Иерей Флоровский. Царица, ушедшая от Царя

+

Замкнутый в своём естестве,
человек становится немощен и безсилен.
Жить подлинной жизнью человек может
только в Боге,
а потому, отпадая от Бога,
живёт мнимою жизнью, "жизнию смерти".

В своём преслушании человек "умер страшною душевною смертью".
Его ум от высшего обратился к низшему, -
и очи его, когда недоступны для них стали небесные блага,
"прозрели для пороков и страстей"...

...Весь видимый мир
в смятении, в нестроении, в борьбе.
Но немногие знают, что это от лукавой силы:
"мир страждет недугом порока, и не знает того"...
Грех есть "некая умная и мысленная сила сатаны".
И сатана ищет себе покоя и простора в душе.
Грех есть жало смерти...

Грех есть некая тёмная противосила благодати.
Их столкновение и борьба развертывается в свободе:
"так сердце подвижников являет зрелище, -
там лукавые духи борются с душою,
а Бог и ангелы взирают на подвиг"...

Сатана вливает в душу некую тёмную и сокровенную
силу тьмы,
окутывает её пурпуром мглы, - это снова прямая противоположность божественному свету...
Эта символика света и тьмы не только метафора;
сатанинская тьма есть некий вещественный покров, мгла, туман...
Прежде всего грех есть область мистического общения с сатаною.

Искушение начинается рассеянием духа,
который привязывается
к земным заботам и впечатлениям.
И от этого притупляется зоркость, человек перестает замечать
свои язвы и тайные страсти души...

...Сожитие души с лукавым князем тьмы
есть растление и блуд:
"Ибо есть блуд, совершаемый телесно,
и есть блуд души, вступающей в общение с сатаной.
Одна и та же душа бывает сообщницей и сестрой
или демонов, или Бога и ангелов,
и прелюбодействуя с диаволом, делается уже неблагопотребною
для небесного Жениха"...
Это -- нареченная царица, ушедшая от Царя,
чтобы стать блудницею, -
и об этом падении бывает печаль, и плач, и скорбь на небесах.

...Греховность есть одержимость злой силой,
но душа не претворяется в нечто злое
и не утрачивает своей свободы, -
хотя и недостаточна свобода естества для действительного освобождения из рабства и плена...

Крещальное освобождение
закрепляется во всяком случае
только подвигом.

Протоиерей Г.В.Флоровский. Восточные отцы V - VIII веков. М., 1992. С.151 - 153.

+++


Рецензии
"так сердце подвижников являет зрелище, -
там лукавые духи борются с душою,
а Бог и ангелы взирают на подвиг"...

Борис Иванович, разве они только взирают?

Лена Бусыгина Спб   23.03.2013 12:46     Заявить о нарушении
Не знаю, Лена...
Наверное, и помогают, если мы просим помощи)
Просто всего не объять в одном предложении...

Борис Пинаев   23.03.2013 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.