Зачем поэты призывают Музу?
В первых строках "Потерянного Рая" Мильтон подводит краткий итог классической традиции и заявляет, что, как христианин, собирается ее превзойти:
"Пой, Муза горняя! Сойди с вершины
Таинственных Синая иль Хорива,
Где был Тобою пастырь вдохновлен,
Начально поучавший свой народ
Возникновенью Неба и Земли
Из Хаоса; когда тебе милей
Сионский холм и Силоамский ключ,
Глаголов Божьих область, - я зову
Тебя оттуда в помощь; песнь моя
Отважилась взлететь над Геликоном,
К возвышенным предметам устремясь,
Не тронутым ни в прозе, ни в стихах".
Аонийская гора - это гора Геликон в Беотии, в нескольких милях к востоку от Парнаса, в классические времена известная как "Обитель Муз". Прилагательное "аонийская" - реминисценция известной строки из "Георгик" Вергилия:
Aonio rediens deducam vertice Musas, -
которую произносит бог поэзии Аполлон, во времена Вергилия почитавшийся также и богом Солнца. Эта строка значит: "Милых мне Муз приведу, возвратясь с Аонийской вершины". Аполлон имеет в виду перенос места поклонения Музам из Аскры, города на склоне Геликона, в Дельфы на гору Парнас, место, ставшее святилищем самого Аполлона. На Геликоне бил родник Иппокрена, "Конский источник", который имел форму лошадиного копыта. По преданию, он появился от удара копыта коня Пегаса, чье имя означает "родниковый". Поэты пили из Иппокрены, чтобы исполниться вдохновения. Отсюда строки Джона Скелтона ("Против Гарнеша"):
"Я дал ему испить сладчайших вод
Кристальной Геликоновой струи".
Свидетельство о публикации №113030711651