Десять баллов
— Итак, на прошлых занятиях мы научились приводить к каноническому виду общее уравнение линии второго порядка, — Виктор Иванович глянул на студента. — Теперь перейдём к поверхностям. Задача номер двенадцать: определить каноническое уравнение и расположение поверхности.
Зазвенел телефон.
— Извините, — Виктор Иванович подошёл к телефону, снял трубку.
— Привет, дедушка! Ты занят?
— Привет, Лёшенька! У меня студент сидит. Занимаемся.
— А когда освободишься?
— В десять. А что такое?
— Нам по русскому языку задали сочинить стишок. Завтра надо сдать. Мы с мамой ничего не можем придумать.
— И ты молчал три дня! Лёшенька, если бы ты сказал об этом вчера, я бы тебе помог. А сейчас не могу, у меня студент. Он завтра пересдаёт экзамен.
— Я забыл, — вздохнул пятиклассник.
— Лёша, давай попросим бабушку. Она поможет.
— Бабушка не может сочинять.
— Ничего. Сможет. Она всё-таки филолог. А о чём стишок?
— О чём угодно. Я хочу о радуге, небе.
— Ладно, что-нибудь придумаем. Передаю трубку бабушке. — Виктор Иванович отдал трубку супруге и вернулся к студенту.
Прошло два часа. Прощаясь со студентом, Виктор Иванович сказал:
— Ни пуха, ни пера на экзамене!
— К чёрту, к чёрту, — прошептал студент побелевшими губами и скрылся за дверью.
— Валя, — обратился Виктор Иванович к супруге, — как там Лёшенька со своим стишком? Он уже спит?
— Ты что! Какой там сон! Он плакал, потому что дедушка не может помочь.
— Ну а ты что? Помогла?
— Сочинила четыре строки. Я вспомнила наш сад в деревне. Как он начинает шуметь, когда набегает туча, становится темно перед дождём, — протянула листок. — Под Фета получилось. Оцени моё творение.
Виктор Иванович взял листок и начал читать:
— Светлый день нахмурил брови. Сад листвой зашелестел. И ликует всё живое: тёплый дождик прилетел.
— Ну как, понравилось?
— Здорово! — Виктор Иванович восхищённо глянул на супругу. — Какая красивая метафора: “ Светлый день нахмурил брови”. Мне очень понравилось! Ты продиктовала ему?
— Да, продиктовала. Лёшенька ждёт тебя. Надо ещё четыре строчки.
— Поздновато уже, — вздохнул Виктор Иванович. — Ему давно спать пора. Да и не умею я сочинять по заказу. Нужно вдохновение. — Сел за стол и склонился над листком.
Валентина Владимировна на цыпочках вышла из комнаты и тихо закрыла дверь.
Через двадцать минут Виктор Иванович вошёл в зал.
— Валя, — сказал он, — послушай, что у меня получилось. —Дождь прошёл и всё затихло. Воздух чист, дышать легко. В небе радуга возникла за рекою далеко.
— Разноцветьем далеко, — Валентина Владимировна задумалась. — Нет, лучше: фейерверком далеко.
— Фейерверком, говоришь? Отлично! — подсел к столу и дописал. — Готово! Звоню Лёше. — Снял трубку и набрал номер.
— Дедушка, ты сочинил про радугу?
— Сочинил. Записывай, — продиктовал окончание стиха. — Записал? А теперь прочти весь стих.
— Дедушка, может, вместо “фейерверком далеко” написать “фейерверком над рекой”. Я у дедушки Паши на даче видел красивую радугу над рекой Березиной.
— Легко-над рекой, есть рифма и образ красивый. Мы опять вернулись к реке. Молодец, Лёшенька. Так и запиши… Готово? Прочти всё.
Лёша начал читать:
Светлый день нахмурил брови.
Сад листвой зашелестел.
И ликует всё живое:
Тёплый дождик прилетел!
Дождь прошёл, и всё затихло.
Воздух чист, дышать легко.
В небе радуга возникла
Фейерверком над рекой.
— Отлично! Спокойной ночи, Лёшенька.
— Спасибо, дедушка. Спокойной ночи.
Прошло два дня. Зазвенел телефон. Виктор Иванович снял трубку.
— Привет, дедушка! Я за стишок про дождик и радугу по русскому языку получил десятку!!! *
— ?!!
*Десять баллов — высшая оценка по десятибалльной системе в школах Беларуси.
Виктор Цекунов
г. Минск, Беларусь.
11 марта 2013 г.
Свидетельство о публикации №113031205130