Кавказское созвездие. Слово об Али Шогенцукове

 
   Теперь, когда и советская эпоха стала достоянием истории, её герои и поэты-не воспринимаются ли в нашем сознании, как  потерявшие актуальность, отошедшие вместе с эпохой в историческую даль? 

   
  Вот и Али Шогенцуков-на протяжении десятилетий советского строя объявлявшийся официальной пропагандой основоположником профессиональной литературы прежде«бесписьменной» народности, по тогдашей табели о рангах даже еще не«дозрев шего» до звания народа-не воздаем ли мы почести по привычке? Актуален ли этот поэт и прозаик сегодня? Будут ли его помнить и чтить? Ведь по кавказским меркам 110-летний аксакал-поэт еще мог быть нашим современником. Но нет: он навечно остался молодым, война унесла его, как многих лучших  его товарищей по перу:Аркадия Гайдара, многие другие даровитейшие силы.
 
  «Все течет, все проходит»-учили античные философы. »Так проходит земная слава»-вторили им латинские афористы.
    Наш поэт-переживет ли его имя недолгую по историческим меркам официальную советскую канонизацию? Войдет ли он навсегда в золотой фонд адыгской словесности и исторической памяти народа? И не только он, но и многие другие, чьи менее известные имена ныне почти полностью преданы забвению.

   Мне думается, ответ на этот вопрос зависит он нас самих. Есть давнее ироничное изречение:»классиков почитают, но не  читают». Так повсюду в мире. Но для не очень многочисленных в силу исторических коллизий народов такое положение дел гораздо опаснее, чем для великих наций с их развитой культурой.В дни юбилеев воздаются почести, возлагаются цветы произносятся соответствующие речи, проводится  ряд мероприятий-и на этом упоминание имени завершается до следующего юбилея.

   Но подумаем:ведь не в »воздавании почестей»-смысл периодически отмечаемых народом юбилеев своих писателей и деятелей национальной культуры. В чем же? Очевидно, в том, чтобы посредством газет и журналов, радио и телевидения, встреч и конференций народ заново, с новой глубиной и в новых измерениях узнал имена, составляющие неотъемлемую часть этнического самосознания, генетической памяти народа. Иначе неизбежна его деградация и исчезновение с исторической сцены, как исчезли в песках времени сотни народов и языков. Вот почему актуализация нашего культурного наследия-общая сверхзадача народа перед перспективой растворения его национальной идентичности в приливных волнах эпохи глобализации с его процессами нивелирования даже более многочисленных наций и мощных культур.

  Однако, как известно, »насильно мил не будешь». И одними заклинаниями проблем не решить. Что нам нужно предпринимать уже теперь, чтобы новая поросль, сегодняшнее  юношество, преисполнялось подлинной гордостью за наше культурно-историческое наследие?

   Вот, к примеру, Пушкин. Ныне любой знает:»Пушкин-это наше всё». Иными словами, уже и все эпитеты, вместе взятые, слишком слабо отражают степень ощущения российским полиэтническим сознанием не только поэтической гениальности, но и уникального вклада А.С.Пушкина в создание литературного русского языка. Поэтому только Пушкин удостоился этого  единственного в своем роде эпитета:»наше всё»! Ибо и до Пушкина было немало блестящих русских поэтов, но ему выпала единственная честь создать тот литературный язык и те литературные нормы, носителями которых мы все являемся до сих пор, спустя двести с лишним лет со дня рождения Пушкина. Напротив, язык Ломоносова и Державина, не говоря о менее значительных поэтах, как Сумароков и Тредьяковский, воспринимается нами, как довольно архаичный.

   Однако, сегодня мы с удивлением читаем записки современников Пушкина, членов того круга, которому он принадлежал, а это все были представители аристократических слоев, с европейским образованием.
  Почему с удивлением? Потому что он-Пушкин!!-не представлялся за редкими исключениями им большим поэтом и мыслителем, »умнейшим человеком России», каким он навечно вошел в русскую культуру, заняв в ней центральное место.
   Не меньшее удивление постигло современников Лермонтова, когда уже первые исследователи его жизни и творчества,оценили его гений наравне с пушкинским. 
   Что ж, большое видится на расстоянии...

 Али Шогенцуков-ракета, вспыхнувшая на небосклоне культуры адыгского народа первой половины 20 века.
  В оборванности своей лиры на полуслове, в цвете лет, он мистически разделил участь почти всех культовых русских поэтов-Пушкина,  Лермонтова,Баратынского, поэтов-декабристов, Блока, Есенина, Маяковского, Н.Гумилева...
  Уже давно сделалась общим местом мысль о трагичности поэтической миссии в нашем Отечестве.

