Коммунизм Роберта Оуэна в Нью-Ланарке

   Роберт Оуэн (1771 - 1858) – социалист, педагог и социальный реформатор 19 века.  Родился в семье мелкого лавочника, работать начал с девяти лет учеником, а затем приказчиком в мануфактурных магазинах. Вскоре он женится на  дочери богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго, а в двадцать восемь лет в 1799 году переселяется туда, где становится совладельцем  и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Он уже давно задумал свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы производственных отношений.  На примере этого посёлка он хотел показать, что обязанность заботиться о наемных рабочих вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему, которую впоследствии теоретически развил в своих сочинениях, доказывая, что человек составляет продукт окружающих его условий, воспитания и образования; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая порода.

    В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы удивлявшихся её коммерческому успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочих, что тогда все объясняли чрезмерным размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.

   Работая на многих предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации и рационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий по отношению к простым трудящимся. Но я не ставлю своей целью описать все реформы и нововведения Оуэна,  все его взгляды и убеждения, а только то, что его сделало в глазах человечества одним из первых основоположников коммунистического мировоззрения.

   
   Выступив с критикой капитализма, Он характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый» строй, который порождает бедность, невежество, распри и войны. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы».

    Оуэн считал капитализм с его рыночными, продажными условиями жизни,  антинародным строем, враждебным интересам трудящихся.  Порождаемая капитализмом страсть к наживе  отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей, склоняет женщин к проституции. Эта страсть к наживе, стремление к обогащению и к порабощению людей, служит причиной всех войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждает к бесчисленным убийствам.

     Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он считал, что переход к новому обществу может быть только через законодательные меры для обеспечения трудящихся нормальными социальными условиями жизни и через просвещение населения. «Широкое распространение промышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этот характер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства руководства».
 
    Новое общество, по мнению Оуэна, должно открыть людям те притягательные качества, которыми их наделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.
    Прежде чем люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое представляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти… Хорошее общество может быть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды».

    Такое общество должно быть построено на принципах равноправия и справедливости.  Не должно быть большой разницы в социальном обеспечении, сильного расслоения на бедных и богатых, все будут равноправны  в получении образования, медицинского обслуживания, право на труд будет гарантировать право на достойную труда жизнь, исчезнут неравные браки и браки по экономическому расчету.

    Руководствуясь своими убеждениями, Оуэн запретил на своей фабрике в Нью-Ланарке труд детей до 10 лет и сократил рабочий день до 10 часов, что было неслыханным новшеством для того времени, когда самую дешёвую рабочую силу в  английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14—16 часов в день.  Он организовал дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальную школу для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний клуб культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились музыкальные вечера, танцы, игры и т.д. На 1 января 1816 г. новый социальный институт охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет. Он считал, что главный путь для становления нового порядка,  это воспитание человека примером окружающих, что человек является продуктом среды и воспитания. Он говорит, что активная роль людей в истории формируется в процессе борьбы с общественным злом и несправедливостью.  Оуэн развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания и попытался экспериментально её доказать. Именно Оуэн в процессе всей своей жизни осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

     Создание новой социальной среды – основная идея Оуэна. Он считал, что при рождении человек по природе своей не хорош и не плох, он то, что делает из него среда и воспитание.  Для того, чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для этого благоприятные условия, дабы сделать затем само человечество разумным и благочестивым. Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй, который воспитал такого человека.
     Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке не только для жизни, но и для труда, провозглашал производительный труд источником всех богатств. Он говорил, что эта сила обеспечивает неисчерпаемую и все возрастающую возможность обеспечить все разумные потребности столь же легко, как сделать доступной для всех чистую воду. А сегодня в России уже чистая вода не всем доступна…

     Реформируя производство и жизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего благополучия при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, он становится одним из первых критиков капиталистического общества с позиций социализма. Среди основных недостатков капитализма он отмечает узкое разделение труда, социальное различие людей по богатству, а не по общественной полезности человека, конкуренцию и всеобщее противоречие рыночных интересов. Он считал, что получение прибыли должно быть разрешено только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса на них, а предприниматель не должен сокращать выпуск продукции и увольнять трудящихся для увеличения прибыли, а разнообразить продукцию по потребностям населения для лучшего удовлетворения их потребностей.

      С нравственной точки зрения, концепция Оуэна склонялась к ответственности каждого человека участвующего в экономических отношениях по удовлетворению потребностей населения и в основе этой концепции лежат похвала и порицание,  вознаграждение и наказание,  что во все века  было в основе воспитания и развития всей сущности человека.

      С экономической точки зрения доктрина Оуэна была, конечно, социалистической, ибо обеспечение по социальным потребностям как в доме отдыха для нормального развития населения своего рабочего посёлка по их способностям к труду это не денежное вознаграждение при капитализме, которого многим и сегодня иногда не хватает на самое необходимое, хотя денежное вознаграждение на всякую мелочь почти равное для всех рабочих там тоже выплачивалось. А средства коммуникации были, конечно, только у администрации, поэтому о коммунизме в Нью-Ланарке речь не идёт, но все социальные гарантии обеспечивались!  А разве солдатам при трёхгодичной службе в СССР не выплачивалось равное для всех денежное довольствие в размере трёх рублей восьмидесяти копеек?  А ведь служба у всех солдат была разная! Сержантскому составу немного больше…
      А сегодня многие российские пенсионеры были бы рады такой жизни с общей столовой, если у каждого будет отдельный кубрик с туалетом и ванной, бесплатный проездной и безлимитный телефон с отделением милосердия с врачом и санитарками для совсем немощных вместо офицеров и сержантов...

