Как наладить свою жизнь
Как вы думаете, чего не хватает большей части людей для того, чтобы жить
счастливо? Отсутствие чего не даёт им добиваться успеха? Без чего люди
чувствуют себя жертвами обстоятельств (будильники не срабатывают,
соседняя очередь быстрее движется, яйца в микроволновке взрываются)?
Незнание чего даёт возможность произрастать многочисленным «не могу»?
Ответ может показаться вам парадоксальным: чтобы наладить свою жизнь,
необходимо научиться видеть правду. Правду о себе, об окружающих, о
мире, о закономерностях, действующих в природе, в социуме, в
человеческом организме и мышлении. Если тратишь больше, чем
зарабатываешь, деньги быстро кончаются. Потому что зная, как и что
устроено и взаимосвязано, можно получать то, что выбираешь (здоровье,
благополучие, благосостояние). И исключить из жизни то, что ты не
выбираешь (болезни, страдания, нищету).
Чтобы выигрывать в игру,
надо её знать. Достоверно и досконально. И любая ложь или
недоговорённость здесь только помеха. Что толку в знании о том, где
лежит сундук с бриллиантами, если от вас утаили, что он заминирован?
Поэтому стремление знать правду о своей жизни вполне оправдано. Это
единственный способ взять её под контроль.
Хорошо, так как увидеть
правду? Ответ прост. Чтобы видеть правду, на неё нужно смотреть. Искать,
выделять, отсеивать ложь – стремиться узнать. Только несгибаемое
намерение видеть правду позволит вам пробиться к ней сквозь ворох
психологических защит, функция которых – порождение лжи.
Где искать правду?
Просто удивительно: правда нас окружает, но у людей получается врать
себе, несмотря ни на что. Они сбегают в свои мысли: мнения, верования,
концепции, ожидания, мечты, воспоминания… В прошлое. В будущее. В
несуществующее. Туда, где правды нет. Оттуда, где она есть! Правда есть:
* в настоящем;
* в фактах;
* внутри;
* в опыте.
Правда в настоящем
Она вокруг нас. То, что есть, есть. Чего нет, нет. Если вы мужчина, вы
не женщина. Если женщина – не мужчина. Если вы читаете эту статью, вы её
читаете. Сейчас. И не читаете другого. Сейчас. Потому что принявшись
читать другое, вы уже не читаете это. Сейчас. И это очевидно. Правда –
очевидна!
И при этом то, что что-то было, не значит, что это есть
или будет. Даже если раньше ваши родители работали за вас, сейчас у них
могут быть другие интересы. С другой стороны, если 20 лет назад те, кто
называют вас своими родителями, были детьми, то сейчас они уже выросли. И
детей у вас – нет. Раньше – были, а сейчас это вполне взрослые тёти и
дяди.
Всё течёт, всё меняется. И чтобы быть адекватным текущей
реальности, нужно обращать внимание на настоящее. Где готовят «самые
вкусные чебуреки» сейчас? Что за человек делит с вами ложе сейчас? Нужно
ли одевать шубу, если сейчас мы идём на пляж?
Правда в фактах
Любое мнение – ложь с высокой долей вероятности. Потому что в любом
вопросе мнений может быть множество, а истина всегда одна. Что такое
мнение? Это оценка по критерию, который невозможно достоверно проверить.
Ни измерить, ни зафиксировать. Правда – в фактах.
Что такое хороший
вкус? Люди регулярно обращаются за советом. Что такое мастерство
вождения? Приехать в срок туда, куда нужно, не повредив машину. Что
такое харизма? Люди подходят и сами предлагают то, что тебе нужно. Что
такое хороший бизнес? Бизнес приносит прибыль, даже если ты сейчас
отдыхаешь на курорте.
Факты: измеримы, проверяемы, достоверны.
Мнения: смутны, невнятны, спорны. Правда – в фактах. Если вы хотите
знать правду, не прячьте её от себя за своими же словами. Приучите себя
отделять факты от мнений. Не высокий человек, а выше меня. Не близко от
дома, а в пяти минутах ходьбы. Не хороший ужин, а бефстроганов с жареным
картофелем, овощным салатом и стаканом сока.
Правда внутри
Хорошо, но ведь есть же правда, которую не замерить ни линейкой, ни
весами? Да. Она внутри. Это переживания. Ваши переживания – ваша правда.