 Али Шогенцуков-основоположник современного литературного кабардинского языка, адыгского, как мы теперь больше предпочитаем самоназвание. И в этом он стоит в адыгской культуре наравне с Пушкиным-в русской. Кому-то такое сопоставление покажется преувеличением. Отчего же? Разве не равнозначный вклад в языки своих народов внесли оба этих поэта, сохранив для будущего национальные языки,которым угрожало если не полное исчезновение, то долгое прозябание. В каждом народе обязательно есть такой поэт, занимающий это  единственное место «основоположника литературного языка». Разве Пушкин не сделался тем могучим импульсом, из которого в короткие исторические сроки развился пассионарный взрыв русской словесности и культуры? Разве адыгская профессиональная литература не берет истоком творчество Али Шогенцукова? И в этом не состояло ли его счастливое предназначение:явиться в мир творческой искрой, вдохнувшей жизнь в национальную словесность?

 Гениальность не только в том, что сделано,но и в том, проводником какой миссии сделала человека историческая судьба, Провидение.

   Однако, и в том, что оставил на бумаге, уйдя на фронт, Али Шогенцуков-разве этот багаж его поэтического пера и его мыслей-он изучен нами по-настоящему?

   А знаем ли мы, что Али Шогенцуков, как и Пушкин, и Лермонтов, писавшие стихи не только по-русски, но и на французском, писал не на одном родном языке? Русские стихотворения Али Шогенцукова удивляют изрядным его владением и свойственным его перу богатством образов и метафор, как и стихи, написанные на родном кабардинском. Он был адыг, но вобрал в свой интеллектуальный багаж богатство русской культуры, отточил свой русский настолько, что писал и на русском не просто хорошо-превосходно! Здесь нет места для подробной иллюстрации этого утверждения, лучше самим обратиться-быть может, впервые, всеръез-к его творчеству.Как уже будучи взрослыми мы по-новому открываем для себя «школьных» писателей и поэтов, они становятся нам необходимы.

     Как известно, Николай Первый сказал о Пушкине эти слова:”Сегодня я говорил с умнейшим человеком России”.
 Какие же мысли, высказанные тогда в беседе молодым Пушкиным произвели на царя столь глубокое впечатление? Это, верно, были мысли о великих дремлющих силах русского народа, пребывающего в то время во тьме векового рабства и культурной отсталости. По аналогии Али Шогенцукова можно с полным правом почитать как одного из самых светлых умов адыгского народа.

 Свет и благородство его души, как свет далекой звезды, погасшей, но не исчезнувшей в вечности, угадывается на портрете-в его высоком чистом челе и тревожно-огненном взоре. Это благородство и гордость потомка кавказских  джигитов, наследников древней величайшей цивилизации хеттов, говорило в нем, когда он с усмешкой, должно быть, качая головой, слушал и читал речи про великие языки и культуры и-малые и убогие. Нет!Его пророчество состояло и в том, что он одним из первых смело говорил о несправедливости и неверности по существу этих клише официальной имперской пропаганды.

 Великие творческие силы, пусть еще дремлющие до поры, есть в генофонде каждого народа Земли, ибо ни один народ не вырастает из ниоткуда, а имеет долгую сложную историю. Да, иные народы могут повернуть вспять в развитии-так складываются исторические обстоятельства, истощается в долголетних войнах потенциал народа.Одна из наиболее обоснованных и объективных версий неожиданного духовного упадка эпохи ”застоя” после героической эпохи всеобщей веры в коммунистическое завтра и катаклизмического затем падения казавшейся на века нерушимой и непобедимой империи СССР:генетическое истощение потенциала советского многонационального народа после потрясений сталинского террора и невиданных по миллионным жертвам лучших молодых сил всех советских народов на фронтах Великой Отечественной войны. Упадок национального духа, всеобщий цинизм и развал страны при всеобщем эгоистическом равнодушии поколений, пришедших на смену поколениям Большого Террора и военного лихолетья не преминули последовать.

  Лучшие умы и блестящие дарования всех народов СССР принесли свою жервенную дань Молоху войны. Адыги, уже перемолотые злосчастностью своей судьбы Столетней войной, последующей за ее окончанием депортацией-изгнанием большей части народа на чужбину, сталинскими чистками и раскулачиваниями наравне со всеми-исполнили свой долг защитников Отечества в 1941-1945годах.

  Мудрено ли, что ни один народ не может не истощить на долгие годы и даже десятилетия свои человеческие ресурсы в столь долгих испытаниях на прочность? 
   Но если народ выстоял в пространстве и во времени, то нет сомнений в том, что превратности исторических судеб и дремлющая до поры национальная идентичность непременно приведут к новому Ренессансу, к эпохе Возрождения.

23.03.2013 01:33

https://zera-cherkesov.livejournal.com/405813.html


Рецензии