Ломоносов Михаил Васильевич

                (1711 – 1765)

               ШТРИХИ БИОГРАФИИ

   Отец Ломоносова, Василий Дорофеев Ломоносов, был одним из наиболее зажиточных и предприимчивых поморов начала XVIII столетия. Он обладал  выдающеюся наблюдательностью и большим природным умом; по тогдашним  меркам человек он был зажиточный, владевший несколькими судами и землею на Курострове Северной Двины, против гор. Холмогор, у деревни Денисовки. Первый раз он женился на дочери дьякона села Николаевских Матигор, Елене Ивановне Сивковой; от этого брака родился в 1711 году, вероятно 8 ноября, их единственный сын — Михайло Васильев Ломоносов.  От матери Михаил унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.     Умерла она,  когда Ломоносову было 9 лет.
    Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре  стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная  "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».
     Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».
     Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо - татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.
      Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)
   Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов,
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

        Вместе с отцом Михаил также нередко бывал и жил у родных в Архангельске, где встречал, конечно, немало интересного и поучительного. На промысел Ломоносов ходил до 19 лет и за это время многое видел на Белом и Ледовитом морях. Нельзя не удивляться внимательности, с какою он наблюдал все проявления северной природы, обычаи и образ жизни тамошних жителей, животных, и точности, с какой запоминал все виденное; впоследствии Ломоносов нередко пользовался этими юношескими наблюдениями в своих ученых трудах.
      Мальчик  рано научился грамоте: первыми его книгами стали грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого. С детства у Ломоносова появилось осознание того, что нужно учиться и заниматься наукой.
Страсть к науке и книгам вынудила Ломоносова бежать из дома. В 1730 году он отправился в Москву вместе с караваном с рыбой. В 1731 году пошел учиться в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где пробыл 5 лет. В 1736 году троих самых способных учеников, в том числе и Ломоносова, отправили в Германию изучать физику, философию и химию. Там он прожил около 5 лет, получив большие познания во многих областях науки.
      В 1741 году Ломоносов приехал обратно в Россию, где его назначили адъюнктом химии. С 1745 Ломоносов стал первым русским профессором. Одновременно ученый занимался различными исследованиями в области физики, химии, математики, техники и других наук. Он положил начало науке о стекле, строению материи, дал определение физической химии. Кроме точных наук, Ломоносов занимался также филологией  и поэзией.
    Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя:

-  торжественные оды, философские оды-размышления «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743);

 - стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним «Оду, выбранную из Иова» (1751);   

- незаконченную героическую поэму «Петр Великий» (1756–1761), сатирические стихотворения («Гимн бороде» , 1756–1757 и др.);

-  философский «Разговор с Анакреоном» (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757–1761);

-  героическую идиллию  «Полидор» (1750);
- две трагедии;

- многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

     Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» – в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц  Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны» (1747) он написал:

 «Науки юношей питают,
 Отраду старым подают,
 В счастливой жизни украшают,
 В несчастной случай берегут».

 Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый: «великое северное сияние», «пользу стекла», «превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою» и т.п. Вместе с тем он не превращал своих стихи в рифмованные трактаты. Они полны величественных образов – например, солнце поэт назвал «Горящий вечно Океан», о ночном небе сказал:

«Открылась бездна звезд полна;
 Звездам числа нет, бездне дна».

     Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта».
     В 1755 году написал «Российскую грамматику», в которой излагались нормы русского литературного языка. Другие филологические труды ученого — «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Краткое руководство к красноречию».    Ломоносов считается также одним из выдающихся русских поэтов-просветителей. Им было написано несколько философских од и положено начало силлаботоническому стихосложению.
     Ломоносов интересовался историей, написал несколько трудов по древней истории, сделал замечания на книгу Миллера «Сибирская история», создал свою историческую концепцию, которая спорила с норманнской теорией.
     В 1763 году ученый написал труд «Первые основания металлургии, или рудных дел», где были рассмотрены свойства металлов, их классификация, заложены основы химического языка. Писал учебники по химии и металлургии. В 1755 году Ломоносов приступил к проекту Московского университета, составил учебную программу.
    Михаил Васильевич Ломоносов являлся членом нескольких академий наук. В его честь назвали Московский университет, город Ломоносов, Золотую медаль за работы в области химии. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ М. ЛОМОНОСОВА