Радость, голод, интерес, наслаждение, грусть, бодрость, страх, экстаз,
удивление, зуд, восторг, ненависть, удушье, умиление – всё это
выражается через комплексы ваших ощущений. Покалывание, тяжесть,
лёгкость, сжатие, распирание, жжение, тепло, холодок – всё это где-то
расположено, имеет размер, форму, вес, температуру и прочие
характеристики. То есть – измеримо! Переживания правда есть!
С
другой стороны, легко убедиться, что те или иные переживания возникают в
ответ на внешние или внутренние стимулы. И возникает соблазн приписать
стимулу характеристики переживаний, возникающих после их предъявления.
Грустная песня, смешной малыш, приятный собеседник, уютная комната… Но
это уже не правда. Потому что для другого человека это будут попсовая
песня, глупый малыш, начитанный собеседник и хорошо обставленная
комната. Характеризовать мир на основании своих переживаний – заведомо
обманывать себя.
Будьте честны! Если вы чувствуете холодок в груди,
когда смотрите фильм, это достоверно. Если вы говорите, что фильм
страшный, это ложь. Если вы чувствуете неприязнь к человеку, это правда.
То, что человек неприятный – ложь. Если вы испытываете интерес, читая
эту статью, это правда. То, что статья интересная – ложь. Осознавать
свои переживания как свои переживания, а не как характеристики мира, –
отличный способ видеть правду!
Правда в опыте
На слово верят
только лохи. Поэтому не верьте мне на слово. Тем более в то, что на
слово верят только лохи. С высокой вероятностью это ложь. По крайней
мере, пока вы не проверили его на практике и не получили собственный
опыт на этот счёт. Лавка окрашена, нельзя создать бизнес без стартового
капитала, тренинговые центры – это секты… Проверяйте, наблюдайте –
накапливайте опыт, и вы узнаете правду.
Увидеть «снежного человека» –
это одно, прочитать о нём – другое. В одном случае, вы достоверно
знаете, что его видели, в другом – что о нём читали. И это тоже
достоверно, потому что факт чтения есть в вашем опыте. Если вам говорят,
что Волга впадает в Каспийское море, в вашем опыте есть только то, как
вам об этом говорят. В опыте, впрочем, вы можете пережить только то, что
некая река впадает в некое море. Но и то хлеб. В любом случае, на опыт
опираться можно, а теорию нужно проверять практикой. Очевидно, надеюсь.
Ещё раз. Если в вашем опыте была та или иная последовательность
событий, вы можете утверждать, что она была. Если она повторялась
регулярно, вы можете утверждать и это. Если же у вас нет
соответствующего опыта, домысливание и ожидания лучше считать ложью.
Пока не проверили на практике. Помните? «Рабинович, Вы на скрипке играть
умеете? Не знаю: не пробовал».
Как искать правду?
Вы уже
знаете, что единичные кванты правды искать не нужно: правда как вокруг,
так и внутри нас – это факты вашего бытия. Достаточно просто не
закрывать на них глаза, и правда становится очевидной. Но ведь нас
интересуют не только факты, но и их взаимосвязь? Вот об этом и
поговорим.
Чтобы не заблудиться, изучая мир, нужно:
* моделировать результаты;
* отключить фильтры;
* мыслить научно.
Моделировать результаты
Результат – свершившийся факт. То есть правда. Теперь, что бы вы ни
получили, вы можете узнать, какими действиями вы это обеспечили.
Проспали. Как? Поссорились. Как? Устроились на работу. Как?
Разумеется, моделировать можно не только себя, но и любой другой
успешный и неуспешный опыт. Этим и занимается НЛП. Подробнее об этом - в
статье Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
Чтобы
расстроиться, нужно совершить определённую последовательность действий и
нигде в ней не ошибиться. Чтобы влюбить в себя, нужно обеспечить всё,
от тебя зависящее. Чтобы переесть, нужно съесть больше необходимого.
Как минимум, моделируя себя, вы можете восстановить последовательность
своих действий, предшествовавших полученному результату. И в них будет
содержаться его причина. А следовательно – возможность контроля:
получать этот результат впредь или нет.
