Поэту может явиться и херувим...

...


Поэту может явиться и херувим. О нем упоминается в 1-й главе "Книги пророка Иезекииля"; несомненно, это календарный зверь. Он состоит из четырех частей, представляющих "четыре Новых года" еврейской традиции: лев - весна; орел - лето; человек - осень, главный Новый год; вол - зима, время пахоты в Иудее. Иезекииль отождествляет херувима с огненным колесом: очевидно, с колесом солнечного года, как очевидно и то, что бог, которому он служит, - это Солнце Праведности, эманация Ветхого Днями. Каждый херувим (их четверо) - колесо в колеснице божией, и оно катится прямо вперед, не отклоняясь в сторону. Объяснение Иезекииля - "...по виду их и по устройству их казалось, будто колесо находилось в колесе", - из-за своей невразумительности стало притчей во языцех, но с точки зрения календаря смысл его прост. Каждое колесо колесницы божией - это годовой цикл из четырех сезонов, а колесница знаменует собой цикл из четырех лет. Каждый год вращается в четырехгодичном колесе от начала до конца времен, а Предвечный Возничий - бог Израиля. У Иезекииля херувимы-колеса сами движут колесницу; он не стал впрягать в нее ангелоподобного коня, памятуя о том, что запряженные лошадьми колесницы, пожертвованные по обету иерусалимскому Храму царем Манассией, были удалены оттуда благочестивым царем Иосией как идолы. На самом деле вместо орла Иезекииля должен быть овен или козел, а вместо человека - огненный змей с человеческим лицом, и все эти звери должны иметь орлиные крылья.

Эти сверкающие, рожденные из облака херувимы были цвета Аполлонова янтаря, как и человек, которому они служили, так что вполне могли оказаться жрецами гиперборейского Аполлона, бога Солнца, священным камнем которого был янтарь. Более того, каждая золотая спица в колесе заканчивалась как бы ногой тельца, а золотой телец был священным животным бога, который, по словам царя Иеровоама, вывел Израиль из Египта, и священным животным бога Диониса - меняющейся ипостаси неизменного Аполлона.


Рецензии