Подобное испытали равви Иосе ха-Кохен...

Подобное испытали равви Иосе ха-Кохен и равви Иошуа. А равви Бен Аззаи, погрузившегося в размышления о Писании, внезапно окружили языки пламени. Его ученики поспешили за равви Акиба, который пришел и спросил Аззаи: "Не таинства ли "Merkabah" ты изучаешь?"

Не одни евреи знали эту тайну. Согласно Макробию, оракул Колофона, одного из двенадцати ионийских городов Малой Азии, сказал, что природа надмирного бога Иао четверична. Зимой он Гадес, или Кронос; весной - Зевс; летом - Гелиос (Солнце); осенью - Иао, или Дионис. Вероятно, эти знания - часть наставлений, с которыми на горе Олимп обратились к Киприану Антиохийскому семь мистагогов. Иао был известен в религии орфиков как четырехглазый Фан (от слова phaino - "появляюсь"), первенец богов. В орфическом фрагменте 63 у него золотые крылья и головы барана, быка, змеи и льва. Бычьи головы располагаются сбоку, чтобы указать на его главную природу. Вместо головного убора у него огромная змея, "похожая на любого дикого зверя".

Здесь можно смело отождествить херувима с вращающимся колесом, которое в кельтской легенде стережет рай, ибо, как указано в "Книге Бытия" (3:24), херувимы были поставлены у восточных ворот Эдема. Оружием у них "обращающийся меч Яхве", которым (как гласит "Книга пророка Исаии", 27:1), он убил Левиафана, подобно тому как Мардук убил Тиамат, - чтобы никто не смог войти. Согласно Иезекиилю (28:13,16), рай - это обильно орошаемый сад у подножия горы, который иногда посещают такие герои, как царь Тирский. Сад сверкает драгоценными каменьями, в нем раздается барабанный бой и слышны звуки труб. Гвион расположил его в долине Хеврон. Серафимы, или "змеи огненные", которые в качестве хранителей ассоциируются с херувимами, - это, очевидно, еще один способ дать представление о священных спиралях, высеченных в предупреждение на воротах священной обители. Херувимы, по-видимому, представляют собой свастики, или огненные колеса.


Рецензии