Ломоносов: четыре загадки
    Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!.. Достаточно ли одной любознательности, чтобы крестьянин в крепостной России мог совершить такую невероятную карьеру? Многим кажется, что здесь что-то нечисто - и, вероятно, поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что Михаил Ломоносов был... внебрачным сыном царя Петра I. Действительно, Петр I неоднократно бывал в Архангельске, сам работал, как простой плотник, на Баженовской верфи, а находилась эта верфь рядом с Куростровом, где родился будущий великий ученый. Сознание невольно связывает имена царя и крестьянина, потому что тогда, казалось бы, легче объяснить удивительные загадки биографии Михайлы Ломоносова. Загадки эти непростые.
Первая загадка касается отца будущего ученого. Василий Ломоносов рано осиротел и жил на подворье у своего дяди. В описи 1710 года он отмечен бедным 30-летним холостяком; в том же году он женился на дочери просвирни Елене Ивановне Сивковой. В ноябре 1711 года у них родился сын Михаил. Удивляет то, что по описи 1722 года, через десять лет, Василий превратился в богатейшего человека Архангельского края: у него появились большая усадьба, рыбные промыслы, пруд для рыбы, самый крупный в Архангельске двухмачтовый корабль на 90 тонн. Такое судно стоило тогда 500 рублей, деньги огромные! Как он сумел заработать такое богатство?..
Вторая загадка. Мать Михаила умерла, когда ему было 9 лет. Василий после этого еще дважды женился, но сыновей у него больше не было. Тем не менее был он к сыну очень суров, часто бил его -и Михаил отвечал отцу сходными чувствами. Через много лет М.Ломоносов написал о себе: Меня оставил мой отец.  И мать еще в младенчестве...
   Странные слова! Ведь в действительности сын сам бросил отца и семью и в декабре 1730 года с обозом ушел в Москву. Ушел единственный наследник богатейшего промышленника Архангельска! Почему произошел разрыв с отцом? Только ли из-за "злой мачехи"?.. Ведь они никогда более не виделись, разрыв оказался -на всю жизнь. Сын прозябал в Москве на три копейки в день, а отец, жертвуя огромные по тем временам деньги на строительство храма и замаливая какие-то неведомые грехи, не послал ему ни гроша.
Третья загадка - история обучения Михаила Ломоносова. Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. И вопреки этому запрету, Михаил был в нее принят в январе 1731 года! Правда, он солгал и назвался дворянским сыном, но в руководстве академии тоже не простаки сидели, они быстро все проверили и, конечно же, выявили ужасный по тем временам обман. Казалось бы, Ломоносова должны были с позором изгнать из академии!.. Ан нет, его зачислили учеником с жалованьем (а по современным понятиям - со стипендией) 10 рублей в год. Вопрос: почему же Михаила не выгнали, когда обман раскрылся?..
   А дальше - еще удивительнее: простого крестьянина и "мужика" Михайлу отправляют из Москвы в Петербург, где в марте 1736 года Кабинет министров России утверждает его кандидатуру вместе с двумя дворянскими детьми в длительную командировку за границу - в Англию, Голландию и Францию - "для смотрения славнейших химических лабораторий".
Четвертая загадка - безнаказанность. В крепостной стране, где происхождение и знатность веками определяли стиль поведения, а крестьяне вообще не имели никаких прав, крестьянский сын выделялся необыкновенно заносчивым поведением. В декабре 1739 года учитель Ломоносова в Германии горный советник Генкель рапортовал в Российскую академию о предерзостном поведении своего ученика: "Поручил я Ломоносову работу, какую обыкновенно и сам исполнял (растирать в ступке соли ртути), но он мне дважды наотрез ответил: "Не хочу!" Далее он страшно шумел, колотил изо всей силы в стену, кричал из окна, ругался..." И все сошло буйному студенту.
    В апреле 1743 года Михаил Васильевич устроил небывалый скандал в Российской академии. Он "...поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно..." Оскорбление было публичное и невиданно громкое, за это полагались тюрьма и каторга, а поплатился М.Ломоносов лишь небольшим вычетом из жалованья.
...Ломоносов буквально боготворил Петра I, посвящал ему оды, создал уникальную мозаичную картину "Полтавская баталия", где главное действующее лицо - царь Петр I на первом плане мозаики. Сохранился прекрасный мозаичный портрет Петра I, также созданный М.Ломоносовым. Ему же принадлежат слова: "Ежели человека, Богу подобного по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого - не обретаю!"
    Может быть, справедлива молва?.. Столько загадок, совпадений... Случайны ли они? Скажем прямо: как ни заманчива эта версия, Петр I непосредственного отношения к рождению Михаила Ломоносова не имел. Действительно, был он в Архангельске трижды, но... в 1693, 1694 и 1702 годах. Новый 1711 год встретил царь в Петербурге, 17 января он выехал в Москву, где и пробыл до своей свадьбы с Екатериной 16 марта 1711.
    Отец М.Ломоносова погиб в 1741 году на безвестном острове после кораблекрушения. И в том же году М.Ломоносову приснился страшный провидческий сон на корабле, когда он возвращался из Германии в Россию. Он сообщил в Архангельск совершенно точное место, где следует искать пропавшего без вести отца. Поморы поплыли на остров, нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его...

