Фиалка в судьбе Жозефины и Наполеона

Уважаемые читатели, эту аннотацию к стихотворению
"Символ верной любви или смерти" - http://www.stihi.ru/2013/03/04/11048
составила, написала по материалам из интер.сети и помещаю по просьбе читателей,
за ошибки в тексте прошу извинить, нет времени редактировать.

                Фиалка в судьбе Жозефины и Наполеона.

Поздно вечером 9 марта 1795 года у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключённый маленький дофин Людовик Семнадцатый, появилась молодая, красивая дама с горшком роскошно цветущих фиалок и попросила привратника передать их маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их, как привет весны в стены темницы. Дама эта была не кто иная, как Жозефина Богарне - будущая французская императрица. Она также страстно любила эти цветы и, испытывая чувство сострадания к больному малютке, презрев грозящую ей опасность, пришла в cопровождении Барраса выполнить то святое дело, которое подсказывало ей сердце. Больной рахитом ребёнок недолго переживал эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кадбища св.Маргариты, и в память того, что ребёнок так любил свой горшочек с фиалками, и перебирая незадолго до смерти своими слабеющими ручонками их курчавые листочки, шептал:"Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки", какая-то добрая душа посадила их ему на могилку. С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на безвестной могиле маленького Людовика и, разрастаясь всё более и более, покрывали её каждую весну сплошным лиловым ковром.
     Фиалки были особенно ценны для Жозефины, как воспоминание о возвращении ей свободы. Заключённая в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и прощалась уже с жизнью, как вдруг однажды вечером пришла в место её заключения малютка - дочь тюремщика и подала ей букет фиалок. Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении её из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах как бы счастливых предвестников скорого освобождения. И действительно, предчувствие её не обмануло. Просьба подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена. С тех пор фиалка стала для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного, угнетённого, то никогда не пропускала случая подарить ему фиалки, как надежду на счастливое разрешение его горя. Быть может, это и была причина того, что она вздумала подарить фиалки дофину.
     Между тем, встретившись на одном из балов, устроенных президентом конвента Баррасом с восходившим в то время светилом - молодым генералом Бонапартом, Жозефина пленила его своей красотой и своим скромным нарядом, сильно выделявшимся среди старающихся перещеголять друг друга роскошью своих туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов, всё убранство её заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да несколько букетиков этих же цветов, приколотых к груди. Очарованный, обворожённый ею генерал Бонапарт весь вечер не отходил от неё, и когда она уезжала, проводил её до кареты. Прощаясь с ним Жозефина наклонилась, и букет фиалок с груди, как бы случайно упал к её ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унёс с собой, как первый залог любви.
     9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание её с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в затканное фиалками платье, опять в руках её и на груди были букеты из фиалок - её цветов любви и счастья. Выходя из ратуши, взволнованная, радостная Жозефина не могла сдержаться, и когда несколько слезинок радости упало на её букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала:"Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обоснованием нашей любви, нашего счастья".И Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы он не был, среди битв, в походах, упоённый ли часом славы, Жозефина всегда находила в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
     Прошли годы, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для неё большего удовольствия, чем получать в этот день букет фиалок. Слава и могущество Наполеона всё более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для неё рука готовилась нанести ей смертельный удар. Ещё носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу из царственного рода и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти, во что бы то не стало, фиалок. Но труд напрасный, нигде, ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда должны были быть поднесены Жозефине цветы, приближался. Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и сам пускается в поиски фиалок. Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как подходя к Лувру,видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзинкой, полной прелестных букетов фиалок. Вне себя от радости он выхватил у неё лучший букетик, бросил горсть золотых и, прежде, чем старуха пришла в себя, исчез. Торжествующий, он вошёл к Жозефине, поднёс ей букет и рассказал о тех трудах, которых он ему стоил. Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает:"Прочь! Прочь! Это цветы смерти. Они расцвели на могиле!" Чтобы успокоить взволнованную Жозефину и доказать, что всё, что она говорит, не что иное, как плод её фантазии, Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказались тщетными, никто не знал, никто её не видал.
     Предчувствие однако не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознаётся, что нарвала эти цветы на чьей-то могиле, на кладбище св.Маргариты. Это были как раз те цветы Жозефины, подаренные ею дофину. С этой минуты Жозефина не знает более покоя. Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует её. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнаёт о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак дочерью австрийского императора Марией-Луизой. Решение это не заставило себя долго ждать, и принуждённая расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где никого не принимая и ни с кем более не видясь, живёт в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет своё горе. Тысячами свозят ей сюда цветы со всех концов света. Здесь можно встретить и цветы юга, и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти - фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет их более видеть, но и не велит даже произносить их название...
     Так проходит годы, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок появляется к ней трёхлетний малютка - сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слёз Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесённой ей обиды. Это был последний счастливый день Жозефины, последний счастливый день её жизни, потому что спустя два месяца в той же самой роскошной гостинной, где она принимала Наполеона с маленьким "королём римским", стоял уже, весь усыпанный фиалками, её гроб, и слышалось погребальное пение. Перенеся тяжёлую жертву ради любимого человека, она не вынесла его горя - изгнания на остров Эльбу.
     Со смертью Жозефины фиалка не исчезает из жизни Наполеона. Она становится девизом его приверженцев, а впоследствии и партии Наполионидов, фиалку продолжают считать цветком счастья Наполеона. И когда 20 марта, как раз когда зацветают на юге первые фиалки, Наполеон сбегает с острова Эльба и появляется среди своих ликующих ветеранов, они встречают его радостными криками: "Вот он, вот он, отец фиалки!". И все солдаты, все приверженцы появляются с фиалками в петлицах, все женщины с букетиками на шляпках, и все дома, все магазины украшаются фиалками - в надежде на новую весну, новое возрождение империи.
Однако ликование это продлилось недолго. 22 июня Наполеон был принуждён отречься от престола пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на могиле её фиалок, которые цвели чуть ли не круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.
     15 июля 1814 года он был посажен на корабль "Белерофон" и перевезён, как пленник, на остров Св.Елены. После его смерти на груди в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос - воспоминание об его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне - короле римском. Однако после смерти Наполеона его таинственная связь с фиалкой не прекращается. Цветок продолжает играть свою роль в судьбе его потомков.
               
