Исполнение закона

«Не мните, яко прiидохъ разорити законъ, или пророки: не прiидохъ разорити, но исполнити» (Матф.5:17).

                Не так давно студент-мусульманин пытался навязать мне (преподавателю) дискуссию, дабы разоблачить некоторые христианские постулаты; при этом он ссылался на текст Пятикнижия Моисея, даже не подозревая, что христианство далеко не исчерпывается Ветхим Заветом. Впрочем, мусульманину это, наверное, простительно, однако, нечто подобное приходится нынче слышать и от православных, как-то: христианство произошло от иудаизма, или - христианство, иудаизм и ислам – аврамические, монотеистические религии, имеющие много общего. Нередко также сегодня фигурирует странное словечко «иудеохристианство». Правда, те, кто употребляют сие непонятное слово, плохо себе представляют, что оно значит. Другие «ревнители» Веры Православной заявляют, что Новый Завет, по сравнению с Ветхим Заветом, не содержит ничего нового. Так ли это на самом деле? Интересно, что в святоотеческой литературе невозможно найти ничего даже отдалённо похожего на подобные абсурдные идеи и попытки совмещения несовместимого. Для начала обратимся к толкованию Святителя Иоанна Златоуста на Евангельское изречение «Не мните, яко прiидохъ разорити законъ, или пророки: не прiидохъ разорити, но исполнити» (Матф.5:17).  Иудеи обвиняли Христа в нарушении закона, в несоблюдении субботы, и таким образом, почитали Его противником Бога. Иудеи, хотя и не исполняли закона, имели, однако ж, к нему великое уважение и желали, чтобы Писание оставалось неприкосновенным и чтобы никто ничего не прибавлял к нему. Впрочем, они строго держались и некоторых прибавлений, сделанных их начальниками. Так, например, этими прибавлениями нарушалось должное почтение к родителям; да и многие другие обязанности подрывались этими неуместными дополнениями. А поскольку Христос вознамерился ввести новые прибавления к закону, которые, впрочем, не уменьшали добродетели, но возвышали её, то Он предвидел, что это могло смутить народ, и потому, прежде чем начертать свои законы, опровергает сомнения, которые могли возникнуть в умах иудеев. Христос намеревался дать заповеди выше древних (как видно из Его слов: вы слышали, что сказано древним: не убивай. Я говорю вам, не гневайтесь (Мф.5:21, 22) и проложить путь к некоему божественному небесному образу жизни, но чтобы новость учения не смутила сердец слушателей и не заставила их сомневаться в Его наставлениях, Он и предупреждает их словами: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков.  Цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, но для закона эта задача оказалась непосильной, ибо совершенное исполнение закона возможно лишь в полноте благодати Божией, которая подается только через Христа Спасителя и Духа Святого. «Конец закона – Христос, к праведности всякого верующего», как говорит ап.Павел (Рим.10:4). Далее ап.Павел подчеркивает, что закон не уничтожается верою, но утверждается (Рим. 3:31). Итак, бессилие закона сделать человека праведным с помощью буквы преодолевается пришедшим во плоти Христом, устанавливающим образ оправдания через веру. Оттого, когда Христос начинает сравнивать Ветхий Завет с Новым, Он прежде и говорит, не нарушить пришел Я, но исполнить, чтобы не навлечь на Себя подозрений со стороны иудеев в реформировании, ревизии закона.
               
                Теперь посмотрим, как толковала эту проблему русская религиозно- богословская мысль. Опираясь на те же самые источники Писания, что и Святитель Иоанн Златоуст, Преподобный Иосиф Волоцкий (15 век) говорит следующее: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства (Евр.7, 18-19). Закон имел тень будущих благ, то есть Нового Завета. Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому (Евр. 8,7). Божественные апостолы заповедали Церкви не придерживаться уже закона Моисея, ибо и пророки также говорили. Но еретики, исповедующие жидовство, противятся этому. Мы же, веруя апостольскому преданию и слушаясь пророческих писаний, видим, что закон Моисея упразднился, жертвоприношения и обрезание были отвергнуты Богом и стали мерзостью пред Ним с тех пор, как явилась благодать Божия, спасительная для человеков (Тит. 2, 11), по словам святых апостолов. И ещё – Закон дан через Моисея, благодать же и истина чрез Iисуса Христа (Ин. 1, 17). Поэтому благодать на века пребывает, закон же был дан Моисеем на время, пока не было закона Христа. Подобно этому Бог дал закон Ною и повелел ему быть до Авраама; потом Бог дал закон Аврааму и повелел ему быть до Моисея; и Моисею Бог дал закон и повелел ему быть до Христа. И если бы Авраам не держался данного ему закона после обрезания, но придерживался бы закона Ноя, не был бы назван другом Божиим. И Моисею, если бы он держался прежнего закона и не восхотел нового, Бог не сказал бы, Я знаю тебя по имени, и ты обрел благодать от Меня (Исх. 33, 12). Дав Ною закон, Бог не сказал ему, что потом даст другой; но после дарования закона Аврааму, возвестил тому, что после этого даст другой закон. Дав же закон Моисею, Бог многими свидетельствами показал, а впоследствии и через пророческие писания точно сказал, что прекратит этот закон и даст другой закон, лучший и намного более справедливый. Бог, желая явно и истинно показать благодать Нового закона, предсказал его через многих пророков. Михей и Исайя одинаково, слово в слово, сказали о Новом законе из-за жестокосердия иудеев, которые слухом слышат – и не уразумеют. Поэтому оба пророка сказали одними и теми же словами: От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. Пусть не думает кто-либо, что эти слова сказаны о законе Моисея. Закон Моисея был дан до Исайи и Михея в пустыне горы Синайской. А не в Сионе и не в Иерусалиме. От Сиона и от Иерусалима выйдет Новый закон Евангелия Христа; из Иерусалима начнется апостольская проповедь и распространится по всему мiру.

