Подведем итоги в истории греческих Муз...

Тройственная Муза, или три Музы, или Муза в девяти лицах, или Керридвен, или как бы Ее еще ни называли, - это Великая Богиня в Своем поэтическом, или колодовском, проявлении. У Нее есть сын, он же Ее возлюбленный и жертва - сын-Звезда, или дух Прибывающего года. Свою любовь Она поочередно обращает то к нему, то к его танисту Пифону, Змею мудрости, демону Убывающего года, темному "я" сына.

Далее, за Ней ухаживает бог Грома (взбунтовавшийся сын-Звезда, заразившийся восточной патриархальностью), у Нее рождаются от него близнецы, мальчик и Девочка (в валлийской поэзии Мертин и Олвен). Она остается Богиней колдовства, но часть Своих владений, в том числе законотворчество и свидетельствование клятв, передает богу Грома.

Затем Она разделяет силу поэтического колдовства между близнецами, которых символизируют Утренняя и Вечерняя звезда; Девочка - это Ее собственное умаляющееся "Я", а мальчик - возродившийся сын-Звезда.

Далее число Ее ипостасей возрастает, а власть уменьшается: теперь это группа из девяти Богинь, Каждая из Которых ведает небольшой областью вдохновения под предводительством бывшего брата-близнеца.

В конце концов Аполлон провозглашает себя Вечным Солнцем, а девять Муз становятся его свитой. Их функции он передает богам-мужчинам, то есть самому себе во множественном числе.

(Легенда о происхождении японской поэзии гласит, что она родилась при встрече Богини Луны и бога Солнца, когда те прогуливались вокруг столпа Вселенной навстречу друг другу. Первой заговорила Богиня Луны и сказала стихами:

Что за радость несравненна
Мужа зреть столь совершенна!

Бог Солнца рассердился: Ей не пристало первой заводить разговор, да еще таким неподобающим образом. Он велел Ей вернуться и снова выйти ему навстречу. На этот раз первым заговорил он:

Деву зрю: столь совершенна, -
Что за радость несравненна!

Так возникли первые стихи. Иными словами, бог Солнца перехватил у Музы власть над поэзией и сделал вид, что сам создал ее, - ложь, которая не принесла японским поэтам ничего хорошего.)

Поэзия становится академической и переживает упадок до тех пор, пока Муза не проявляет порой Свою силу во времена так называемых романтических возрождений.


Рецензии