Двухнедельное ревью 83 Oбозреватель Дмитрий Дёмкин
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.
Обозреватель: Дмитрий Дёмкин - http://www.stihi.ru/avtor/blackroom
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Во вступительном слове обозреватели обычно пишут о понимании ими поэзии вообще и хорошей поэзии – в частности, о принципах критики. Я могу сказать единственное – мне нравится психоделическая поэзия, определение её в общем виде дано на главной странице сообщества, а о конкретно моём взгляде на психоделику можно прочесть здесь: http://www.stihi.ru/2011/01/10/7862. В общем, старожилам всё это давно известно)) В комментариях к тем стихам, которые мне покажутся психоделическими, я постараюсь придерживаться методов, описанных в статьях ЧГ, и некоторыми собственными способами извлечения философии из камня))
Соответственно, хотелось бы видеть больше пси-текстов. И, раз уж нас лишили замечательной рубрики “матерные стихи”, попутно изуродовав имеющиеся матерные и совершенно не матерные – несите и пикантности, а там заодно посмотрим, как одно сочетается с другим.
Д. Д.
========================== ИТОГИ РЕВЬЮ ==========================
Аюна Аюна, “равновесие ” - http://www.stihi.ru/2012/09/23/709, http://www.stihi.ru/rec.html?2013/03/26/14447
В этом стихе предельно ясно, какие два понятия сталкиваются, чтобы взаимно уничтожиться.
Краткость формы стиха делает их достаточно независимыми от возможного встраивания в какой-либо контекст, они приближаются к максимальной степени абстракции. “Равновесие” и “свобода” однозначно уравниваются, но не прямо (что сделало бы невозможным правильное восприятие), а через некий “частный случай”, подразумеваемый союзом “как”, “равновесие [в качестве] свобода”. Сходство со сравнительным оборотом также ослабляет сопротивление сознания оксюморонности фразы, а родство с устойчивыми оборотом “свобода как...” придаёт ей “естественность”.
Любое абстрактное понятие имеет свою чувственную, “визуальную” сторону, и в таком коротком тексте важно, чтобы эта сторона как минимум не входила в противоречие с абстрактным планом. И опять же, с этим всё в порядке: что бы ни представлялось читателю в качестве “равновесия”, неизбежно это включает в себя (отрицаемую) “неравновесную” составляющую, что гармонирует со “свободой”.
Понятно, что всерьёз говорить о конкретных свойствах пси стиха здесь нет необходимости, т. к. все они, как правило, имеют смысл применительно к более развёрнутым текстам.
Сара Бет Бернар, “ПРОДОЛЖАЯСЬ В СЛАБОСТИ” - http://www.stihi.ru/2010/11/20/8922, http://www.stihi.ru/rec.html?2013/03/23/6749
Сущности, которые противопоставлены здесь – идея бессмысленности существования, квинтэссенцией которой является высказывание, вынесенное в эпиграф (в самом тексте ему соответствует “экзистенциальный” post coitus), и чувственность, витальность эротической сцены, составляющей большую часть стиха и завершающая строка. Эти сущности связаны друг с другом как жизнь и смерть, жизнь – “слабость” всегда проигрывает смерти – “бессмысленности”. Но победа над человеческими слабостями – пиррова победа, смерть неизбежно вынуждена каждый раз отступать перед зачатием (“в слабости”) нового смысла.
“Воскрешение” – здесь антоним “случайности и бессмысленности”, обессмысливающий сам экзистенциальный подход.
Наиболее ярко выражены в стихе “высокая когерентность текстовой матрицы”, “акцентный финал”, “синусоидальная динамика”, “попсовость” (которую я бы всё-таки назвал “доступность образной системы и композиции текста для широкой аудитории”)). Про последнее стоит сказать отдельно: лёгкая, “ненагружающая” эротическая эвфемистичность ненавязчиво чередуется с более глубокими вещами, облегчая их восприятие:
а мы все пробуем на вкус ложбинки, тропки и холмы
сплетенных заживо миров, не понимая – кто есть кто,
и где пределы наготы...
“Парадоксальность” не упоминаю, т. к. по-моему это неотъемлемая характеристика психоделики.
Отдельно я бы сказал о стихе Георга.
Чёрный Георг Для Всех Всех Всех, “о бессмертных патриархах дзен” - http://stihi.ru/2013/03/30/1910, http://www.stihi.ru/rec.html?2013/03/31/2675
Мне очевидна одна из смысловых доминант: “бессмысленность дел”, “напрасность труда” – и она достаточно хорошо раскрыта в стихе. Но вот при чём здесь вторая смысловая доминанта – “патриархи” – этого я понять не могу. Каким образом она связана с первой? Как связаны “патриархи дзен” с “бессмысленностью”? Если бы это были какие-то высшие силы, Бог собственной персоной и т. п., тогда понятно: несуществование упомянутого подтверждает бессмысленность, а существование – придаёт смысл всему. Есть, таким образом, разница между наличной высшей силой и высшей силой отсутствующей. Но с патриархами дзен, насколько я понимаю, дело обстоит иначе. Есть они или нет – ничего не говорит о напрасности и тщете людских усилий, патриархи здесь, извиняюсь за выражение, как неуловимый Джо))
Т. е. получается неопределённость помноженная на амбивалентность. Нет полюсов, между которыми бы хоть что-то происходило. Может быть, я не знаю каких-то нюансов дзен-мировосприятия, конкретных устойчивых образов или сюжетов, связанных с учением дзен, но я ведь и никогда не давал поводов подумать о себе такое))
В результате я вижу неплохой стих, в котором два заглавных, формирующих стих образа постоянно находятся рядом, но не сталкиваются, вообще никак не взаимодействуют между собой, как будто одна часть стиха написана на одной стороне листа, другая – на другой, и – да, лист непрозрачный.
Ещё отмечу стихи Александра Петрушкина:
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/03/23/2507
и Константина Невского:
http://stihi.ru/2013/03/25/9184, http://www.stihi.ru/rec.html?2013/03/26/6130
комментарии к ним – по соответствующим ссылкам.
Иллюстрация взята с сайта amesyang.com
Свидетельство о публикации №113032208956
Следующие ревью ожидаются - наверное, это тоже хорошо - совсем другими. Завтра начнем ревью с Сергеем Богомоловым в роли обозревателя. Затем - со Степом. Дмитрий, надеюсь, что Вы будете активным участником и на них.
.......................
Для тех, кто еще не знает: стихотворение Дмитрия Дёмкина, вошедшее в лонг зимнего конкурса ЛФР, особо отметила в своем обзоре http://www.stihi.ru/2013/04/14/10324 Тина Георгиевская - человек архиталантливый и со строгим вкусом. Стихотворение непростое, "для немногих", как сказал бы Жуковский. Я рад, что среди нынешних экспертов ЛФР нашелся и "немногий" человек для такого стихотворения.
Тина вообще выделила очень мало стихов. Среди них - Стран-Ника, Регины Мариц и Киры Леонидовой. Как говорится, "и мир тесен, и слой тонок" :).
Рад за коллег.
Арабский Алфавит 18.04.2013 21:45 Заявить о нарушении
Дмитрий Дёмкин 18.04.2013 22:44 Заявить о нарушении