Кольцо Нибелунга
В России театры в самом начале двадцать первого века были пусты. Мы потихоньку спускались с галёрки в партер, который, в лучшем случае, был заполнен на одну треть. Иногда галёрку закрывали, и театральные работники вежливо приглашали обладателей дешёвых билетов спуститься в партер. Даже балеты мало интересовали зрителей. Иногда я сидела в ложе совсем одна. И это было так необыкновенно, казалось, что артисты выступали только для меня.
Билеты в театры ничего не стоили. В Мариинском билет на галёрку можно было купить за двадцать пять рублей. Это было настоящее счастье, я наслаждалась доступностью изысканных наслаждений.
Как-то раз муж не смог пойти со мной на «Парсифаль» и мне пришлось идти одной. Я знала, что с таким дешёвым билетом у меня проблем не будет, я его продам сразу, хотя музыка Вагнера нравится далеко не всем, поэтому пришла к самому началу спектакля. Но я ошиблась, билетом никто не заинтересовался. Я постояла минуты три и уже решила идти в театр, всё-таки не та сумма, чтобы опаздывать. Но меня остановил парень, который уловил моё движение в сторону двери.
Он прохаживался около театра так, как будто не знал, что ему делать дальше. Это был восточный человек, стройный, смуглый, с тонкими чертами лица, очень похожий на араба. Он спросил меня:
— Сколько стоит.
Акцента у него не было, но, тем не менее, было очевидно, что в нём русской крови не было ни капли.
— Двадцать пять рублей, — сказала я.
— А можно будет сразу уйти, минут через пятнадцать.
— Можно конечно, — я не могла понять, что ему надо, на театр посмотреть что ли? Не похож он был на любителя красивых интерьеров.
Он купил билет, и мы стали подниматься на третий ярус. Третий звонок прозвенел, и в партер закрыли двери, оставив только одну для опоздавших, которую ревниво охраняла бабушка, идти туда было уже поздно.
Я потихоньку наблюдала за своим соседом. Парень, не интересовался интерьерами, музыка Вагнера вызывала у него если не отвращение, то глубокое неприятие, художественное оформление спектакля не радовало. Он смотрел на часы и явно пытался поскорее отсюда убраться. Пятнадцать минут он не выдержал. Встал и, стараясь не шуметь, с облегчением выскочил за дверь. Что же он делал в театре? Зачем купил этот явно ненужный ему билет?
После антракта я перебралась в партер, выбрала себе место в пятом ряду, и… забыла обо всём на свете. Собирались рыцари в старинном замке вокруг Грааля, свершали великие таинства, исполнялись пророчества. Пять с половиной часов пролетели мгновенно. Удовольствий должно быть много. Верди и Вагнер не скупились на них. Была только одна проблема — попасть в метро до закрытия.
Примерно через месяц мы с мужем опять пошли в Маринку на «Зигфрида». В дверях я столкнулась с молодым «арабом», купившим у меня билет. Он был с девушкой. Какой же прелестной и умненькой была эта девушка, сразу было видно, что она из хорошей, интеллигентной семьи. Девушки с такими чистыми, тонкими лицами попадаются нечасто. Заметно было, что она пришла сюда не случайно, и очень хотела послушать Вагнера. Как вежлив и предупредителен был с ней её кавалер, какими глазами он смотрел на неё, как тщательно и аккуратно был одет, как уверенно он держался и как был счастлив!
Ах, вот что делал в театре мой сосед! Он приходил на «разведку». Прежде чем пойти в театр с любимой девушкой он решил сходить туда сам. Парень повёл её в партер, на билеты не поскупился. Ну не нужен ему Вагнер, зато нужна девушка, которой он необходим, а значит не всё потеряно. Если он понял, какое сокровище попалось ему на пути, то, в конце концов, придёт и к музыке, потому что нельзя не полюбить то, что любит любимая. Я посмотрела в программку: «Продолжительность спектакля пять часов пятнадцать минут»! Я хотела понаблюдать за ним. Мне было интересно, как он выдержит такое испытание? Но в огромном театре я быстро потеряла их из виду.
И опять была музыка. Были боги, был прекрасный юноша, не знающий страха и власти богов, избавляющий мир от проклятия золота. Окружённая пламенем спала заколдованная, прекрасная Брунгильда, а потом пробуждалась для жизни и любви. Торжествовала справедливость. Мир был прекрасен: трагический и чистый, далёкий от обычной жизни, он звучал в музыке, звал к себе, и не было у него ни конца, ни начала.
Опера кончилась. Мы шли вдоль канала Грибоедова, и музыка ещё жила, не хотела отпускать. Весна. Это был наверно первый по-настоящему тёплый апрельский вечер. Сухой асфальт, фонари, блеск воды, какое-то удивительное чувство пробуждения, предчувствия чего-то бесконечного прекрасного, что обязательно должно случиться. Великолепный город, погружённый в сон, был продолжением роскошного действа, казалось, сказка не кончится никогда.
Не так уж много времени прошло с тех пор, но город успел сильно измениться, пугает он своими новыми личинами, теряет свою подлинность. Изысканные наслаждения становятся недоступными, театры модными. Жмутся у окошек кассы настоящие любители музыки, пытаясь выпросить билетик подешевле. Но по-прежнему ходят в театр молодые люди, приводят туда девушек. Звучат оперы Вагнера, — любимого композитора Адольфа Гитлера и близкого друга Фридриха Ницше. Опять исполняют в Мариинке «Кольцо нибелунга». Четыре великолепные оперы прославляют красоту и смелость человека, близится неизбежная гибель богов, и всё опять начинается сначала. И опять хочется мне, как тогда, окунуться в музыку, в её трагическую, возвышенную стихию, и жить в ней, и забыть все слова человеческие, забыть обо всём кроме неё.
02.12.09
Свидетельство о публикации №113031202498