обличения ересей, ибо зачастую сами являются их проводниками, то что тогда делать? Ответа на этот вопрос пока нет. Из исторической аналогии с 15 веком следует, что преодоление ереси жидовствующих, борьбу с которой (кстати сказать, исключительно в литературной форме) вели преп. Иосиф Волоцкий, святитель Геннадий Новгородский и преп. Нил Сорский, стало возможно лишь после осуждения ереси на Соборе и вмешательства «властных структур» Ивана III, но никак не раньше. Одна Церковь без Великого князя была бессильна побороть еретиков. (Вот когда становится очевидно, что Церковь без православного царя – не в состоянии выполнять многих своих функций!).

                Сегодня созыв Поместного Собора невозможен, Православного Царя – нет, гражданские власти не собираются вмешиваться в дела церковные (которые, как оказывается, отнюдь не только церковные, но общенародные, ибо крах Веры в народе есть крах государства, страны и пр.), Церковь не решается выступить с оценкой происходящего, с обличением зла во власти и общественных пороков, что дальше? Такую тяжелейшую ситуацию Россия, похоже, переживает впервые в своей истории. Где и в чём выход? Время покажет.


Рецензии
Есть на стихире некто именующий себя Арсений Платонов. Воинствующий еретик чистой (мутной скорее) воды. Оппонентов ему не увидел. Интересно, он удаляет рецензии проливающие истинный свет на его личину, или люди действительно в преобладающей массе поддаются его внушениям. Доктрины особенной у него не вижу: так что то надергано невразумительное. Но с первых строк ставить себя в святые спешит. Не сдержался я, грешным делом назвал его Арсений Лукавый, и, по русскому обычаю, хотел в рыло надавать. Но аспид скрылся. На его странице, вероятно, ничего нет, но в моих рецках наша беседа сохранилась.

С Вами не согласен в частностях. Государство, выступи оно в поддержку церкви, чистоты доктрины, или еще каким образом, только испортит все.
Разве можно к благому делу привлекать нашу клептократию. Это вкратце.

Отмечаю так же на некоторую неточность в Вашем изложении фактов: Волоцкий помимо литературных форм борьбы с ересью, путем организации церковного собора, сумел отправить на костер Курицыных. Могу в деталях ошибаться, но что то такое вроде у Карташева мелькало.

Евграфий Графинов   26.03.2013 00:21     Заявить о нарушении
Во-первых, наше государство не может выступить в поддежку церкви по опредлению, а во-вторых, потому что ему до Церкви дела никакого нет, если она ему не мешает.
Собор мог быть созван только Великим князем, а впоследствии царём, и решения о наказании принимались исключительно гражданскими, а не церковными органами.

Андрей Леонидович Климов   26.03.2013 21:10   Заявить о нарушении