Эзоп - Геродот рабов нео-тоталитаристов

 
 
Эзоп - Геродот "рабов" нео-тоталитаристов.

(редакция 1.2)

Эзоп знал право науки,
И захлебнулся патриций,
Не выпил море,
Сознание не передается по воле регалий,
Разум не купишь, как диплом в переходе,
Образование "рыцарей" долго,
Философ же учится до последнего вздоха.
Шут придворный бывает прав,
Конечно редко,
Когда государь не прав...
Орфей лирой владеет божественно,
Садко торгует, варяжит, на гуслях учится,
Разноплановый Новгород,
Большой ретроградный Царьград.
Афина-демократия ретроградство будет менять,
Афина обаятельна до легитимности,
И общительна до гласности,
Диверсификацией правит последовательно,
Правом щита владеет основательно,
Карает копьем общественного мнения,
Творит с любовью новые законы,
И слушает совет, советы,
И отдает Фемиде преступления.

(с) Камиазд  Биорезонаторов  Фланкерович , 2011.

Аннотация  и  иллюстрация  фильма "Петля" (ССР, 1983 год, Табаков, Филатов):
По мотивам одноименного романа Аркадия Адамова. В строительном карьере найден труп молодой девушки. Погибшая — секретарь начальника главка Меншутина Вера Топилина. Инспекторы Московского Уголовного розыска Васильев и Лосев расследуют причины гибели девушки. В итоге следствие выводит оперативников на крупных дельцов теневой экономики.

http://www.kinopoisk.ru/film/309420/

АННОТАЦИЯ  ФИЛЬМА  "Фрост  против  Никсона" :
США, 1977 год. Спустя три года после своей бесславной отставки, последовавшей после Уотергейтского скандала, экс-президент США Ричард Никсон нарушил молчание и дал эксклюзивное интервью британскому телеведущему Дэвиду Фросту. Но исповедь одиозного политика, на которую все рассчитывали, внезапно вылилась в захватывающую интеллектуальную баталию, вошедшую в золотые анналы американской тележурналистики.

http://www.kinopoisk.ru/film/309328/

№ ######

Антиутопии...

Аннотация  фильма "Вспомнить  всё" (со  Шварцнегром .) :
Жизнь простого рабочего парня Дага Куэйда скучна и однообразна. Поэтому, чтобы хоть как-то поразвлечься, он решает воспользоваться услугами некой компании, которая за определенную плату посылает в его мозг импульсы, создающие полную иллюзию того, что он — другой человек, живущий другой, интересной жизнью.

Все бы хорошо, но после сеанса Дагу совершенно невозможно понять, кто же он на самом деле — простой работяга или спецназовец, владеющий всеми видами оружия и боевых искусств. Его боятся, его хотят убить, на него открыт сезон охоты; даже любимая жена пытается свернуть ему шею. Теперь, чтобы выжить, ему необходимо вспомнить, вспомнить все…

http://www.kinopoisk.ru/film/2443/

##

Аннотация  фильма "Особистское  мнение" :
2054 год. Уже шесть лет существует особый предпреступный отдел. На основе психических технологий разработана экспериментальная программа, с помощью которой работники отдела могут узнать о еще не совершенном убийстве и арестовать подозреваемого еще до совершения им преступления.

Такая система осуждения преступников и предотвращения преступлений получает все большее распространение. Эта система работает идеально, но самое страшное начинается тогда, когда ты сам оказываешься обвиненным в еще не совершенном убийстве.

Однажды руководитель предпреступного отдела Джон Андертон сам оказывается подозреваемым преступником. Он обвиняется в том, что совершит убийство человека, которого пока он даже не знает.

Джон не верит в это, но теперь он вынужден сам скрываться от своих коллег. Единственная для него возможность доказать свою невиновность — это показать, что новая программа допускает ошибки и отнюдь не так идеальна, как этого хотелось бы многим…

http://www.kinopoisk.ru/film/496/

##

Аннотация  фильма  "Почтальон" :
Фильм снят по книге Дэвида Брина. Действие происходит в будущем. После глобальной войны и эпидемии выжившие остатки людей селятся разрозненными группами на территории бывших Соединенных Штатов Америки.

