Ночники. Изнанка Моцарта
Человек ушел от самого себя. От естественности и гармонии. Он победил Природу. И погиб. Это знание пришло ко мне внезапно – на концерте современной музыки. К слову, музыка всегда современна, в каком бы веке ее ни написали. Я раньше терпеть не могла всякие новомодные выкрутасы с мелодией, гармонией, ритмом. Мне неприятно и жутко неуютно становилось от подобных какофоний. Позже, когда я сама стала похожее играть – "Радиомнезию", "Мересьева" -- я думала, что в этой музыкальной сумятице все же есть свой определенный кайф, но он, скорее, понятен музыканту, нежели слушателю. И вот сегодня спала пелена с моих глаз, вернее, ушей – я поняла весь смысл и всю глубину именно современной музыки, а главное, это оказалось так просто – понять. Музыка всегда соответствует своему времени и – вечности: все виды искусств идут, соприкасаясь и переплетаясь друг с другом; взаимопроникновение неизбежно. Раньше, когда человек не отделял себя от окружающего мира и знал, а главное, хранил Гармонию, тогда и музыка – и жизнь! – была совершенней, гармоничней. И именно тогда могли быть и творить величайшие проводники этой Гармонии – Бах, Моцарт, Перголезе. Но чем дольше человек жил, тем дальше он уходил от Первоначал, вселенская Гармония переставала быть для него понятной и истинной. Так, в детстве люди понимают язык цветов, зверей, птиц, верят в сказки и чудеса этого мира, а потом забывают об этом своем сокровенном знании. О знании забывают, но иногда случается все же: словно забытые сны, всплывают обрывки веры в чудеса и невозможное, и мечется душа в душных комнатах обыденщины и чувствует, что существует Другой Мир, где нет одиночества и злости, отчаяния и вражды с самим собой. Вот эти чувства и породили музыку девятнадцатого века: смятение, бунт, вызов – вот что слышно у Бетховена и Шопена. А двадцатый век, это чудо цивилизации, вызвал к жизни самого страшного Голема – одиночество среди людей, клаустрофобию души. И нет спасения больше в прекрасных садах Семирамиды, и замирает от боли сердце, пропуская удары – паузы, шепот, крик и – опять паузы. Рычание раненых зверей – а не музыка; стоны и проклятия расстреливаемых – а не музыка; плач и тоска абортируемого ребенка – а не музыка. Выворачиваемый с дикой мукой пополам Моцарт – вот что теперь стало Музыкой. И где же Спасение?..
14. 06. 2003 г.
Рецензии