                *    *    *

     Просмотрев другие источники, а их очень много, нашла и другие интересные факты.
     В золотом медальоне Бонапарта хранились высушенные лепестки душистой фиалки и локон
сына, а не Жозефины.
     О старушке с цветами тоже очень любопытная история. Её мужа казнили, но он перед смертью просил любимой передать букет фиалок. Она сошла, якобы, с ума. Всю жизнь ходила с фиалками и высушенные складывала в шкаф. Когда её хоронили, то весь гроб был усыпан
этими сухими фиалками по её просьбе.
     И ещё. У греков фиалка была символом проснувшейся природы, олицетворяла любовь к жизни и символом верной любви. Но, молодых девушек, умерших или погибших, не познавших любви, осыпали этими цветами. И сажали на их могилах фиалки. Таким образом, они стали и символом смерти.
     У города Афины - герб с изображением фиалок. Это девиз города. Весь город благоухал фиалками. И на известной Афине голову венчает венок из фиалок.
     Любили эти цветы и римляне, добавляли лепестки в вино или чай, называли "весенним напитком", многие известные актёры - также любили и использовали эти цветы...
     Гёте любил этот цветок и хотел, чтобы Веймар был весь в фиалках, потому на прогулку
всегда брал семена и рассеивал их по улицам и площадям.
     Тургеневу нравилось дамам дарить эти любимые цветы, которые имеют и другое название - виолы.
     И в настоящее время учёные доказали, что душистые фиалки и пармские, не одно и тоже.
Пармские имеют более яркий цвет и сильный аромат. Про пармскую фиалку история отдельная
и она больше связана с Наполеоном Третьим, но об этом в следующий раз))))


Рецензии
Знакомая тема - символика: волшебные палочки, медальёны, мечи заговорённые - без них никуда, во всяком случае в литературе. В современной литературе перешли на волшебные таблетки, синтетические наркотики и разговаривающие автомобили, но крестики и медальёны до сих пор играют важную роль в коммуникации с читателем. Я лично думаю, что писатели хотели бы без симболики на прямую расказать историю, но читатели не примут такой стиль, им подавай СУБ РОЗА.

Александр Герцен   02.07.2015 04:17     Заявить о нарушении
Саша, ты прав, но сколько бы мы ни смеялись над суевериями и нелепыми подражаниями древним традициям, мы, всё равно, втайне, их соблюдаем и чтим)
У нас был физик (еврей), отрицающий Господа, но чуть что, он произносил:
О, Боже! На что с иронией я обратила его внимание, потом он признался,
да замечаю это за собой, раньше не обращал внимание.
Не зря говорят, не смейся над тем, в чём ты не уверен.
Сколько писателей, столько и стилей. Кто-то напрочь отрицает все символы,
а кто-то на этом строит мистику своего повествования
У каждого своя СУБ РОЗА, как и у тебя...
Ах, как мне хочется поскорее познакомиться с твоей прозой!!