Герой Кевина Костнера предпочитает жить одиночкой. Он скитается вместе со своим дрессированным мулом из селения в селение, давая представления из  Шекспира. Правит всем тиран — генерал-диктатор  Буштлехем. Его армия собирает дань и рекрутов со всех, кто пытается жить мирно.

Героя фильма насильно взяли в армию генерала, но он бежал и нашел в джипе скелет почтальона, надел его форму и взял сумку с письмами. Придя в один из лагерей, он представился почтальоном новых возрожденных Соединенных Штатов Америки.
Люди поверили ему, также в городке он нашел свою любовь… Десятки последователей почтальона стали доставлять письма, что привело к вооруженному столкновению сил генерала-
диктатора  с новой армией Свободы.
 
 http://www.kinopoisk.ru/film/12523/

№ # # # #

Новая философская энциклопедия, 2003 г.

АРЕНДТ Ханна (14 октября 1902, Линден близ Ганновера—4 декабря 1975, Нью-Йорк) — немецко-американский политический философ. Ученица К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля.
...

По мнению Арендт, массовая поддержка тоталитаризма не проистекает ни из невежества, ни из процесса промывания мозгов. Тоталитаризм создается комбинацией двух видов принуждения—внешней политической репрессии (которая террористическими методами поддерживает и воспроизводит феномен «массы») и внутренним самопринуждением, «тиранией логичности» самой идеологии. Этой «тирании логичности» человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством внутренней свободы. Точно так же подчинение внешнему принуждению «тиранического режима» является отречением от свободы внешней. «Свобода,—по словам Арендт,—как внутреннее качество человека, тождественна его способности начинать и творить новое, подобно тому, как свобода в качестве политической реальности, тождественна существованию некоторого пространства между людьми для их самочинного движения».

Продолжая концептуальное размежевание явлений «традиционного деспотизма» и «тоталитаризма», Арендг вводит понятия «изоляция» и «одиночество». «Изоляция» людей, лишающая их способности к политическому действию, характерна для всех деспотических режимов. «Изоляция» »предтоталитарна»: она необходима, но еще недостаточна для запуска тоталитарного синдрома. При тоталитаризме она должна быть дополнена «одиночеством» — внутренним саморазрушением способности к опыту и мысли. «Изоляция», лишая человека свободы, делает его «несвободным»; «одиночество» парализует саму потребность действовать, порождает индивида, недостойного свободы. Поэтому идеальным подданным тоталитарного режима, согласно Арендт, является не убежденный нацист или коммунист, а индивид, для которого более не существует реальности опыта и мысли, который не различает факт и фикцию, истину и ложь.

Архетипической моделью тоталитарного режима Арендт считает концентрационный лагерь. Это—концентрат тотального господства, которое стремится привести бесконечное множество разных человеческих существ к единому знаменателю. Концлагерь является не только механизмом по уничтожению человеческих существ, но также и самонастраивающейся машиной по искоренению самой самопроизвольности, спонтанности (как главной социоантропологической особенности человеческого поведения) и превращению человеческой личности в простую вещь. Арендт впоследствии часто упрекали, с одной стороны, в недооценке роли «бюрократии» и форм государственного принуждения «сверху», а с другой—в концептуальном максимализме и соответственно в «невоплотимости» ее модели в реальности (даже в гитлеровскую и сталинскую эпоху). В 1960-х гг. получили распространение альтернативные по отношению к идеям Арендг социологоцентричные и институциональные концепции тоталитаризма, определяющие этот феномен на основе соответствия набору базовых характеристик (монополия на политику, идеологию, экономику, репрессивное принуждение и т. д.).