Отключить фильтры
Что бы
вы ни исследовали, помните, что вы исследуете, потому что не знаете
правильного ответа. Не знаете! А значит, не вам судить, какой факт
важен, а какой – нет. Поэтому, пока вы не нашли истину, для вас не
бывает неважных фактов. Все важны! Изучаете переживание – учтите все
ощущения. Восстанавливаете последовательность действий – обращайте
внимание на каждое – даже мельчайшее! – действие. Возможно, именно оно –
неприметное на первый взгляд – определит весь дальнейший ход событий.
Мыслить научно
Чтобы выявлять закономерности, нужно знать правила проведения научных
исследований. Чтобы научиться делать выводы, важно знать законы логики и
применять их на практике. Тогда есть шанс, что вы не совершите совсем
уж явные ошибки мышления вроде выводов о том, что простуда вызывается
сквозняком, что люди общаются по законам обезьяньей стаи, или что
солидный возраст означает богатый жизненный опыт.
Метки: помоги себе сам.МЕНЯЕМ ЖИЗНЬ
ГАДАНИЕ ПО ЧАСАМ
Такое
гадание очень просто и доступно, к тому же обладает достаточно высокой
точностью. Для этого нужны часы с секундной стрелкой.
Сосредоточьтесь
и максимально расслабьтесь, закройте глаза. Мысленно сформулируйте для
себя интересующую проблему таким образом, чтобы на нее можно было
ответить "да" либо "нет". Глубоко вздохните и откройте глаза. Посмотрите
на часы.
Если
секундная стрелка окажется между цифрами 12 и 3 - задуманное свершится;
между 3 и 6 - высокая степень, что сбудется; между 6 и 9 -маловероятно;
между 9 и 12 - реализовывать поставленную задачу пока воздержитесь.
Точность
часов здесь никакой роли не играет, главное, чтоб они были вашей
собственностью, и вы ими пользовались не менее 1 года. Чем старше часы,
тем выше степень угадывания. Другим лицам давать их для гадания не
рекомендуется. Очень хороши часы, доставшиеся по наследству.
Метки: гадание
ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ-РОК ДЛЯ ОДИНОКОЙ ЖЕНЩИНЫ
Каждая женщина мечтает о семье: хорошем муже и красивых детях, похожих
на нее и своего отца. Но бывает, что годы идут и идут, а семейное
счастье все не приходит, - мужчин вокруг много, а вот того,
единственного, о котором мечталось, все нет и нет. И однажды за спиной
вдруг слышится: "Венец безбрачия...Что уж тут поделаешь?". Предлагаем не
волноваться понапрасну и разобраться вместе, что же такое "венец
безбрачия" и как от него избавиться.
Если девушка не нашла себе
мужа до 30 лет, не демонстрирует окружающим обручальное кольцо на
безымянном пальце, то она становится мишенью для всевозможных шуток,
косых взглядов подруг, уже вышедших замуж, шепота родственников. Да и
общество давит своим неоспоримым авторитетом.
Куда от этого деться?
Подспудно начинает все чаще заползать, как гремучая змея, мысль: может,
со мной что-то не так? Подруги начинают советовать: «Сходи к
экстрасенсу, пусть посмотрит, - может, у тебя «венец безбрачия»?
«Венец
безбрачия» - что это такое? Что он означает? Есть ли он на самом деле?
«С чем его едят»? Можно ли от него избавиться? Все эти вопросы мучают
незамужних женщин. И чем им больше лет, тем острее эти муки.
Российские
ученые нашли причину несчастий незамужних женщин, пишет газета «Жизнь».
Оказалось, что понятие «венец безбрачия», которым прежде оперировали
только колдуны и ведьмы, имеет сугубо материальную природу. К такому
выводу пришли ученые, изучающие этот феномен.
«Венец безбрачия» в
житейском смысле - это обреченность человека на пожизненное
одиночество, - рассказывает профессор Павел Госьков, заведующий кафедрой
информационных технологий Алтайского государственного технического
университета. - А с точки зрения науки это негативная информационная
структура».
По сути, это родовое проклятие, сверхмощный негативный энергетический импульс с определенной программой действия.
В
ауре, которую могут видеть экстрасенсы, такие структуры выглядят в виде
конуса. А «венец безбрачия» похож на корону, обращенную зубцами вниз.
