Леди Годива

...


               В истории о Леди Годиве, записанной Роджером Уэндоверским, летописцем из Сент-Олбана (XIII век), говорится, что незадолго до нормандского завоевания саксонская Леди Годива (Годгифу) попросила Своего мужа Леофрика, графа Мерсийского, освободить жителей Ковентри от невыносимых поборов. Он согласился, но при условии, что Она проедет обнаженной по людному рынку в ярмарочный день, что Она и сделала.

Годиву сопровождали два рыцаря. Она сохранила приличие, прикрывшись волосами так, что видны были лишь "очень белые ноги". Эта история (ее рассказывают также о Графине Хэрфордской и "короле Джоне" в связи с раздачей хлеба и сыра на празднике св. Бриавеля в Глостершире) не может быть исторически достоверной, поскольку во времена Леди Годивы Ковентри был всего-навсего деревушкой и не знал ни поборов, ни ярмарок.

Несомненно, однако, что в 1040 году Годива уговорила Леофрика построить в Ковентри монастырь бенедиктинцев и жертвовать на него средства. По-видимому, произошло следующее. После нормандского завоевания монахи, чтобы замаскировать проводившуюся в тех местах в канун Майского дня процессию в честь Богини Годы (во время которой благочестивые христиане не должны были выходить из дома), сочинили историю о своей Благодетельнице Леди Годиве по образцу истории Сакса Грамматика. Этот обман разоблачает процессия "Леди Годивы" в Саутеме (он располагался в двенадцати милях от Ковентри и входил во владения Леофрика), во время которой проносили две фигуры - в белом и черном: Богиню в обликах Хольды и Хель, Любви и Смерти. Историю о любопытном Томе-портном Роджер Уэндоверский не упоминает, возможно, она представляет собой более древний вариант. Церемония в честь св. Бриавеля, подобно процессиям в Саутеме и Ковентри, проводилась на праздник Тела Христова (в Йорке и Ковентри в этот день исполняли пьесу-мистерию) и якобы отмечала освобождение народа от налога на сбор валежника в соседних лесах.

 Праздник Тела Христова всегда приходится на пятницу, день Богини, и примерно соответствует кануну Майского дня. Возможно, пьеса-мистерия берет начало в праздновании кануна Майского дня, "Бюккервизе", в честь Годы, Доброй Богини, Bona Dea. Скорее всего, мужчинам запрещалось участвовать в процессии, подобно тому как в Риме им не разрешалось присутствовать на церемониях Доброй Богини, а в кельтской Германии, согласно Тациту ("Германия", 40), не дозволялось видеть, как Герта совершает ежегодное омовение, возвращаясь в Свою священную рощу, как это было в Греции в дни Актеона, когда Артемида принимала омовение в лесу, и любопытный Том, видимо, не забыл об этом.


Рецензии