Явное отождествление Иеговы и Аполлона...

...


    
Явное отождествление Иеговы и Аполлона, по-видимому, обезпокоило фарисеев, хотя само видение они отвергнуть не посмели. Есть свидетельство, что некоего книжника, который понял значение слова hashmal ("янтарь"; еврейское hashmal значит сейчас "электричество" - производное от греческого названия янтаря) и опрометчиво заговорил об этом, поразила молния (Haggada, 13, В). По этой причине, согласно Мишне, книге "Ma'aseh Merkabah" ("Дела Колесницы") можно обучать лишь того, кто не только умен, но и способен обретать знание через собственную премудрость (гнозис), при обучении никто более не должен присутствовать. А "всякому, кто говорит о том, что впереди, позади, наверху и внизу, лучше было бы вообще не рождаться". В целом, считалось нежелательным касаться "Merkabah", тем более что, по пророчеству, "когда совершится полнота времен, Иезекииль явится вновь и отворит Израилю палаты Merkabah" (Cant. Rabbah, I, 4).

Таким образом, этому таинству учили лишь немногие раввины и только избранных учеников: среди них равви Иоханан бен Задкай, равви Иошуа (член Синедриона при Гамалиеле), равви Акиба и равви Нехуния. По словам равви Зеры, даже название глав в "Merkabah" можно сообщить лишь тому, кто возглавляет школу и отличается сдержанным нравом. Равви Амми считал, что это учение можно доверить лишь обладателю пяти качеств, перечисленных в "Книге пророка Исаии" (3:3): "...пятидесятника и вельможу, и советника и мудрого художника, и искусного в слове". Росла вера в то, что в момент раскрытия тайны "Merkabah" явится Яхве.

"Равви Иоханан бен Задкай ехал по дороге на осле, а его ученик Елеазар бен Арак шел за ним пешком. Равви Елеазар сказал: "Учитель, поведай мне о Делах Колесницы". Равви Иоханан ответил отказом. Равви Елеазар вновь обратился к нему: "Позволь мне повторить в твоем присутствии то, чему ты научил меня". Равви Иоханан не стал возражать, однако слез с осла, закутался в плащ и сел на камень под оливой. Он объяснил, что не подобает ему ехать верхом, когда ученик излагает такую страшную тайну и когда их сопровождают Shekinah ("Блеск") и Malache ha-Shareth ("Ангелы в услужении"). Не успел равви Елеазар заговорить, как с небес сошел огонь, и они оказались в огненном кольце. Ангелы слетелись послушать, подобно тому как собираются сыны человеческие, чтобы стать свидетелями свадебных торжеств, и раздалось пение из терпентина: "Славьте Господа от земли, демоны и твари морские, плодовые дерева и кедры, славьте Господа!" И отвечал на это ангел из огня: "Это Дела Колесницы!" Когда Елеазар закончил, равви Иоханан поднялся и поцеловал его в голову со словами: "Славен бог Авраама, Исаака и Иакова, ибо дал он отцу нашему Аврааму мудрого сына, знающего, как поведать о славе отца нашего небесного".


Рецензии