Женщины, отмеченные этим проклятием, становятся как бы незаметными для
мужчин. Они умницы, красавицы, но кавалеры их обходят чуть ли не за
версту!
Каковы же астрологические показатели этого феномена?
Давайте
попробуем их определить и развеять миф. А может быть, и подтвердить его
с помощью астрологии. Вот этим мы с вами и займемся.
Когда к
астрологу приходит молодая женщина и хочет узнать, когда она выйдет
замуж, то в первую очередь астролог смотрит ее потенциальные возможности
иметь один брак, два, три или более или не выйти замуж никогда. Все мы с
детства воспитывались на сказках, с младых лет впитали в подсознание
сюжеты многих из них.
Нам хочется, чтобы нас «нашел принц на
белом коне», мы поженились и «жили долго и счастливо и умерли в один
день». Заметьте, что сказки обычно на этом моменте заканчиваются, а в
реальной жизни после свадьбы только все самое интересное и начинается.
1. В гороскопе рождения - как для мужчин, так и для женщин - в первую
очередь смотрят, в какой дом зодиака попадает сфера партнерства, так
называемый 7-й дом (дом брака, партнерства, сотрудничества). Знаки
зодиака могут быть располагающими к браку, к многобрачию или к
одиночеству, независимости.
Знаки зодиака, располагающие к браку:
Телец
- управляется планетой Венерой, которая во все века тяготела к браку,
партнерству. Венера не может жить без партнера: она рассматривает
брачный союз как неотъемлемую часть своей жизни и готова нести свой
крест до конца. Находятся и те, кто не готов быть в неудовлетворяющем их
браке. Они уверены, что за дверью их ждет новая любовь, новые
отношения, новый брак.
Весы также стоят под управлением Венеры. И здесь Венера имеет более легкий и коммуникабельный характер.
Рак
- управляется Луной, склонной к созданию семьи, отвечающей за быт,
недвижимость, материнство. Семья для такого обладателя 7-го дома - это
не просто потребность: это их сущность. Они хотят видеть рядом с собою
нежного, заботливого, эмоционального партнера.
Многобрачие дают следующие двутелые знаки зодиака:
Близнецы
- управляются Меркурием, планетой постоянного поиска нового,
интересного. Как правило, владелец такого 7-го дома не останавливается
на одном браке.
Стрелец под управлением Юпитера - планеты, дающей
большой выбор партнеров для создания брака владельцу 7-го дома. Как
правило, человек не может сразу удовлетвориться одним брачным партнером,
так как снова появляется лучший и более удачливый претендент на руку и
сердце владельца карты.
Рыбы - также под управлением Юпитера.
Независимости в паре хотят следующие знаки:
Козерог
- управляется Сатурном, - планетой, которая все, к чему прикасается,
остужает, охлаждает, кристаллизует, цементирует. Владелец такого 7-го
дома может долго искать подходящего партнера, так как его требования
высоки.
Причем обычно женщины не понимают, что их завышенные
требования отпугивают всех потенциальных партнеров. Они не дают им
никакой возможности приблизиться к себе, раскрыться, показать свои
лучшие качества.
Водолей - управляется Ураном, планетой
независимости, революции и анархии. Владелец такого 7-го дома ищет в
партнере неординарность, экстравагантность, неподчинение общепринятым
традициям. Чаще всего его устраивают браки гражданский, неофициальный,
нетрадиционный.
Необычность такого брака проявляется у каждого
по-своему: каждый из супругов может жить в разных квартирах и даже в
разных городах. Они могут давать друг другу полную свободу действий.
Важно, чтобы обоих устраивали такие отношения.
Дева - попадание
7-го дома в Деву дает ее владельцу такой критический выбор партнера по
браку. Невероятно высокие требования не могут выдержать претенденты на
руку и сердце, с каждым последующим претендентом человек теряет надежду
найти себе пару. Совет снизить требования воспринимается как непонимание
его сути.
Знаки, находящиеся в браке как в особом состоянии сознания:
Овен
- управляется Марсом: планетой, приносящей в любые отношения конфликт,
конкуренцию, войну. Если 7-й дом владельца гороскопа попадет в Овна, то
такому человеку необходимы в отношениях ощущения борьбы, конкуренции,
страстей.
