Максим Исповедник о свободе воли

Свобода и воля совсем не есть произвол.
И свобода ВЫБОРА не только не принадлежит к совершенству свободы;
напротив, есть умаление и искажение свободы.

Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное
устремление и влечение души к Благу.
Это есть целостный порыв благоговения и любви.
"Выбор"
совсем не есть
обязательное условие свободы.
Бог волит и действует в совершенной свободе,
но именно Он не колеблется и не выбирает.
Выбор
(то есть собственно "предпочтение", как замечает сам Максим)
предполагает
раздвоение и неясность,
т.е. неполноту и нетвердость воли.
Колеблется и выбирает только грешная и немощная воля.

Падение воли,
по мысли преп. Максима,
именно в том и заключается,
что утрачена цельность и непосредственность,
что воля из ИНТУИТИВНОЙ становится рассудочной,
что воление развёртывается
в очень сложный процесс
искания, проб, выбора.
И вот в этот процесс привходит
личное, особенное.
Так слагаются личные желания.
Здесь сталкиваются и борются несоизмеримые влечения.

Но мерило совершенства и чистоты воли есть простота,
т.е именно цельность...
И возможно это только через
"Да будет воля Твоя!"
Это и есть высшая мера свободы,
высшая действительность свободы,
приемлющей первотворческую волю Божию,
и потому и выражающей
подлинные глубины самой себя.

...Воля Божия не есть нечто внешнее
для воли человеческой, но именно её источник и предел, начало и цель.


Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские отцы V - VIII века. Минск, 2006. С.274-276.

+++


Рецензии
Не перестаю удивляться Вашей страничке.
Освобождение от искушения выбором и есть свобода.
Доброго вечера, Борис!

Исаков Алекс   25.03.2013 17:55     Заявить о нарушении
Вечер добрый, Алекс!
Да, можно думать, что люди вкусили в раю от Древа ВЫБОРА меж добром и злом... и выбрали зло и смерть, соблазненные искусителем.
Можно думать, что это уход из целостной интуиции в область дуалистичного сознания, всегда выбирающего: или-или (вместо того, чтобы соотнести то и другое, дабы получить третье))

Борис Пинаев   26.03.2013 00:22   Заявить о нарушении
Итересная ремарка по поводу "третьего". Это не "по ту сторону добра и зла" случайно? Выбор-то первоначально вроде как между ними ...
С нескромным любопытством,

Исаков Алекс   27.03.2013 07:34   Заявить о нарушении
Не по ту, Алекс... В христианстве зло вообще НЕ имеет самостоятельного существования... Это некая болезнь добра.... Искарёженное добро.... пародия на добро....

Борис Пинаев   27.03.2013 16:39   Заявить о нарушении
А "получение третьего" -- технологический приём, известный почти всен религиям, а потом и науке:
пространство/время=скорость (формула Галилея))

Борис Пинаев   27.03.2013 16:45   Заявить о нарушении
Порой думаешь: и как я сам до этого не додумался ...

Исаков Алекс   27.03.2013 18:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.