                Говоря о соотношении закона и благодати, нельзя не вспомнить «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (11 век). Закон отошел, а Благодать и истина всю землю исполнили, и вера на все языки простерлась, и на наш народ русский. Ибо закон предтечей стал и слугой Благодати и истине, истина же и Благодать – слуга веку будущему, жизни нетленной. Как Закон приводил подзаконных к благодетельному крещению, так и крещение сынов своих впускает в вечную жизнь. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, а Христос и апостолы Его – о воскресении и о будущем веке. Что дал Закон, и что Благодать? Прежде Закон, потом она, Благодать. Прежде лишь тень, потом – истина. Закон прежде стал и вознесся в малом, и отошел, вера же христианская, после придя, первейшей стала и распространилась на множество языков. И Христова Благодать всю землю объяла, как вода морская, покрыла ее. И все ветхое отложив, закоснелое в зависти иудейской, нового держится, по пророчеству Исайеву: Ветхое минует, и новое вам возвещаю; пойте Богу песнь новую!
                Надо сказать, что русская православная идея никогда не была основана на чистоте крови. Превосходство христианства над иудаизмом, как считает Иларион, состоит в том, что христианство утверждает равенство народов перед Богом. Закон был дан одному народу, Благодать и Истина – спасение всему мiру, ибо благо и щедро простирается на все края земные. И человечество, приняв Христа, уже не теснится в законе, а в благодати свободно ходит. По Илариону, философия священной истории сводится к тому, что старейшины Иерусалима радели о земном, заняты были самоутверждением, оправданием. А оно скупо от зависти, не простирается на другие народы. В самом Иерусалиме, где жили вместе и иудеи, и христиане, крещение благодатное терпело обиды от обрезания законного; даже не принимала в Иерусалиме христианская церковь епископа не обрезанного, потому что старейшины были из обрезанных. Подобно Измаилу, что обижал Исаака, иудеи творили насилие над христианами, «рожденные в рабстве – над сынами свободными». Пленение Иерусалима римлянами и рассеяние иудеев стало заслуженной карой за неприятие учения Христа, Благодати, «да не в купе злое пребывает».
 
                Итак, историческая «первичность» Ветхого Закона, как видно из святоотеческих комментариев, отнюдь не свидетельствует о том, что христианство есть повторение Ветхого Завета, или что Новый Завет возник на базе Ветхого. Последовательность историческая не может подменить сущностной разницы. Да и какая сущностная общность возможна между заповедями «око за око и зуб за зуб» и «не противьтесь злу»? («Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зубъ за зубъ. Азъ же глаголю вамъ, не противитися злу: но аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую» (Мф.5;38-39). Так что «разоблачение» христианских истин путём апелляции к Ветхому Завету может звучать убедительно разве что для мусульманина.


Рецензии
Сразу приходит на ум:
.
Кто писал, не знаю,
А я, дурак, читаю...
Много суеверий,
Чтобы во все их верить...
.
А на Руси до сих пор больше языческих праздников, чем христианских,
та же масленица...
Я до сих пор считаю себя язычником, поклоняюсь только Солнцу, и веру эту
никогда не предавал, как некоторые. Не будет его, не будет и жизни на Земле…
Именно благодаря ему все природные богатства, которые распродаёт наше
правительство, вместо того, чтобы организовать труд людей на благо их...
Я его почти каждое утро вижу, пока небо чистое, и благодарю за тепло…
А другого бога я никогда не видел и не увижу, если бы он был, то не
допустил бы страданий народных, извёл бы всех сволочей и подонков и
воцарился бы мир и покой на Земле! Ибо все беды на Земле от дураков,
невежд, завистников и подлецов! Исправить их можно только силой.
Силой закона, силой правды, силой благородства, силой оружия в конце концов!
А будут бояться силу справедливости, будут её уважать, меньше будет
скотства на Земле!
Справедливость - это соответствие действий отдельных лиц требованиям
иерархического неравенства сложившегося в обществе. А при таком варварстве
как у нас, другой справедливости быть не может...

Есть три основных правила для общества справедливости: никому не
вредить, приносить пользу обществу и получать от общества необходимое
для полноценной жизни согласно своего вклада на благо общества.
Без соблюдения гражданами этих трёх правил общество справедливости
НЕВОЗМОЖНО!!!!

Любая религия построена на обмане человека, а это его не достойно...

Александр Аникеев   13.03.2013 13:23     Заявить о нарушении