Так как сам по себе Марс быстро теряет «свой огненный
запал», то буря страстей в отношениях поддерживает его интерес к
брачному партнеру. Если такого противостояния супруг(а) не дает, то брак
разваливается, переставая приносить радость и ощущение того, что он
живет. Потеря интереса, равнодушие ведут к разводу.
Лев -
управитель Солнце, что дает обладателю такого 7-го дома желание если и
жениться, то на королеве, или коли выйти замуж, так обязательно за
принца королевских кровей.
Они чувствуют, что сказка про Золушку
может случиться в их жизни. И если жизнь им не предоставляет
принцев/принцесс, то они надолго могут остаться в ожидании чуда, в
поиске высокородного брачного партнера.
Скорпион - также
управляется Марсом. Только события у владельца гороскопа не такие
стремительные, а растягиваются на годы. В Скорпионе влияние Марса
скрыто, но в нем таится спрятанная мощь.
Так и брачные отношения:
они могут казаться для окружающих очень прочными, идеальными. И никто
не сможет догадаться, какими усилиями дается брачным партнерам
сохранение этих отношений.
2. Не стоит пугаться, если 7-й дом
вашего гороскопа попал в знаки, стремящиеся к независимости,
индивидуальности, одиночеству, так как следующим шагом астролога будет
рассмотрение управителя 7-го дома. Что это за управитель?
3.
Затем рассматривается Венера и Луна для мужчин и Солнце и Марс для
женщин. Влияет все: расположение в знаке, сила планеты, многочисленны
или нет аспекты с другими планетами.
Аспекты от вредителей не
всегда лишают человека супружества, дают безбрачие, чаще - предоставляют
трудные глубокие мучительные отношения, ведущие к разводу тогда, когда
отношения перестают устраивать. Аспекты от благодетелей дают возможность
быстро найти подходящего для брака партнера и быть счастливым в
супружестве.
Венера и Луна в гороскопе мужчин указывают на тип
женщин, который привлекает данного мужчину. Если, Венера отвечает за
идеальную женщину, на которую этот мужчина «западает», влюбляется (можно
назвать ее сексуально привлекательной именно для него, совершенной
любовницей), то Луна отвечает за желание мужчины получить от женщины
заботу, нежность, бытовой комфорт.
Солнце в гороскопе женщины
показывает ее потребность в мужчине-защитнике, на которого можно
положиться, которым можно гордиться, уважать. Марс же в гороскопе
женщины показывает ее идеального мужчину, который привлекает ее как
сексуальный партнер, от которого «закипает» кровь, начинается химическая
реакция любви в организме, просыпается каждая клеточка, феромоны не
дают покоя ни ночью, ни днем, полностью отключается мозг.
Опять
же в какой знак попадают эти две планеты, их сила, аспекты? Все является
показателем потребностей данной женщины или мужчины в супружестве или,
наоборот, желание быть независимым.
Есть еще и другие показатели, но это уже углубление в тонкости астрологии.
Делаем выводы
Так
называемый «венец безбрачия» может быть отражен в гороскопе, если сфера
7-го дома попадает в знаки независимости и управитель 7-го дома
попадает в знаки, не склонные к браку, в свои слабые места силы. И не
имеют ни одного аспекта или имеют только напряженные аспекты, особенно
пораженные от вредителей.
Но это еще не все: для женщины Солнце и
Марс также должны быть в знаках одиночества, без аспектов или иметь
только напряженные аспекты. Для мужчин также рассматриваются в отношении
Луны и Венеры. Если все эти показатели указывают на невероятные
трудности в выборе брачного партнера, то можно говорить о присутствии в
гороскопе человека «венца безбрачия».
Из личного опыта хочу
сказать, что это довольно редкая ситуация. Чаще всего у женщин
встречаются завышенные требования к выбору брачного партнера, неумение
контактировать, флиртовать, идеализированное представление о том, как
мужчина должен за ней ухаживать. Все это не дает возможности мужчинам
раскрыться, показать свои достоинства, созреть для брака.
Можно ли каким-то образом что-то изменить, чтобы встретить человека и создать с ним семью?
Да,
это можно сделать, если вы готовы переехать на новое место жительства. С
переездом сферы домов передвигаются в другие знаки зодиака. Можно найти
такое место на земном шаре, где в вашу сферу брака попадут гармоничные
планеты и знаки, склонные к браку.
