Фёдор Тютчев
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. В 1819 году было опубликовано вольное переложение "Послания Горация к Меценату" - первое выступление Тютчева в печати.
Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.
За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера, других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль.
Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском "Современнике" (24 стихотворения) под заголовком "Стихи, присланные из Германии" (1836).
Затем в публикации Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время кристаллизуется его политическое мировоззрение.
В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", задумывает книгу "Россия и Запад".
Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем "комитета ценсуры иностранной".
С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу "Современник" напечатаны 92 стихотворения. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева "Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева", содержащая пророчество: Тютчев "создал речи, которым не суждено умереть".
В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.
Но изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни и расходился с трудом. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев Тютчева не стало.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Поэт-мыслитель всю жизнь — от ранней юности до последних дней болезненной старости — чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально губительным, “поединком роковым”. Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, “кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...”
В начале семидесятых годов Тютчев испытал подряд несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для семидесятилетнего старика; вслед за единственным братом, с которым его связывала интимная дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича (1 января 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях.
Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая:
В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.
Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: “Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды”.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
Тютчева обожали женщины, они его боготворили. Федор Иванович никогда не был донжуаном, развратником, ловеласом. Он обожал женщин, и они ему отвечали тем же. Его множество прекрасных лирических стихотворений посвящены именно женщинам.
1. Фёдор Тютчев в 1822 году был назначен внештатным чиновником при дипломатической миссии в г. Мюнхене.
Весной 1823 года (ему было 23 года) он познакомился в Мюнхене с очень юной (15-16 лет) графиней Амалией Лёрхенфельдор (больше известна как Крюденер). В то время, когда они познакомились, Амалия знала, что она очень красива и научилась уже повелевать мужчинами. Ею увлекались и Пушкин, Гейне и Баварский король Людвиг. А Тютчев (как его называли Тэодор) был скромен, мил, всегда при встречах с ней смущался, но был очень предупредителен в отношениях с Амалией. Они начали симпатизировать друг другу, обменялись цепочками от часов (Тютчев подарил ей золотую, а она – ему шелковую). Они вместе много гуляли по Мюнхену, по его прекрасным предместьям, и на берегу красивого Дуная.
В 1824 году Федор Тютчев дарит Амалии стихи “Твой милый взор, невинной страсти полный…”, а также решился просить руки Амалии у её родителей. Сама девушка была согласна, а вот родители – нет, так как им не нравилось то, что Тютчев был молод, не богатый, не титулованный. Чуть позже родители Амалии дали согласие на брак с сослуживцем Тютчева, который был на несколько лет старше его. Это был барон Крюденер.
Тютчев до глубины души был оскорблен. До конца своих дней Федор Тютчев и Амалия Крюденер остались душевными друзьями. В 1836 году Тютчев пишет еще одно стихотворение, которое посвящает Амалии “Я помню время золотое…”, а в 1870 году – “К.Б.”:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое
И сердцу стало так тепло.
2.Время, как известно, лечит, и в 1826 году Федор Тютчев тайно женился на Элеоноре Петерсон, которая была вдовой дипломата. От первого брака у неё осталось четверо сыновей. Элеонора была старше Федора Тютчева на три года. Их брак продлился двенадцать лет, у них родилось три дочери. Первые семь лет их семейной жизни были самыми счастливыми для Федора Тютчева. Почему пять других лет не являются столь счастливыми? Элеонора очень любила своего мужа, просто боготворили.
Но в 1833 году она узнает. что её муж увлекся Эрнестиной Дернберг, которая в тот момент была замужем за бароном Фрицем Дернбергом. Она была одной из самых красивых девушек в Мюнхене. Хорошо воспитанная, из семьи баварского дипломата. В те годы Элеонора немного располнела, стала более домашней. Да и не удивительно. Дом, муж, дети… А Эрнестина была совсем молодой, многим нравилась. Так что ревновать своего мужа было к кому. Для Элеоноры – это был сильный удар. Она даже пыталась покончить с собой, ударив несколько раз себя в грудь кинжалом для маскарадов.
После огласки всех событий связанных с романом Тютчева, попыткой самоубийства Элеоноры, Федора Ивановича переводят на работу в город Турин. Элеонора простила мужа, так как очень его любила. Они возвращаются в Россию, но через некоторое время Тютчев вернулся в Европу. В 1838 году Элеонора вместе со своими тремя маленькими дочками садится на пароход в Любек, чтоб приехать к мужу. Но в ночь с 18 на 19 на пароходе был сильный пожар. Спасая своих детей, Элеонора перенесла сильное потрясение. Все эти события окончательно подорвали её здоровье и в августе 1838 года она скончалась на руках любимого мужа. Тютчев так был ошеломлен смертью своей жены, что поседел за одну ночь. Через десять лет после её смерти он напишет стихотворение “Еще томлюсь тоской жела-ний…”
3. Уже в 1839 году Тютчев венчается со своей возлюбленной Эрнестиной Дернберг. Эрнестина красива, образованна, умна и она очень близка Тютчеву. Он пишет ей стихи: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Мечта”, “Вверх по течению вашей жизни”, “Она сидела на полу…”, “Все отнял у меня казнящий Бог…и др.
В этих стихотворениях поразительно сочетается любовь земная, отмеченная чувственностью, страстью, даже демонизмом, и чувство неземное, небесное. Ощущается тревога в стихах, страх перед возможной “бездной”, которая может предстать перед любящими, но лирический герой старается эти пропасти преодолеть. Тютчев пишет о своей новой жене:”…не беспокойтесь обо мне, ибо меня охраняет преданность существа, лучшего из когда-либо созданных Богом. Я не буду говорить вам про ее любовь ко мне; даже вы, может статься, нашли бы ее чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это ее нежностью к детям и заботой о них, за что не знаю, как и благодарить ее. Утрата, понесенная ими, для них почти возмещена… две недели спустя дети так привязались к ней, как будто у них никогда не было другой матери”.
Эрнестина удочерила всех дочерей Элеоноры и у Тютчева. У Элеоноры были еще трое совместных детей – дочь Мария и два сына Дмитрий, Иван.
4. К сожалению, Тютчев был влюбчив и часто изменял своей жене. Через 11 лет совместной жизни он совсем к ней охладел, так как влюбился в Лёлю Денисьеву.
Елена Александровна была из обедневшего дворянского рода, её мать умерла, когда она была еще маленькой, отец женился второй раз, и Лёлю воспитывала тётя. Леля Денисьева была на 23 года моложе Тютчева. Как и где начались их отношения достоверно неизвестно, но вот что говорили об отношении Тютчева к Лёле:
“Увлечение поэта нарастало постепенно, пока не вызвало наконец со стороны Денисьевой такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником…” Но в итоге страдали все. Бесконечно страдал сам Федор Иванович, так как им одновременно владели два чувства: преклонение перед своей женой и страстная любовь к юной Леле. Страдала его молодая любовница, строго и безапелляционно осужденная обществом за этот разбитый брак. Тютчеву не нужно было выдумывать страсти для своих произведений. Он просто записывал то, что видел своими глазами, что пережил собственным сердцем.
Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована “жизнь отреченья, жизнь страданья”:
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только не порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Денисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”. Эта “последняя любовь” Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте своей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Тютчев очень тяжело переживал утрату:
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...
Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: “Друг мой, теперь все испробовано — ничто не помогло, ничто не утешило, — не живется — не живется — не живется...” В стихах “денисьевского цикла” особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием “О!”, определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие — убивается... Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
Он пережил Денисьеву на девять лет.
Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
Любовь к чужому мужу заставила Лелю вести странную жизнь. Сама она оставалась «девицей Денисьевой», а ее дети носили фамилию Тютчевых. Фамилию, но не дворянский герб. Ее положение очень напоминало то, в каком многие годы прожила княжна Долгорукая, морганатическая жена Александра II. Но в отличие от своей наперсницы по несчастью, Леля Денисьева была не столь сильна духом, да и ее возлюбленный не так всесилен. От ненормальности своего положения, открытого презрения общества, часто посещавшей нужды, она страдала чахоткой, которая медленно, но верно сводила еще молодую женщину в могилу.
Тютчев очень хорошо осознавал значение Лели для своей жизни, и не ошибся. Подрывали ее здоровье и частые роды. Своего последнего ребенка Леля родила за два месяца до смерти. От былой красоты, веселости, жизни остался только призрак — бледный, почти невесомый… Леля Денисьева умерла на руках Тютчева 4 августа 1864 года, через четырнадцать лет после начала их мучительного романа.
Тютчев не порывал со своей семьей. Он любил их обеих: свою законную жену Эрнестину Дернберг и внебрачную Елену Денисьеву и безмерно страдал оттого, что не в состоянии ответить им той же полно-той и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. Тютчев пережил Лелю на девять лет и умер в далекой от дорогой ее могилы Италии. Но его последняя признательность досталась все же Эрнестине Федоровне — верной, любящей, всепрощающей:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Что б я ему еще молиться мог”
Федор Тютчев звал свою законную жену Эрнестину Фёдоровну – Нести, а Елену Александровну-Лёля.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Второе "воскрешение" Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.
Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: "Как хорошо ты, о море ночное...", "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..." (1857), "Как весел грохот летних бурь..." (1851), "Люблю грозу в начале мая...".
Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете ("Есть в осени первоначальной..."), или же осенний вечер - предвестие зимы ("Осенний вечер" 1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а "весенний первый гром" "в начале мая". Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне ("Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит..." 1836).
Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия ("Весенние воды" 1830), "Зима недаром злится" (1836), "Как весел грохот летних бурь...", "Чародейкою зимою..." (1852).
Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических событий.
Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви. Любовь для него "и блаженство, и безнадежность", напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, "поединок роковой" двух сердец ("О, как убийственно мы любим..." (1851), "Я очи знал, - о, эти очи!.." (1852), "Последняя любовь" (1851-1854), "Есть и в моем страдальческом застое..." (1865) и другие). "Блаженно-роковое" чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.
Опыт русского реализма не прошел для Тютчева бесследно. Но все эти изменения не затронули глубину его романтического мировоззрения.
Ощущение катастрофы бытия, не позволяющее искать спасения в идеалах и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием литературных течений на рубеже XIX-XX веков и прежде всего - символизма.
Как человек, он оставил по себе лучшие воспоминания в том круге, к которому принадлежал. Он был блестящим собеседником, яркие, меткие и остроумные замечания которого передавались из уст в уста. Тонкий и проницательный мыслитель он с равной уверенностью разбирался как в высших вопросах бытия, так и в подробностях текущей исторической жизни. Это был человек, проникнутый культурностью во всем, от внешнего обращения до приемов мышления; он производил обаятельное впечатление особой «любезностью сердца, состоявшей не в соблюдении светских приличий, которых он нико-гда не нарушал, но в деликатном человеческом внимании к личному достоинству каждого». (Никитенко).
Я ВСТРЕТИЛ ВАС
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Свидетельство о публикации №113031210034
Мфвсм-Словарь Рифм 12.03.2013 23:36 Заявить о нарушении
Елена Гутник 13.03.2013 11:31 Заявить о нарушении