Поделки из тела и лица
Я отношусь к сочинению пантомимы как к «поделке» из тела и лица, возможно с музыкальным сопровождением. Мим—пластилин, из которого можно лепить разные позы, жесты, гримасы персонажей маленьких историй, в которых они участвуют. Ведь что получается, какой-то талантливый и оригинальный человек придумывает какое-то действие какого-то персонажа, и показывает это действие другим людям- зрителям, с целью произвести определенное впечатление. Это в самом общем приближении. Но пантомима в руках опытного мима—это в первую очередь определенное ремесло, в котором есть свои правила, законы, секреты, особенности. Они относятся к процессу сочинения, постановки и демонстрации пантомимы. Основной несущей конструкцией в пантомиме является ее сюжет. Сюжет является содержанием и единством действия. С точки зрения содержания сюжет представляет собой логическую последовательность событий и действий приводящей действие к определенному логическому финалу. Финал, в свою очередь, является смысловым итогом всего предстоящего действия, он выражает главную мысль пантомимы. История без финала—бессмысленна. В истории обязательно должен быть финал. С точки зрения драматургии сюжет—связка закономерностей и правил. Первое—должен быть определен главный герой- персонаж, о ком собственно история, его цель. Второе—место и время действия. Третье—то, о чем история—событие, происшествие произошедшее с этим персонажем в данное время и в данном месте. У персонажа обязательно должна быть конкретная цель, к которой он стремится в данных условиях. Можно даже сказать, что сюжет-- это история об одной цели, персонаж выражает эту цель. Цель персонажа— главный мотив его действия. Четвертое—все действие посвящено противодействию этой цели, борьбе персонажа с обстоятельствами действия за достижение своей цели. Здесь пятое—главное условие зрелища—интрига этой борьбы, что победит: обстоятельства или персонаж со своей целью. Финал этой борьбы символичен, он выражает определенную идею, мысль и чувство. Часто сюжет иллюстрирует какую-то жизненную проблему, некий вопрос времени, болевую точку общества, и тогда действие вызывает очень сильное внимание зрителя. Шестое—сюжет должен волновать зрителя, затрагивать важнейшие вопросы его жизни, а в пантомиме зритель должен узнавать себя, близкие ему темы и желания(цели), типичные обстоятельства, вообще, все должно быть знакомым и понятным. Структура сюжета традиционна—в нем должно быть: исходное событие, экспозиция, завязка конфликта, развитие конфликта, кульминация конфликта(борьбы), событие, развязка конфликта, финал. Исходное событие «выталкивает» персонажа в место действия(на сцену). Экспозиция представляет персонажа зрителю, знакомит с его целью, обрисовывает место и время действия, подготавливает конфликт. Завязка конфликта—столкновение целеустремленного персонажа с обстоятельствами, в которые он попал. Развитие конфликта—борьба персонажа с обстоятельствами, которая постоянно обостряется и происходит с ростом напряжения действия. Кульминация—максимальное напряжение действия, характеризуется сломом ритма—замедлением действия. Событие—это то, что произошло в результате борьбы. Оно совпадает с развязкой конфликта. Наконец, финал—то, что получилось в итоге всего действия, смысл пантомимы, вывод из всего «вышесказанного». Всякому действию предшествует событие, а событию предшествует действие—событийно- действенный ряд. Другими словами, сочинение пантомимы—процесс и интеллектуальный, и душевный, и духовный, опирающийся на опыт и наблюдательность, на фантазию и воображение.
© Copyright:
Мим Олег Попов, 2013
Свидетельство о публикации №113031512241
Рецензии
Ой, Олег! Очень огромное спасибо! И теперь ещё раз убеждаюсь, что прав был Н. Ф. Погодин: "Не садись писать, пока точно не знаешь, чем закончишь. Конец - цель, в которую стреляешь!"
Николай Алексеевич Мартынов 16.03.2013 12:18
Заявить о нарушении