В поздней книге «Жизнь сознания» (1971), продолжающей работу «The Human Condition» (1958), Арендт рассматривает проблемы соотношения мышления, суждения и воли. Воля трактуется здесь как импульс для осуществления определенных целей в действии; волевое действие связано со свободой воли, с самоопределением личности и ответственностью за все бытие; воля не рациональна, а императивна.

В 1990-х гг. возрождается интерес к культуроцентричной, философско-политологической концепции Арендт. Ее идеи о саморазрушении сферы политического, утрате индивидами сферы деятельностной компетенции и др. оказываются востребованными при анализе форм «нового деспотизма» индустриального и массового общества как на Западе, так и в посткоммунистических странах.


Статьи по теме:

   1. ХАННА АРЕНДТ О ТОТАЛИТАРИЗМЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ДИСКУРСЫ (ПО СТРАНИЦАМ "ИСТОКОВ ТОТАЛИТАРИЗМА") // Семенова Р.У. »

со  ссЫлки:
http://www.terme.ru/dictionary/879/word/arendt-hana

\ \ \ \ № #6
ХАННА АРЕНДТ О ТОТАЛИТАРИЗМЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ДИСКУРСЫ (ПО СТРАНИЦАМ "ИСТОКОВ ТОТАЛИТАРИЗМА")

СЕМЕНОВА Р.У.1
1 Институт экономики, управления и права, г. Казань

Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский
Номер: 1 Год: 2006 Страницы: 60-70
Цит. в РИНЦ®: 0


ЖУРНАЛ:
 
 
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Издательство: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
ISSN: 1560-1390

АННОТАЦИЯ:
 

В статье предпринята попытка анализа взглядов одного из известнейших политологов современности X. Арендт на проблему тоталитаризма, представленную в книге "Истоки тоталитаризма". Автор статьи показывает, что Арендт выстраивает адекватную картину тоталитаризма через выяснение содержательного смысла понятий: масса, вождь, преданность режиму, террор, внешняя политика. Политическая характеристика тоталитаризма дополняется нравственными оценками. Тоталитаризм рассматривается как абсолютное зло, поскольку подавляет индивидуальность, нарушает права человека, разрушает оптимальное соотношение публичной и частной сфер. Блестящий анализ Арендт феномена тоталитаризма дает ключ к пониманию его завтрашнего дня, обозначает его историческую бесперспективность и несостоятельность.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
 
 
Khanna Arendt on totalitarism: political and moral discourses
 
Semyonova R.U.
 
Институт экономики, управления и права, г. Казань
 

An attempt has been made to analyze the views of H.Arendt, a well-known political philosopher, as they arc presented in her book "Headwaters of totalitarism", where the meanings of such notions as masses, leader, loyalty to the regime, terrorism and foreign policy are clarified. Morally, totalitarism is characterized as an absolute evil, because it suppresses individuals, breaks human rights, disturbs the balance between public and private spheres. H.Arcnd's brilliant characterization of totalitarism as a political phenomenon highlights it as historically hopeless and devoid of any prospect.

ИНСТРУМЕНТЫ

Добавить публикацию в подборку:
 

Добавить Вашу заметку к публикации
Обсудить эту публикацию с другими читателями

Добавить ссылку на полный текст этой публикации

Показать все публикации этого автора
Найти близкие по тематике публикации


*© 2000-2013 ООО НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. Все права защищены*