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

Умер М. Ломоносов  случайно, от пустяковой весенней простуды.
  «Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко, - пишет один из современных биографов великого поэта и учёного. – Отяжелевший, но всё ещё порывистый и беспокойный, он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком  посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна.
  В мозаичной мастерской стояли незаконченные картины.
  Ломоносов знал, что он умирает. « Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют», - записал он. Но учёного  тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряжённая борьба, которую он вёл, пошла насмарку.
    Он сполна знал цену милостям императрицы и видел, что национальные начала русской науки, которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывает своих мрачных раздумий. Даже обходительному, но, в сущности, очень безразличному к нему Якобу Штелину, Ломоносов сказал:  «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить  всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии  и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной…»
    Сердце великого человека, учёного и поэта, перестало биться 4 апреля (по старому стилю) 1765 года около пяти часов дня.
   Похоронен М. Ломоносов  в Некрополе Санкт-Петербурга. Похороны ученого отличались пышностью и многолюдностью.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Характеристику личности Ломоносова дал А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

ИЗ СТИХОВ ЛОМОНОСОВА

Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятной перервался
В начале самом сон.

«Кто так стучится смело?» —
Со гневом я вскричал.
«Согрей обмерзло тело, —
Сквозь дверь он отвечал. —
Чего ты устрашился?
Я мальчик, чуть дышу,
Я ночью заблудился,
Обмок и весь дрожу».

Тогда мне жалко стало,
Я свечку засветил,
Не медливши нимало
К себе его пустил.
Увидел, что крылами
Он машет за спиной,
Колчан набит стрелами,
Лук стянут тетивой.

Жалея о несчастье,
Огонь я разложил
И при таком ненастье
К камину посадил.
Я теплыми руками
Холодны руки мял,
Я крылья и с кудрями
До суха выжимал.

Он чуть лишь ободрился,
«Каков-то, — молвил, — лук,
В дожде, чай,  не повредился».
И с словом стрелил вдруг.
Тут грудь мою пронзила
Преострая стрела
И сильно уязвила,
Как злобная пчела.

Он громко рассмеялся
И тотчас заплясал:
«Чего ты испугался? —
С насмешкою сказал, —
Мой лук еще годится,
И цел и с тетивой;
Ты будешь век крушиться
Отнынь, хозяин мой».


Рецензии
С удовольствием прочла всё.Как мало мы знаем о великом русском учёном.
Стихи почти современные.В школе дают убогое представление о литературном
и научном творчестве Ломоносова. Спасибо.Н,И.Цветкова.

Нина Цветкова 39   12.03.2013 10:22     Заявить о нарушении
Недавно я читал стихи, которые дают в начальных классах. Для начала там были Михалков и Барто. Это то, что надо. Но, в основном, такую муть печатают, что детей жалко. Книжки пишут люди, совершенно незнакомые с поэзией. Вспоминается, как один товарищ сказал: - Выйду на пенсию, буду стихи для детей писать. Это ведь нетрудно.
Г. Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   12.03.2013 23:34   Заявить о нарушении
Даже наши артисты в игре "Кто хочет стать меллионером" показывают отсутствие самых элементарных знаний по школьной программе. Дети почти ничего не читают. Не знают таких произведений, на которых мы выросли:
"Дед Архип и Лёнька","Белый пудель","Дети подземелья", "Ташкент город хлебный", "Повесть о рыжей девочке", "Повесть о настоящем человеке",
"Молодая гвардия" и т. д. Можно продолжать бесконечно... Н.И.Цветкова.

Нина Цветкова 39   13.03.2013 09:46   Заявить о нарушении