Молодость

И ныне и присно ты будешь мне сниться
В рабочей штормовке.
Пока сверху вниз не закроет глазницы
Агент при парковке.

Пока снизу вверх не заполнится тело,
Как градусник ртутью,
И вон не рванётся душа оголтело
Сквозь мёртвые прутья.

Ты будешь мне сниться ничейной синицей,
Щеглом желторотым,
Где путалось солнце в таёжных ресницах,
Ложилось на ноты.

Где вкусно работалось, пилось и пелось,
Шатала усталость.
И жить, как ни странно, всё время хотелось.
И ночью леталось!


Рецензии
Очень важные лирические контрасты заданы в начале этого стихотворения столкновением слов из разных стилистических пластов: "и ныне и присно" - "в рабочей штормовке" и внутренним созвучием "присно"-"сниться". Да и смелый образ "агента при парковке" впечатляет. Верно ли понимаю: речь идёт о смерти (парковке) той, которой закрыл глаза (глазницы - может, и неточно, но допустимо)Бог? Если верно, то удача ещё и в выявлении-проявлении вполне обыденного смысла: некий реальный агент при парковке (есть ли там агенты, не знаю, но почему-то хорошо вижу такого человека, чётко представляю, как он может внешне выглядеть) закрыл глаза на мир, "погасил" сияние глаз и волю, властно распорядившись жизнью той, которая по-прежнему снится... Разумеется, этот смысл дальше опровергается вторым катреном, но стихотворение уже втягивает в себя богатство ассоциаций и потому интригует, не отпускает. Кроме того, контраст и сопряжение противоположных явлений (температура тела умершего- и процесс, обозначенный первыми двумя строками 2-го четверостишья) - также поддерживает эмоционально-смысловую плотность текста. В 3-м катрене очень весома первая строка:ничейная синица связывается невольно с синицей в небе, снова созвучие "сниться" -"синица". Вторая - хуже: в "щегле" нет оттенка нежности, он только в "щеглёнке" (правда, желторотый щегол по признаку отсылает к желторотому птенцу - но в последнем, в силу распространённости сочетания, нет лирической яркости). Плюс мешает двойственность синтаксиса: при отсутствии "там", придаточное воспринимается как связанное со "щеглом", тем более что и метафора "таёжные ресницы" отсылает одновременно и к густым ресницам человека, и к лесу. Эта двойственность мешает восприятию и 4-го катрена. И ещё я бы подумала об усилении-расширении контраста в заключительной строфе: ибо - если "вкусно работалось, пилось и пелось", то почему "как ни странно" хотелось жить? Уступка создает логическое противоречие и возражает (тут тогда лучше "А" - не "И") лишь "усталости", а этого для концовки стихотворения маловато. Или - другой вариант: надо вообще убирать контраст, пренебречь усталостью - "и не уставалось!" А дальше, например: И жить нам с тобою всё время хотелось. Разумеется, на изменениях не настаиваю.
Ритм хороший, песенный, слышу - под гитарное сопровождение... Правда, хорошим музыкальным слухом не обладаю. Может, просто знакомый образ стройотрядовской юности выглянул из этого Вашего стихотворения (из штормовки)? А стройотряд у многих в воспоминаниях связан с гитарами, песнями.
С уважением и интересом к творчеству,

Елена Тире   18.01.2014 09:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена! Спасибо за, как всегда, "пласты глубокого бурения" в разборе отдельных образов и выявлении смыслов неожиданных для самого автора. "Жить, как ни странно, всё время хотелось..." - объяснение довольно прозаичное. Это очень тяжёлая физически и пр. работа (где текучка кадров была 95%), при минимальных бытовых условиях жизни. Даже при моём юношеском максимализме по отношению и к себе, и к другим, - эта была та ещё проверка "на вшивость". И то, что я её тогда прошёл, помогало потом всю жизнь. Всегда был материал для сравнения, - всё остальное было легче того и тогда. Так что никакие стройотряды тут и рядом не стояли, при всём к ним уважении.

Анатолий Устьянцев 2   18.01.2014 10:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.