С  ресурса:
http://elibrary.ru

\\ № #6
    “ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА” (The Origins of Totalitarianism) — книга Ханны Арендт, вышедшая в 1951 (рус. пер. M., 1996), до сих пор в западной литературе считается одним из лучших исследований тоталитаризма. Ее центральная задача — анализ условий, породивших тоталитаризм, попытка теоретического осмысления двух его основных форм — гитлеризма и сталинизма.
        X. Арендт устанавливает четкие хронологические рамки существования тоталитарных режимов в Германии (1933—45) и России (1929—53). Не имея широкого доступа к советским источникам, она анализирует прежде всего немецкую форму тоталитарного господства, связывая генезис и основную специфику тоталитаризма с проблемой антисемитизма как катализатора национал-социализма. В книге раскрываются социально-исторические причины тоталитарных репрессий против определенной этнической группы и показывается, какое место занимали представители этой группы в европейской экономической системе. Но преимущественная ориентация на немецкую форму тоталитарного господства не мешает вычленить основные особенности тоталитаризма, общие как для национал-социализма, так и для сталинизма. Автор настаивает на принципиальной общности разных форм тоталитарного господства, несмотря на конкретные исторические особенности их зарождения. Поэтому повышенное внимание Арендт к немецкой форме тоталитаризма не снижает познавательной ценности ее книги для российского читателя.
        Согласно концепции Арендт, тоталитаризм — это феномен 20 в., в корне отличный от всех иных форм политического подавления (авторитаризма, деспотизма, тирании) и базирующийся на совершенно новых политических структурах и механизмах. Основа тоталитарного господства — массовое общество, порожденное кризисом и распадом классовой и политической систем в 1-й трети 20 в., когда национальное государство в условиях экономического кризиса уже не могло обеспечивать дальнейший рост капиталистической экономики. Империалистическая экспансия европейских стран подорвала устойчивость европейской системы национальных государств, привела к 1-й мировой войне, к крушению старой политической системы и соответствующей социальной структуры. Опорой тоталитарных движений стали атомизированные, изолированные индивиды, лишенные нормальных социальных связей. В Германии подобное состояние было продуктом исторических событий, в России же большевикам для превращения революционной диктатуры в полностью тоталитарное правление потребовалось искусственно создать атомизированное общество. Тоталитарные режимы нацелены на упразднение свободы, полное уничтожение человеческой спонтанности, и тем отличаются от авторитарных форм правления, которые ограничивают, но не отменяют свободу. Изоляция атомизированных индивидов не только обеспечивает массовый фундамент для тоталитарного правления, но, распространяясь на властную систему, провоцирует распад четко структурированной правящей группы и создает абсолютную монополию Вождя на власть. При этом вождь не связан групповой иерархией, как в авторитарных режимах. Основной орган власти при тоталитаризме — тайная полиция, характерные черты которой становятся общими качествами тоталитарного общества: взаимное подозрение пронизывает всю систему социального взаимодействия. Тотальный террор, необходимый для поддержания атмосферы панического страха, но абсолютно бессмысленный с утилитарной точки зрения, является сущностью тоталитаризма, который опирается на принципиально новое понимание власти. Действиями тоталитарных режимов руководит не жажда власти или прибыли, а логика идеологического мышления, неколебимая вера в вымышленный мир. Но тоталитаризм неизбежно несет в себе собственное уничтожение, ибо его господство означает разрушение нормального человеческого общежития, а вместе с ним и самой сущности человека как такового.
        Социально-философская и теоретико-социологическая значимость книги Ханны Арендт позволяет назвать ее одним из значительнейших трудов в области политической философии 20 в., до сих пор не потерявшим своей ни научной, ни практической актуальности.
        Я. И. Шастик

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

 
 \\
Оборотная  сторона  нео-колониальной  правой  диктатуры  -  это:

ТОТАЛИТАРИЗМ
            (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарных бурж. государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всей жизнью общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демо-кратич. организаций, фактич. ликвидация конституц. прав и свобод, милитаризация обществ. жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. Крайне тоталитарными государствами были фаш. Германия и Италия.
            2) Направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определ. оговорками некрыми философами (Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с развитием фашизма, став офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. В этот период понятие Т. употреблялось бурж.либеральными идеологами для критич. оценки сложившихся в этих странах режимов.
            В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистич. пропагандой по отношению к социалистич. государствам, которые клеветнически отождествлялись с фаш. режимами и противопоставлялись «де-мократич.», «свободному» обществу. Реакц. бурж. политики и идеологи и ныне пытаются использовать его в антикоммунистич. целях.
            В совр. условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила былое влияние, однако обострение социальных противоречий в капита-листич. странах вызывает оживление тоталитарных, неофаш. тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т.— важнейшая задача коммунистич. движения, марксистско-ленинской обществ. науки.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


