В средневековой поэзии Деву Марию...

...


В средневековой поэзии Деву Марию напрямую приравнивали к Музе,
 передавая в Ее ведение котел Керридвен.
 В своем издании стихов Талиезина Д. У. Нэш пишет:


"Христианские барды XIII-XIV веков неоднократно обращаются к Самой Деве Марии как к котлу или источнику поэтического вдохновения. К этому их, видимо, отчасти подтолкнули перекликающиеся слова pair - "котел" и производное от него - mair, что также значит "Мария". Мария была Mair, Мать Христа, сокровенное вместилище Святого Духа, а Pair - это котел (вместилище, источник) христианского вдохновения. Так мы встречаем в стихотворении Давита Бенфраса (XIII век):


Crist mab Mair am Pair pur vonhedd.
Христос, Марии сын, котел пречистый мой".


В средневековой ирландской поэзии Марию точно так же отождествляли с Богиней поэзии Бригиттой, ибо св. Бригитта, Дева в облике Музы, была известна в народе как Мария Гэльская. Богиня Бригитта - это Триада: Бригитта поэзии, Бригитта целительства и Бригитта кузнечного дела. В гэльской Шотландии Ее символом был белый лебедь, и Ее знали как Невесту-Златовласку, Невесту с Белых Холмов, Мать Короля Славы. На Гебридах Она покровительствовала родам. Ее эгейским прототипом была, по-видимому, Бризо Делосская, Лунная Богиня, в жертву Которой приносили корабли, а Ее имя, как считали греки, произошло от слова brizein - "колдовать". Поклонение Бригитте было очень распространено в Галлии и Британии во времена римлян, о чем свидетельствуют многочисленные Ей посвящения. Кое-где в Британии св. Бригитта сохранила ипостась Музы до пуританской революции, и к Ее целительской силе обращались у священных источников посредством стихотворных заговоров. Женское исправительное заведение Брайдуэлл в Лондоне некогда было Женским монастырем св. Бригитты .


А вот как призывали местную Триаду Бригитты в Корнуолле:


"Три Дамы к нам пришли с востока,
С одной - огонь, с двумя - мороз.
Уйди, огонь, приди, мороз".


Это заговор от ожога. При этом девять листков ежевики опускали в воду источника, а затем прикладывали к обожженному месту. Чтобы заговор возымел силу, нужно произнести его трижды над каждым листком. Ежевика - священное растение Пентады и Триады Богинь Времен года, число листьев на одном стебле у нее разнится от трех до пяти, и поэтому в Бретани и кое-где в Уэльсе есть ежевику запрещено. В этом заговоре Богини явно различаются по временам года: Богиня лета приносит огонь, Ее Сестры - мороз. Обычно как подачку духовенству добавляют четвертую рифмующуюся строку: "Во имя отца, сына и святого духа".


Рецензии