Лучшие стихи февраля по версии Дмитрия Дёмкина
Сегодня мы представляем вашему вниманию обзор стихов, так или иначе отмеченных на конкурсах Стихи ру в феврале 2013 г.
Подробнее о целях и принципах обзора можно прочитать в произведении по ссылке: http://www.stihi.ru/2012/06/01/7667
Обозреватель – Дмитрий Дёмкин (http://stihi.ru/avtor/blackroom)
“Славяно-египетские мотивы“ - http://www.stihi.ru/2012/04/11/1259, Артемона Иллахо (ТМ Ежи - Финалисты. Лучшее стих-е 2О12 сайта Стихи RU)
вот отец берет рубанок ледяной
и белые стружки летят
берет отец рубанок ледяной
и белые стружки летят
в слюдяной накидке
с вышивкой золотой
мать моя пляшет и поет
далеко закинула в омут голубой
мать моя силки - не видать краев
твои это кольца, сестра
или в медь стучат отдаленно?
твои это слезы, сестра,
или капли смолы по хвое?
пойдем, сестра, с тобой через поле
где встала маятником рожь
пойдем, сестра, поглядим
как пляшет мать моя и поет
в синей кофте с белыми кружевами
текут кружева с крыши серебр'ом
из кувшина, что разбил отец
зарывал отец черепки
прорастала в печи зола
хороши, сестра, будут пироги
на пороге лежат серпы
заостренные к жатве
кошки сидят по углам -
как живые 'угли
не ходи, сестра, не ходи
в дом моей матери
хорошо пляшет мать
в сосновом покрывале
лучше ляжем, сестра, с тобой
под зеленый полог свет
где цветет бордовый шиповник
поглядим друг на друга
в ледяном ручье
говорим - не наговоримся
звенишь ты, сестра, медными кольцами
или это звенит в листве?
слышишь - мой отец
колышки сечет
словно злых собак держит на цепи
видишь - в сапожк'ах льняных
мазаных смолой
пляшет мать моя и поет
далеко видны, по ветру летят
косы матери моей
над оградой, над свечкой тополя
выше облака, выше месяца
не ходи, сестра, не ходи
в дом моей матери
поведет тебя отец за околицу
поведет тебя за ледяной ручей
у холма, где белый серп вознесен
и поле маятником встало
лучше ляжем, сестра, с тобой
под зеленый полог свет
говорить - не наговоримся
пусть мутна вода в ледяном ручье
и шиповник лепестки осыпает
друг на друга смотреть - не насмотримся
прощаться - не распрощаемся
твои это птицы, сестра
или стружки летят с порога?
Неплохая попытка воссоздания образов архаического сознания. Мотивы жертвоприношения, противостояние мира живых и мира мёртвых. Последний отождествляется с (умершими) предками, наделёнными сверхъестественными и опасными для живых качествами. Но этот гибельный мир и притягателен - так тянется рожь к лунному серпу. Предки со временем становятся богами, смутные верования – религией, дающей начало культуре. Но первоначальный пласт никуда не исчезает, поэтому очень легко проникнуться этими почти ахретипическими образами.
Конечно, полной достоверности достичь трудно, несколько мешают восприятию некоторые не совсем “архаичные” слова и обороты.
“Уитмен“ - http://www.stihi.ru/2012/07/26/2769, Александр Спарбер (ТМ Ежи - Финалисты. Лучшее стих-е 2О12 сайта Стихи RU)
…И ребенок спросил: что такое трава?
взрослый или младенец, жива иль мертва?
Я ответил ему: я спешу, мы спешим,
наши души – в приборных панелях машин,
а тела наши жить успевают едва –
ну откуда мне знать, что такое трава?
…Говорят, что однажды, не знаю, когда –
разозлится на город большая вода,
и появятся женщины цвета воды,
на асфальте ночном оставляя следы,
и тогда – молодые, в летах, старики –
мы войдём в ледяные объятья реки.
По следам, по следам, выбиваясь из сил,
погружаясь до бёдер в коричневый ил,
будем молча брести много дней, много лет,
до тех пор, пока снова не выйдем на свет –
в том краю, где ни войн, ни болезней, ни ран,
в том краю, где впадает река - в океан.