\
ТОТАЛИТАРИЗМ
    (от лат. totalis целый, полный)
    общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством авторитарного государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Тоталитарный характер носят абсолютистские, бонапартистские, фашистские, социалистические режимы. Им свойственно огосударствление всех, легальных организации, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических институтов, ликвидация прав и свобод граждан, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация экономики, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Человечество с трудом освобождалось от пут тоталитаризма; основополагающая же тенденция развития человеческой цивилизации – это эволюция к демократическому пути развития и усвоение всех ценностей демократии.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

\

    ТОТАЛИТАРИЗМ — всеобъемлющая репрессивно-идеократическая система, феномен 20 столетия. Термин впервые введен в политический лексикон в 20-х гг. идеологами итальянского фашизма (Дж. Джентиле, Б. Муссолини и др.).
        Исторические причины возникновения тоталитаризма связаны с разрушением традиционных социальных общностей, эмансипацией и социальной активизацией “массового человека”, т. н. восстанием масс (термин X. Ортеги-и-Гассета). Характерно, что тоталитарные движения возникли в ареале стран “второго эшелона модернизации” и “догоняющего развития” (в России, Германии, Италии, Испании, Португалии и т. д.), где имело место опережение процессов формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества. (В этом отношении тоталитаризм правильнее интерпретировать не как отторжение модернизации, свободного рынка, политической демократии и т. д., а как реакцию на “неполучаемость” модернизации, рынка, демократии и пр.)
...
        В 20—30 гг. теоретики русской эмиграции (В. М. Чернов, И. 3. Штернберг, Г. П. Федотов, Ф. А. Степун, Б. Д Вышеславцев, С. О. Португейс и др.) заложили основы анализа феномена тоталитаризма. Согласно концепций правого социалиста-революционера Чернова, именно 1-я мировая война с ее предельным этатизмом и постоянно нагнетаемым военным психозом создала главные политико-психологические предпосылки характерной для большевистского тоталитарного режима “мистики государства”. Она сделала государство новым Молохом, всеведущим, всепроникающим и всевластным, а гражданина — военнообязанным крепостным воюющего государства. Русский философ и культуролог Федотов полагал, что тоталитаризм вырос из порожденного 1-й мировой войной соблазна социального конструктивизма. По его мнению, новый социальный идеал оказался родственным идеалу техническому, стал как бы социальной транскрипцией техники. Другой русский философ — Степун — первым сформулировал принципиальное положение о том, что стержневым смыслообразующим элементом тоталитаризма является механизм “смещения исторической вины на Другого”. В отношении большевистского режима он отмечал, что этот режим не знает понятия своей вины, у него виноват всегда Другой: буржуй, империалист, соглашатель, капиталист и т. д. Позднее он же показал различие двух (советской и нацистской) практик тоталитаризма: гитлеровский вариант был ориентирован на смещение вины вовне, на другие народы; а сталинский — на поиск “врагов народа” внутри социума.
        Классической работой по анализу феномена тоталитаризма в западной литературе является книга немецко-американской исследовательницы X. Арендт, “Истоки тоталитаризма” ( 1951 ). Организационно-идеологической основой тоталитарных режимов, по ее мнению, явились “тоталитарные движения”, требующие “тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих членов”. В ряде случаев вооруженные тоталитарной идеологией массовые движения смогли овладеть государственной структурой и распространить на нее формы тоталитарного управления, фактически упразднив государство (так произошло с большевистским коммунизмом в СССР и гитлеровским национал-социализмом в Германии). В других случаях, напротив, тоталитарные движения после захвата власти слились с государственными структурами, породив однопартийные диктатуры фашистского типа, как это имело место в Италии и некоторых других странах Южной Европы (см. Фашизм). Арендт, т. о., провела принципиальное различие между собственно “тоталитарным правлением” и “авторитарными диктатурами” (к ним она относит, напр., большевистскую однопартийную диктатуру ленинского периода, а также фашистские режимы Южной Европы).
