О социальной. Или просто О

     Серое небо и грязная новосибирская дорога с унылыми домами и блёклыми рекламными щитами, с тёмными сугробами, едва прикрытыми свежим, но уже изрядно запачканным снегом, который лишь с редкими перекурами трудолюбиво укутывает нынешний март – всё это располагало к дрёме. И меня, и водителя, везущего нас на борьбу со снегом в дачном посёлке. Однако пара увиденных уже в самом начале трассы аварий – не сумевшая вовремя затормозить девушка на иномарке глубоко «нырнула» капотом под остановившийся на светофоре грузовик и смятый бампер дорогой иномарки в аналогичной ситуации – заставили «собраться» и меня, и возницу. Работники ГИБДД, которые – увы – могут только советовать, советуют в таких ситуациях съезжать на обочину и отдыхать, выпив чашечку сладкого кофе. Но на трассе вместо стоянок, оборудованных кафешками, у нас только засыпанная плохо убранным снегом первая полоса. А на двух других поток из несущихся под и за сотку (при разрешённых нашими совсем не бдительными пузанами из этой самой ГИБДД восьмидесяти) автомобилей – не подремлешь! Потому есть лишь два проверенных способа – говорить и петь. Песни, к сожалению, не получилось, но вот это автоприобщение к искусству свело разговор сначала просто к искусству. А потом и к его «Волшебной силе», но не той части этой милой трилогии с А. И. Райкиным, а к предыдущей – о Пушкине. И поэзии вообще. И о социальной ответственности художника – куда в наше подлое время без этого?! И тут дама-шофёр, частенько ставящая меня в тупик своими поступками, совершенно далёкими от логики и здравого смысла, обронила фразу, разогнавшую мой сон до утра следующего дня: «Если бы Ольга Берггольц ежедневно говорила блокадному Ленинграду о крови, смерти, голоде, город не продержался бы и года». Умирающая от голода Поэт заставила дух осаждённого города подняться до таких нравственных высот, что ни мародёры, ни прочие низы и отбросы общества не смогли заслонить даже их подножия. Не знаю, есть ли в России другой подобный памятник величию поэтического слова, но этот точно выше «Александрийского столпа»!
     Какова социальная ответственность художника? Об этом задумывались величайшие умы человечества, начиная с создания первых рукописных трактатов и распространения посланий к Коринфянам, Галатам, Ефесянам и т. д. И тем острее становился вопрос, чем шире шагало по свету книгопечатание. Сейчас же – в эпоху электронных средств – вопрос лёг на плечи человечества чугунной плитой. И если надписи на стенах мужского сортира автоматически не попадали в поле зрения прекрасной половины человечества, то сейчас даже привычная надпись «Бани» не даёт гарантии на гендерное деление моющихся. Тем более что информационные потоки всё чаще и чаще пачкают, а не моют.
     Как гласит легенда, Б. Л. Пастернак отказался выполнять социальный заказ вождя на создание поэмы, воспевающей колхозную систему. Злопамятный и мстительный «главарь» урезал хлеб Поэту, которого перестали печатать. Глава «творческого клана», усердно и подобострастно кивающий и на всё согласный, умеющий «подсуетиться» ко дню рождения нужной дочки, даже после смерти удостоился вельможного посещения. Два полюса, два масштаба дарования. К какому из них должен стремиться художник? Всё зависит от того, какую цель он перед собой ставит – помочь «Ленинграду» выстоять или сдать город врагу...

Г. Л. ГЕНЦЛЕР
член Союза журналистов России

Ночь на 14 марта 2013 года

Фотография из Интернета

НЕБОЛЬШОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ!

http://www.youtube.com/watch?v=JFOIe0eJMXI

или

http://rutube.ru/video/9cad2c3ba49a7cd127c1138a7a73d61f/

или

http://rutube.ru/video/6503ab0987bba3e77f1b32f6c8d81c49/

ПРИМЕЧАНИЕ. Так как ссылка открывается не у всех, введите в поисковик фразу: НИКИТА МИХАЛКОВ УДАР В ЛИЦО


Рецензии
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →