Икота

Икота (Венгрия) 2002 г.

Режиссер Дьёрдь Палфи

Фильм, скажу я Вам, гениальнейший по своей идее. Смотреть его можно каждому и всем. И каждый увидит в нем то, что готов увидеть. Впервые я посмотрела эту картину четыре года назад. Меня загипнотизировал икающий старичок, и я, на свое удивление в немом вопрошании досмотрела фильм до конца. Я не могла понять, что заставило глядеть, не отрываясь. Какое событие в фильме могло меня так всерьез удержать у экрана телевизора. И ….не находила ответа. Но и сегодня, спустя столько лет, если бы меня спросили, какой фильм я считаю одним из самых необычных, я бы назвала «Икоту» не задумываясь. Тем, кто решит ознакомиться с этим шедевром кинематографа, предлагаю выбрать одну из позиций: активную или пассивную. И та и другая будет верна. Важно понять, какого эффекта вы ожидаете от просмотра.
Пассивная.
Если приведенные мною ранее фильмы способствовали тому, чтобы вызвать эмоции, разбудить нечто в себе упрятанное, то «Икота» вполне может послужить избавлению от эмоций. Бывает, согласитесь, что эмоции зашкаливают и от них просто необходимо избавиться. Садитесь и смотрите. Созерцание мерного течения жизни глухой венгерской деревушки способно ввести в некий транс. Я не могу сказать точно, чем это вызвано. Событийностью фильм не отличается. А если быть точной, то события развиваются, но не совсем там, где мы ожидаем этого от них. Потрясающий медитативный прием. Оператор умело отправляет зрителя в тот самый мир, который мы не привыкли замечать. Именно с этой позиции я увидела «Икоту» четыре года назад.
Активная.
Если пассивная позиция вам близка по описанию, можете даже не читать того, что я буду описывать ниже. Это все испортит. Наслаждение в избавлении от эмоций в таком разе я вам не гарантирую.
Итак…..Как оказалось, фильм ох, как не прост. В его основе лежит любопытная детективная история, основанная на реальных событиях. В первой половине двадцатого века в долине реки Тиссы при загадочных обстоятельствах в деревне были убиты 170 мужчин. И было установлено, что смерть оных произошла не случайно. Женщины деревни, вступившие в заговор, добавляли своим НЕЛЮБИМЫМ мужчинам в еду отвар белладонны (смертельный яд). В песне на свадьбе, что идет по сюжету, именно об этом растении и идет речь….. Смотрите «Если ты не любишь своего мужа – дай ему отвар белладонны, а если ты еще любишь своего мужа – приготовь ему ужин. …» Потрясающий рецепт счастья.)))) Обратите внимание, я не ставлю это в кавычки. Но и это еще не все. Дедок-то, что сидит на лавочке и икает, по ходу один из всех в живых остался. И это потому что живет в своем доме один. Без женщины. Умен? Да упаси Господь от такого «счастья» рядом в старости. Уж лучше бы его соседушка отравила сердобольная.
А режиссер-то еще и провидец….. «Символ мужского» он умело передал через яйца борова крупным планом. Будете смотреть, отследите внимательно фрагменты, сопровождающие все кадры, в которых фигурирует это животное. Будет занятно....

И будет долгий день, зачатый на сомнениях.
Пока не принят будет свет благословения.
И будут двигаться в каких-то направлениях,
Но не увидит мир того движения.
И будет суета как тень всенощного застолья.
Творить при этом не устанет лишь природа.
Упрочить рай в душе – на то есть Воля.
Но можно заменить икотой антипода.
Гуляй простор великого забвения!
Взрыхляй поглубже целину нелепой блажи.
Не может человеку быть полезным время,
Когда сам человек полезным быть не жаждет.


Рецензии