Зоя Лаврова   02.07.2015 04:37   Заявить о нарушении
Я пользуюсь суб розой, но скрипя зубами. Потому что мне так и хочестя написать, что волшебная палочка тут ни при чём, совсем тут ни при чём:)
Бога тоже в церкви не на прямую проповедуют, а через медальёны. Твой профессор может спокойненько воскликать "О Боже!" Я скорее имел ввиду людей, которые воскликают: "О медальён!"

Александр Герцен   02.07.2015 04:55   Заявить о нарушении
И не смеюсь я вовсе. Просто мне не хочется обдуривать читателя. Хочется сказать правду - нормальное человеческое желание.

Александр Герцен   02.07.2015 04:58   Заявить о нарушении
роман не фэнтези, можешь и без волшебных палочек обойтись), но со случайными суеверными "выкладками" - случайными, якобы, совпадениями)

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:02   Заявить о нарушении
так и говори правду, как многие писатели-реалисты и делали, чем и привлекали:
ПРАВДОЙ ЖИЗНИ! Такой роман больше найдёт читателей, чем надуманный и вымышленный. Ложь - она видна, её сразу выдают "ослиные уши", и читателю читать дальше уже неинтересно(

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:06   Заявить о нарушении
Почему Тихий Дон или Угрюм-реку читали запоем, ПРАВДА-МАТУШКА ЖИЗНЕННАЯ привлекала, прости без кавычек, так скорее

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:10   Заявить о нарушении
Если бы это было так просто.
Я читаю книгу из достоверных фактов и сулящюю читателю чистую правду - но вижу 95% выдуманного,
а потом я берусь за книгу фэнтэзи и вижу 95% правды из личной жизни писателя.
Есть такой девиз: "Хочешь, чтобы тебе не поверили - тогда говори правду."

Александр Герцен   02.07.2015 05:13   Заявить о нарушении
У тебя действие в романе происходит в РФ, Европе, Азии или вообще)
просто размышлизмы... ты, как Толстой и Достоевский? поучаешь или излагаешь, это разные совершенно позиции автора. Когда "много присутствия" автора в романе, занижается восприятие "нудиловки", этого нинада))лана))

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:16   Заявить о нарушении
у каждого хорошего писателя есть свои изюминки и скрытые приёмы "правды-неправды", чтобы заинтриговать читателя и чтобы он не на поверхности строк ловил эту правду-неправду, а пытался её разгадать... Когда ясен финал с первой строки, зачем читать дальше))))

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:21   Заявить о нарушении
Зрители например любят сцену, где Штирлиц в рестаране своей жене глазки строит, но не подходит кней и не разговаривает с ней, типа с целью консперации. Зрители в слёзы, с огромным пониманием ситуации. А писатель слукавил. Да и режисёры равду зрителю не показали, так как сочли, что зритель слишком глупый для правды. А правда очень даже проста: такая сцена - это самый лучший способ попасть в Гестапо, так как такая милодрама дико выделяется на фоне повседневного ресторанного поведения.
Вот я и думаю: посчитать читателя за идиота и намазать ему губы милодрамным мёдом, или посчитать его взрослым человеком и получить за это литературный от ворот поворот.

Александр Герцен   02.07.2015 05:29   Заявить о нарушении
во-первых, самому быть истинным!)
а когда писатель умный, он уважает читателя - просто ЧИТАТЕЛЯ!
один любит мёд со сметанкой, а кто-то предпочитает горчицу с хреном и чесночком, приправленными перцем-перчиком, поэтому рассчитывай на умного, понимающего читателя. Хуже, когда читатель умнее писателя! или писатель глупее читателя))))))
Ох, почитать бы твой роман до издания!!!!!!!!

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:39   Заявить о нарушении
не поспеши - не насмеши)

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:43   Заявить о нарушении
Эта фаза уже пару лет как прошла. Если список составить о тех писателях которые поспешили, то моего имени там не засветится.

Александр Герцен   02.07.2015 05:52   Заявить о нарушении
Gute Nacht im Mercedes.

Александр Герцен   02.07.2015 05:52   Заявить о нарушении
добрых светлых снов)

Зоя Лаврова   02.07.2015 05:56   Заявить о нарушении
И тебе добрых и светлых!

Александр Герцен   10.06.2016 02:40   Заявить о нарушении
Спасибо, Сашенька!

Зоя Лаврова   10.06.2016 16:43   Заявить о нарушении
11 месяцев спустя - пожелали друг другу спокойной ночи - в жанре фантастики:)

Александр Герцен   10.06.2016 16:48   Заявить о нарушении
разрывают нежные чувства обаяния и симпатии) и благодарности)

Зоя Лаврова   10.06.2016 16:51   Заявить о нарушении
и в жанре реальности, самой обыкновенной человеческой реальности,
важно, что письма дошли до адресатов и прочтены)

Зоя Лаврова   10.06.2016 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.