и когда мы туда доползём, добредём –
то мы станем водой, и мы станем дождём,
превратимся в траву, но сперва, но сперва
наконец-то поймём, что такое трава
Что-то вроде вариации на тему “очистительный потоп”. Избавление от машинности и маскулинности, возвращение в “лоно природы”. Но на главный вопрос – что же такое трава? – трава не знает ответа, подобное очищение исключает и само понимание, оно появляется всего лишь отблеском перед необратимым соединением с природным, изначальным.
“из дневника Божены Бровлич“ - http://www.stihi.ru/2012/10/11/4635, Света Чернышова (ТМ Ежи - Финалисты. Лучшее стих-е 2О12 сайта Стихи RU)
Пока ты дома, ничего не случится.
1
Была бы дочерью пекаря – весельчака Осипа -
Пышущей, пахнущей гвоздикой, корицей,
Слетались бы пчёлы на мои волосы,
Были б в цветочной пыльце ресницы,
Была бы дочерью портнихи Иясы,
Жизнь была бы строчкой одной - ровной, быстрой
Была бы кожа моя из розового атласа,
Снились бы сны легчайшие - из батиста
Так мечталось, когда пробегала мимо пекарни,
Осип махал ручищей сдобной и улыбался,
«Забегай, подарю ленту!»: кричала жена его, Ияса,
Но я спешила, несла обед отцу в солеварню,
Где соль на чёрствой корке земли лежала,
Ветер прогорклый высушивал щеки, губы...
«Ленточка!...» - по неподаренной ленточке жалость
Время убило скоро и грубо:
«В Треблинке, кажется…» - перешёптывались люди.
Шёпот полз из дома в дом, вырастал до крика:
Неужели их больше никогда не будет?
Неужели люди сгорают, как книги?
2.
книги сгорают, как люди -
лопается переплётная кожа,
обугливаются белые костяные страницы,
мать у камина похожа
на безумную истопницу,
Ремарк горел синим пламенем с искрами,
языкасто, оранжевым – Гашек,
Осецкий, дымно кашляя, занимался быстро,
от Анны Блос разлетались пепельные клочки волос.
от прошлой жизни остались гарь, копоть, сажа.
3
Раз, два, три – это такая игра -
Лежать под соломой на дне телеги,
Тихо, как будто мертва.
Не вспоминать отца,
Чтоб не щипало глаза,
Не вспоминать мать,
Не вспоминать дом,
Мертвый кругом сон –
Это такая игра – даже трава мертва.
Панночка померла,
Панночка померла.
Голос клевера сух,
Голос чужой глух:
Если вдруг отомрешь –
Умрешь.
4
Тот городок на окраине мира, событий и потрясений
помнится вечно в какой-то полуденной дымке весенней:
абрисы крыш черепичных, ленивый полёт голубей.
Ханна. Глаза её - сонных озёр голубей.
Ханна держала кафе, сыроварню и мужа.
Много молчала, но больше – рожала детей.
Я, по столам расставляя салфетницы в пене бумажной,
слышала где-то поблизости вздох её тяжкий,
к Ханне бежала, под локоть обрюзгший брала.
Мы ковыляли по лестнице тёмной и пыльной,
но до топчана в каморке, как правило, не доходили.
…………..
помню, бьющий в нос, тошнотворный
запах сыра, скисшего молока, родильной крови.
муж Ханны на руки брал – дочь или сына,
что-то шептал над лобиком мраморно-синим -
может, молитву творил,
может, прощенья просил.
Но к тому, что из стонущей Ханны рождалось
я питала брезгливую нежность и жалость -
зачем... Если люди как книги горят?
Но, думаю, Ханна об этом не знала:
кафе, сыроварню и мужа держала,
стонала, рожая детей -
с глазами – швейцарских озер голубей.
5.
Снилось – на отцовой заброшенной солеварне, я - забытый мешок с солью.
Мешок, битком набитый серой горько-соленой солью.
Ничего со мной не случится – не растащат голодные мыши –
Слишком солёно, горько.
Обползут ядовитые змеи. Будут чужды мне смерть и гниенье,
Не склюют соляную душу - птицы, и стоять мне вечно,
Смотреть, как меняется небо в рваных прорехах крыши.
Да, да меняется небо – состарившись, молодеет,
Иногда умирает будто, но сызнова воскресает,
Радуется, горюет, плачет, темнеет от гнева,
И жизни его хватает на всех – безногих, незрячих,
Крылатых, бескрылых,
даже стоящих на сгнивших амбарных досках,
Набитых горько-соленым до горла с истлевшей веревкой.