        Арендт выделила несколько отличий тоталитаризма от “однопартийной диктатуры” (см. Авторитаризм, Диктатура). Во-первых, тотальная преданность и полное самоотождествление индивида с тоталитарным целым возможно только тогда, когда идейная верность лишена всякого конкретного содержания. Поэтому важной задачей наиболее успешных тоталитарных движений (большевистского и национал-социалистского) явилось избавление от конкретных идейно-политических программ, унаследованных от более ранних, предтоталитарных фаз развития. Если нацистское руководство решило эту проблему простым отказом от серьезной концептуальной проработки своих идейных оснований, то Сталин добился аналогичного результата благодаря постоянным зигзагам “генеральной линии” и постоянным перетолкованиям и новоприменениям марксизма, выхолостившим из этого учения всякое содержание.
        Во-вторых, идеей господства тоталитарных режимов является не контроль над государством (как аппаратом насилия), а само Движение, поддерживаемое в вечном движении. В этом смысле цель тоталитаризма, по ее мнению, — втянуть в свою орбиту и организовать как можно больше людей и не давать им успокоиться.
        В-третьих, тоталитаризм отличается от диктатуры сознательной политикой по аморфизации и деструкгуризации социума. Арендт, напр., принципиально различает “деспотизм” Ленина и тоталитаризм Сталина. Если первый полагал полезным удерживать те или иные виды общественной дифференциации и стратификации (социальную, национальную, профессиональную), то второй сознательно пошел на атомизацию бесструктурной массы, последовательно уничтожив все социальные страты. Более того, он фактически упразднил в качестве автономных корпораций государственную бюрократию и “тайную полицию” так, что даже проводники террора не могли впредь заблуждаться насчет самих себя в том, будто как группа они вообще что-то собой представляют, не говоря уже о самостоятельной власти.
        Однако подобная аморфизация социума, который становится сплошной бесструктурной массой, принципиально меняет характер взаимоотношений лидера и народа (см. Народ). Поэтому, в-четвертых, в отличие от диктатора, тоталитарный вождь — уже не снедаемая жаждой власти личность, стремя
        щаяся навязать свою волю подчиненным, а всего лишь “чиновник от масс”, которые он ведет к “светлому будущему”. Его функция, разумеется, велика (“без него массам не хватало бы внешнего, наглядного представления и выражения себя и они оставались бы бесформенной, рыхлой ордой”), но и относительна, поскольку вождь без масс — ничто, фикция. В кон. 50-х— нач. 60-х гг. концепция тоталитаризма X. Арендт была подвергнута критике за преувеличение роли “массы” и соответственно недооценку роли государственной бюрократии в тоталитарных системах. В литературе (прежде всего “советологической”) получила распространение концепция К. Фридриха и 3. Бжезинского, определяющая тоталитаризм на основе соответствия некоторому набору характеристик: единственная партия во главе с харизматическим вождем; монопольная общеобязательная идеология; монополия на средства массовой информации; монополия на средства вооруженной борьбы; система террористического полицейского контроля; централизованная система управления экономикой.
        В 60—70-е гг. под воздействием эволюции советского режима ряд исследователей вообще усомнился в “операциональности” понятия “тоталитаризм”, якобы неадекватного даже при описании сталинского и гитлеровского периодов истории. Получило распространение слишком буквальное отождествление понятий тоталитаризма и тотальности (как гомогенной целостности). Прямолинейное рассуждение “если нет тотальности, значит, нет и тоталитаризма” увело исследователей от плодотворной эвристической посылки Вышеславцева, который еще в 30-е гг. анализировал “русский коммунизм” как “утопию” (следуя аутентичной интерпретации Т. Мора: “То, чего не существует нигде, что не годится никуда, пустое место, ничто”). Согласно концепции Вышеславцева (видимо, неизвестной западными ученым), “коммунизм — это не пустота, а опустошение”: “Итак, где же коммунизм в России? Покажите его нам, его нет нигде! Да, нигде и вместе с тем везде. Пустоту нельзя осязать, она нереальна, но очень реально опустошение. И вот коммунизм, не находя себе нигде места и нигде не воплощаясь реально, метался по русской земле, опустошая леса и поля, села и города; и это опустошение вполне наглядно и для всех очевидно. Стремясь “войти в жизнь”, коммунизм вытеснял жизнь и сеял смерть, ибо где есть коммунизм, там нет жизни, а где есть жизнь, там нет коммунизма”. Возвращение к такому пониманию дает возможность закрепить определение тоталитаризма не как состояния, а как процесса — процесса репрессивного упрощения социума (см.: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989).
        Лит.: Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Кара-Мурза А. А. Большевизм и коммунизм: интерпретации в русской культуре. М., 1994; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Friedrich С. J., Bnewski Z. К. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambr. (Mass.), 1956.
        А. А. Кара-Мурза

