Commedia del arte как путь к возрождению Театра

   Commedia del arte в моем воображении-это театр высшей пробы. О котором я читала, как о театре, в котором нормой была не заученная пьеса, а рождение ее здесь и сейчас без права на повторение-чистая импровизация. И не пером драматурга и под диктатом режиссера рожденная пьеса, а актерами, которые сами себе драматурги, режиссеры, композиторы и исполнители и драматической и вокально-инструментальных ролей и партий. И все это здесь и сейчас, прямо на сцене, на темы, часто задаваемые зрителями, этой жестокой и жадущей провала выступающих толпой. Как в джазе в 20 веке, только намного сложнее, чем джаз, ибо» актер театра импровизации должен обладать двойной квалификацией-музыканта и драматического артиста» На самом деле, и не двойной, а еще больше: и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать, и фехтовать, и сочинять стихи по ходу действия, и при всем этом не терять нити действия, сочинять пьесу с о товарищи-актеры, и чтоб было остроумно и красноречиво. И все это проделывать с головокружительной легкостью, чтоб ни грана волнения и фальши, иначе освитают со всеми вытекающими последствиями.
   Когда в театре появились и утвердились в своих диктаторских полномочиях Драматург и Режиссер-театр импровизации, Commedia del arte, сошла с исторической сцены и отошла в область преданий. А театр стал совсем иным. Лучше или хуже-трудно сказать, там и здесь свои плюсы, и минусы, своя эстетика. Но одно, по-моему, такой театр потерял, главное преимущество комедиантов прошлого: неподдельную свободу сценического самовыражения. На этом стержне был основан их театр. А наш привычный драматургически-режиссерский, и кинематограф также, напротив, основаны на тотальном подчинении, почти рабстве актера, его ничтожности как творца спектакля наряду с товарищами-актерами. С того времени, должно быть, профессия актера считается одним из самых неудачных жизненных выборов. В самом деле, многие ли способные изберут профессию, в которой надо терпеть годами унижение невнимания к своим талантам.  Невостребованностью называется. Что в том театре импровизации, в Коммедии дель арте, просто немыслимо-что это значит: невостребованность таланта, когда только это и в максимальной мере выраженная от вас и требуется. Да и если с ролями неплохо, дают, все равно ты ни на что не имеешь право, ты живая кукла, малейшая же самодеятельность расценивается как нарушение субординации, здесь всем командует режиссер. Плюс драматург-если здравствующий. Если классик-тоже диктатор. Это называется “точнейшим соблюдением текста-авторского замысла”. Эти авторские замыслы-тексты и режиссерские трактовки довлеют над сознанием и пластикой актеров и певцов, лишая их всяких претензий на личное творчество, превращая их в исполниителей чужих воль - «моих видений» тех, то по долгу службы имеет на то право, а ты не имеешь, дали роль, и скажи спасибо пока не отобрали. Мечтаешь о роли Гамлета? - еще чего, смех, и только. Иди лучше репетируй кушать подано. А ведь любой из артистов Коммедии дель арте мог хоть каждый день играть Гамлета, Офелию, кого душе угодно. Ну, или кушать подано, если на большее таланта и амбиций не хватало. Если ты сам себе автор и режиссер...
 
21.03.2013 23:16

  https://zera-cherkesov.livejournal.com/320367.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.