6
Неважно, что натолкнет на мысль вернуться домой –
Птицы дрожащая тень над озёрной водой,
Солдат, бредущий с войны незнамо куда налегке,
Соль, убывающая в мешке…
7
Дом - стареющий любимый - ветшает, дряхлеет,
Кургузые кленовые свитера уже не греют,
Сквозняки воровато сдергивают с петель двери,
Тепло выдувает в оконные щели,
Камин обдает затхлым осенним жаром,
Тусклые слеповатые зеркала отражают
Кого угодно,
Но не меня.
Ворошу векселя –
Волосы стареющего любовника,
Почему не научил отец соль превращать в золото?
Расплываются по векселям жирные пятна солнца.
Что делать с домом?
Нежность не продается.
Верность не продается.
Память не продается.
Судьба как предназначение и цепь событий. Участь дочери солевара – слёзы собственные и страдания других людей в самую, может быть, жестокую эпоху. Соль на “чёрствой корке земли” – самое меньшее зло и предвестник преследований, убийств, уничтожения почти всего дорогого. И кажется потом, что груз пережитого так и останется “мешком горькой соли”, никому не нужным, окаменевшим от горя. Но “нежность и жалость” к миру и людям всё-таки превращают “соль” в “золото”.
Отдельно стоит отметить третью часть, мастерски сделанную, документально правдоподобную, экспрессивную – ровно в той степени, в которой необходимо.
“тень снега“ - http://www.stihi.ru/2013/01/19/843, Михаил Замятин (БЛК, лонг-лист)
Алле Нестеровой
Время дробно, мгновения галькой идут ко дну,
Словно мелкие звезды, мигнув на прощание, гаснут.
Все небесные рыбы сливаются вдруг в одну,
И движения плавных её плавников прекрасны.
Словно нет между душами перегородок-тел,
И расплавлены в тигле в единое жизнь и гибель.
Словно кто-то просыпал на чёрное белый мел,
Или кто-то просыпал на белое чёрный грифель.
На пластине окна проявляется зимний день.
Высветляет колени твои, и лицо, и плечи.
Невесомая, с неба на землю слетает тень,
Та, которая снега намного белей и легче.
Лучшей иллюстрацией к этому стиху была бы известная картинка с “рыбами” инь и ян. Соединение противоположностей в единое целое. Именно так – не смешиваясь друг с другом, где белое остаётся белым, а чёрное – чёрным, не исчезая, не порождая “серое”. И как одна противоположность “высветляет”, выявляет другую, так предельно чувственное, осязаемое позволяет выразить и ощутить “тень снега”, нечто за пределами выразимого словами.
“Когда оказалось...” - http://www.stihi.ru/2011/10/27/10484, Братислава (БЛК, лонг-лист)
Когда оказалось, что в мире - четыре стены,
Пейзаж за окном, потолок и немножечко пола, -
Он начал раскрашивать темперой старые сны,
И в будущем времени больше не ставил глаголы.
Она приносила в застывший прокуренный мир
Нелепые фрукты в цветастом шуршащем пакете,
И Пирру во время чумы подавала кефир;
И синее море шумело на грязном паркете -
Затем, чтоб она, убежав по скрипучим волнам
Обратно - за грань неподвижного, тесного мира,
Гуляла по старым, раскрашенным бережно снам,
Где нет ни паркета,
ни фруктов,
ни стен,
ни кефира.
“Море внутри” – есть такой фильм. Если буквально в двух словах сказать о стихе, то лучше фразы не найти. Физическому ограничению, болезни человек противопоставляет бесконечный внутренний мир, воспоминания, воображение, сны. И он не просто живёт воспоминаниями, а превращает их в нечто новое, в материал для творчества, неважно, в самом ли деле лиргерой рисует или это происходит в его воображении.
Отлично, зримо показана в стихе “больничная” атмосфера.
______________ РЕКЛАМА: в ТМ НАЧАЛСЯ ПРИЁМ ТЕКСТОВ НА МАГА 10 __________
______________________ http://stihi.ru/2013/04/20/4545 _______________
Свидетельство о публикации №113031010901
пишите еще
Коцарев 26.04.2013 11:59 Заявить о нарушении