      Весь уклад жизни посёлка,  квалификация труда на рабочем месте и равенство рабочего времени позволяли  распределять количество и качество социальных благ от их общего количества по потребностям для нормального развития человека, семьи и всех членов общества, что он и доказал в Нью-Ланарке. А фонд заработной платы определялся от продажи продукции на рынках страны. Некоторые продукты питания выращивались на общественных фермах и там быстро исчезли нищета и обездоленность, преступления и пьянство, не было ни воровства, ни проституции!  Люди были ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ жить,  не нарушая заведённый порядок! Кто служил в армии при советской власти, тот знает, что такое подсобное хозяйство и как армия снабжалась и каким продовольствием. Я совершенно не ратую за казарменный "коммунизм", я за ликвидацию нищеты и обездоленности российского народа, который живёт за сотым километров от Москвы и областных центров. А веди именно лишённые элементарных условий сильные и злые едут в крупные города на "заработки".  Да-да, даже с экрана телевизоров преступники всех мастей убеждённо доказывают, что они таким образом "зарабатывают себе на жизнь". Как при советской власти все говорили вместо купить - "достать", так сейчас вместо украл - "заработал". И это в современной капиталистической России стало в порядке вещей.  ПОЗОР!!!


      В своем обращении к государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, что смена существующего строя новым порядком уже началась, что эти революционные изменения «приведут от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к честности и счастью». Противостоять этому процессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новому обществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни».  Для примера населению начать нужно именно с государственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, без насилия.


      Обеспечение благоустроенным жильём достойно квалификации по труду, создание столовых для  качественного питания, снабжение добротной рабочей и повседневной одеждой, бесплатные проездные документы и связь, пусть и немного лимитированные,  организация хорошего отпускного отдыха – чем не локальный коммунизм для населения???   В то же время, казалось бы почему, при лучшем исполнение своих обязанностей на рабочем месте на основании большего трудолюбия,  интеллигентности или большей силы нельзя претендовать на лучшее вознаграждение, если лучше и быстрее выполняешь свою работу, разве это не справедливо???  Ведь при массовом производстве часто БОЛЬШЕ не нужно, главное, чтобы не было брака, ибо на выходе такой продукции, как автомобили или текстиль зарплата при капитализме зависит от продажи этой продукции, и пока всё не будет продано, не будет и зарплаты. А фонд заработной платы складывается именно с продажи продукции! А на заделе от прошлых продаж долго не продержишься. А когда всё распределяется по квалификации труда? Главный инженер и управляющий имеют высшую квалификацию и большую ответственность, а значит и более высокую зарплату и лучшие социально-бытовые условия и это справедливо.

      Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому он обращается, пойдет навстречу его идеям,  «то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год. Такова простая сила истины».  Но стремление внедрять законы сокращающие товарно-денежные отношения и не позволяющие капиталистической частной собственности обирать народ, не прибавляло ему единомышленников среди власть и богатство имущих. Конечно, работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником для построения кибуцев в Израиле, первых коммунистических экспериментов в Советской России после 1917 года, развитию равноправия и социальной справедливости во многих западных странах, но до сих пор не позволили многим народам осознать всю мудрость его социальных экспериментов.

      Основная ошибка Оуэна состояла в том, что он хотел сделать это частными усилиями отдельных выдающихся личностей, он верил в благоразумие правительств и что можно единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые могут изменяться лишь в закономерной последовательности.  Убеждённость Оуэна в том, что власть имущие без борьбы трудящихся за свои права пойдут на такие шаги и является основным фактором его утопизма! Ни в одной стране мира без борьбы трудящихся за право на достойную труда жизнь никто не отменял ни рабство, ни крепостничество, никто не отменит и наёмное рабство! А у кого нет капитала, кого он наймёт???  При наличии власти и силы можно принудительно заставить человека работать, если он хочет жить, но только закон, определяющий с правом на труд и право на социальные условия жизни достойно труда может воспитать ЧЕЛОВЕКА!

    Не верить в коммунистическое будущее, значит не верить в развитие у людей честности и порядочности, что люди будущего будут лучше нас.  Но вся история человечества доказывает, что торжество коммунизма неизбежно. Ибо было отменено рабство и крепостничество, уйдёт в прошлое  и наёмный труд.   Но может ли появиться и развиваться подобное общество без стремления большинства к такой жизни, без развития сознания и благоразумия каждого человека, без организации сторонников такого общественного устройства в мощную политическую партию и без стремления этой партии к власти???  А власть – это реальная возможность влиять на жизнь человека или общества.  Если не будет такой возможности, то не будет и власти!!!


       А это для информации -

       http://www.stihi.ru/2015/09/29/3028


Рецензии