Эссэ о поэзии Ольги Бешенковской
Стихи Ольги Бешенковской «Переменчивый снег» наполнены горячим вдохновением, порывом творческого сердца, это не просто стихи, это клятва снегу, заклинание красоты. Множество эпитетов прекрасному явлению природы. Снег у Ольги и переменчивый, и переливчатый, даже перезвончатый, и сами стихи звучат прямо с листа бумаги, наполнены колокольным звоном, набатом сердца, призывом к вдохновению. Всю любовь своего сердца Ольга переливает в стихи: снег «опереточный», «перелинчатый». «Опрометчивый снег», оттого что «перегретый внизу перегрузкой неспешной резины», - здесь к снегу в стихотворении Ольги Бешенковской открывается детская любовь к снегу, о которой пишет зрелая женская душа, - на интуитивном уровне «перегретый снег» - это отношение к явлению природы, снегу, как к ребёнку, которого кутают, перегревают, жалеют. Стихи Ольги Бешенковской – это прекраснейшее из явлений творчества в мире, это «выхлоп нежности в сажу пространства», - так Ольга пишет о снеге, о лавинном его пришествии в мир.
Сердце поэта, переполненное любовью, выдало в мир и непревзойдённый шедевр, стихи, «Льдинка в хрустале». В этом стихотворении Ольга воплотила любовь своего сердца к бумаге как носителю чистоты и духовного братства: если есть бумага, значит быть на ней стихам.
«И что луна как лампочка зажглась,
Что между ней и кончиками пальцев
Какая-то таинственная связь», - вот таинство бытия, талантливо отмеченное поэтом Ольгой Бешенковской. Далее образ луны, горящей на столе, «как тонкая танцующая льдинка\\В кипящем новогоднем хрустале…», - здесь «хрусталь» образностью навевает Мандельштама, но у Бешенковской хрусталь «кипящий, новогодний», как сердце поэта, кипящее любовью и новогоднее, оттого что вдохновение - это праздник авторской души.
2011-03-26
Я чувствую, что если это не напишу, то останусь последней дрянью. Я обязана это написать, чтобы обратить внимание читателей на стихи Ольги Бешенковской именно те, за которые я так полюбила её поэзию. Я имею ввиду публикации в журналах «Нева» 2\2005, 5\2006и ещё одну публикацию, которая начинается со стихов «Умереть в нищете и безвестности…», «Будто в царстве теней так тиха эмигрантская жизнь…». Эти взгляды в чужие кошёлки и зависть, и спесь…», «Черепичные крыши, угрюмые башни...». Вот этими стихами поэт Ольга Бешенковская началась для меня, родилась в моей душе.
Об эмигрантской жизни так живым словом не соглядатая, а человека, живущего в эпицентре событий, выражая тоску по Родине, неся в себе образ России и любовь к ней, пишет ,Ольга. Меня поразили строки: «Зубы ломит колодезной. Сорван железный засов.\\А теперь - помолясь – за ремёсла, стихи и науки!..» - именно так, с восклицательным знаком! Такая восклицательная строфика свойственна поэзии Бешенковской: голая правда во весь рост, во всём её обличии, выражая неприятные рельефы памяти: «Помню, как это было: письмо – из-за рубежа…». (Это из подборки 2\2005 Нева). В этом стихотворении отражение реальной доэмигрантской жизни даётся лентой фильма, прокрученного автором для читателя. Такие стихи нельзя забывать, Ольга – великий русский поэт, познавший тяготы жизни в России, в её недоделках, чудовищных экспериментах и варварским отношением к человеку. Такого поэта с космическим масштабом зрения дала миру Россия, а право голоса Ольга получила в Германии, потому что именно на чужбине стал острее её взгляд поэта, обнажилась действительная сущность поэта-правдолюбца, вынянченного русскими полями.
Боль утраты Родины и её материнского крыла защиты слышна в стихах «Черепичные крыши, угрюмые башни\\и сомкнувшие плечи холмы». Ольга завершает это стихотворение криком души затаённым, но оттого пронзительным: «Бог услышит меня из моих германландий\\ и на русском поймёт языке…».
И снова мой взгляд падает на выражение духовной силы, мощи народного духа в поэте Ольге Бешенковской: «Молча в чащу уйти, чтоб и солнечный луч не сыскал,\\ чтобы вечнозеленой тоскою душа искололась:\\и сверкнёт, и окатит такой колокольный вокал,\\Что отпрянешь на миг, не узнавшая собственный голос…». Невероятная сила духа и желание заслуженно принимать свой крест и нести его с гордостью поэта.
Неслучайно я пишу об этих стихах, потому что я считаю, что эти стихи сделали меня как поэта, укрепили мой дух и способность к интеллектуальному сопротивлению бездарности и квёлой распущенности, «метаморфности». Пользуюсь эпитетом, подобранным в романе Дмитрия Быкова «Эвакуатор», где циничная лень и неспособность к действию выражена автором в типаже современного человека, вытрепанного ветрами перемен и новой жизнью в новой России, которая превращает в ничтожество людей никуда не стремящихся, героя под именем Метаморф. Быков не случаен в моих написаниях, - он записывал на камеру меня, когда я читала стихи Ольги Бешенковской на фестивале «Перекресток культур» в Нижнем Новгороде в зале ресторана «Золотая вилка». Я читала именно те стихи, опубликованные в журнале, по-моему «Знамя» или «Звезда», я сделала ксерокопию с журнальных листов и проникалась этими стихами, удивившими так меня, что я ничего другого и читать-то не могла, - всё казалось не таким значимым и сильным.
2011-03-26
Свидетельство о публикации №113030704618
Владимир Штеле 10.03.2014 22:20 Заявить о нарушении