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

C  ssilki:


Челядь - в  Древней  Руси  (9-12  веков) :  рабы  феодалов...

= =№ #66
 
 Гуманитарно-правовая  не  образованность  даже  технически  грамотных  граждан:
как  основа  тоталитатизма!

/ тчк . /
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП) одно из наиболее популярных и новейших направлений прикладной психологии, представляющее по своей сути модель психологических процессов и поведения человека. Эта модель построена на вполне очевидной компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика — как набор программ. В аббревиатуре НЛП часть «нейро» означает идею о том, что любое поведение и действие человека имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение с другими людьми. «Программирующая» часть указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а она, в свою очередь — самого человека), чтобы получить необходимые результаты. В теоретическом плане НЛП определяется как многомерная модель структуры и функций человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии языка и поведенческого программирования, т. е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения. В практическом аспекте НЛП — это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся; это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, между выдающимися и обычными людьми; это сочетание приемов, техник и технологии, позволяющее использовать колоссальные возможности человеческого разума. С позиций НЛП, для достижения успеха необходимы следующие четыре вещи. Во-первых, быть в согласии с собой и окружающими, т. е. признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (раппорт). Для установления раппорта необходимо прежде всего добиваться подстройки к другим людям по следующим параметрам: физиология (поза и телодвижения); голос (тон, темп речи, ритм, интонация и др.); язык и образ мышления (используемый словарь и соответствующая система представления); убеждения и ценности (то, во что верят люди и что считают важным); личный опыт (поиск общей основы профессиональной деятельности и интересов); дыхание. Во-вторых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (результат). В-третьих, быть внимательным и держать свое чувство для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату (чувствительность) . В-четвертых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите. Данные принципы (раппорт, результат, чувствительность, гибкость) представляют собой своеобразные четыре столпа НЛП. Важное значение в практике НЛП имеет также получение обратной связи от клиента. В связи с последним в НЛП вводится понятие калибровки, т. е. узнавание состояния человека по невербальным сигналам. Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, т. е. способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как: положение тела, жесты, выражение лица, движение глаз, цвет кожи, дыхание, громкость голоса и темп речи. Калибровка включает также способность переключаться с одной точки зрения на другую, т. е.: 1) знание того, что происходит с тобой; 2) наблюдение со стороны за тем, что происходит между вами и другими; 3) полное отождествление себя с другим человеком, т. е. постановка себя в его положение. (СВ. Ковалев).


Альтернативные толкования термина нейролингвистическое программирование (нлп):

   1. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
      НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП) – достаточно экспансивная психотерапевтическая методика, базирующаяся на бихевиоризме, то есть на п...

SSilka :

< Ds  dc`  byfrjvsckbnt  ? f  jyb  blen  r  dfv! >
= = = =


Рецензии