Метки: венец безбрачия
ВЕЩИЕ СНЫ СНЯТСЯ ВСЕМ
Вам
часто снятся вещие сны? На самом деле часто. Прислушайтесь к
удивительному языку своих ночных видений или просто воспользуйтесь
проверенным сонником, и тогда любой сон, даже самый непонятный и
странный, начнет открывать вам свои тайны!
Интересно, сколько
раз за свою жизнь мы говорим себе: «Приснится же такое!». Ночные
видения то и дело предстают перед нами в самых фантастических обличьях,
и чем ярче сон, тем больше в нем фантастических черт. То мы сами
очутимся в каком-либо непонятном месте, то увидим своих знакомых в
странном облике, а то среди обычных предметов увидим нечто
невообразимое.
Но главное, что во сне все эти странности
представляются совершенно естественными, и только проснувшись мы
начинаем удивляться, мол, к чему бы это и что бы это могло означать?
Люди,способные толковать ночные видения, известны с давних пор. Библейский
пророк Даниил разъяснял сны вавилонского царя Навуходоносора, да и свою
пророческую книгу построил главным образом на толковании ночных
откровений.
И у Геродота можно встретить описание пророческих
снов. Так, по его словам, однажды мидийский царь Астиаг увидел во сне,
будто бы из чрева его дочери Манданы выросла виноградная лоза, которая
чрезвычайно разрослась, опутав собою землю. И на другую ночь снова
привиделось ему, будто бы из чрева дочери хлынули воды, и затопили
сначала царский дворец, затем всю Мидию, а далее и всю ойкумену.
Созвав
магов-мидийцев, царь спросил у них совета, и маги-мидийцы сообщили
царю, что дочери его суждено родить сына, который лишит царя царских
почестей и станет со временем владыкой мира. Имя этого нерожденного
царевича было Кир, тот самый Кир, который сокрушил Вавилон и стал
первым в истории владыкой мировой сверхдержавы, господствующей на земле
на протяжении четверти тысячелетия.
Но вот что особенно
интересно, все эти пророческие сны открывались людям исключительно в
виде тайных образов и образных намеков. Почему?
Конечно же, доктор Фрейд был в чем-то прав – если вам снится огурец или банан,
то это неспроста. Но отнюдь не все можно и нужно сводить к фрейдизму,
тем более, к фрейдизму вульгарному. Бывают в нашей жизни и другие сны,
куда более интересные и примечательные.
Суть в том, что откровения
во сне получали не только цари и пророки, грешным делом нечто похожее
приключалось и со вполне серьезными учеными.
Есть сведения, что
Менделеев «подсмотрел» во сне периодическую таблицу химических
элементов. И не менее ученый Фридрих Август Кекуле открыл знаменитую
формулу бензольного кольца, когда мирно дремал в дилижансе. Тогда всю
дорогу ему снились то ли молекулы и атомы, то ли дикари, которые
хаотично плясали перед глазами и упорно не желали подчиняться никакому
порядку, как вдруг ученый заметил, что небольшая группа этих дикарей
вышла из общей варварской пляски и, взявшись за руки, закружились в
правильном хороводе.
В тот же миг он очнулся и понял, что это и
есть искомая им формула бензола. Как люди в хороводе образуют замкнутый
круг, так и бензольные атомы непременно должны замыкаться в кольцо.
Долгое время эта формула не давалась ученому, мучая своей
нерешенностью, когда вдруг сновидение приоткрыло ему эту тайну.
Но почему же подобные откровения случаются с людьми настолько редко?
Почему большинство сновидений, которые во время сна казались вполне
логичными и понятными, после пробуждения начинают выглядеть чуть ли не
бессмысленно? Не может ли так статься, что во сне действует какая-то
иная логика?
Впрочем, странной эта логика выглядит только на
первый взгляд. Психологам давно уже известно, что помимо привычной
рассудочной логики наш мозг обладает еще одной удивительной
способностью – способностью к образному мышлению.
Эти два типа
мышления – рационально-логическое и образно-интуитивное – взаимно
дополняют друг друга. Днем, когда мы активно бодрствуем, у нас более
активно левое полушарие мозга, отвечающее за аналитические и логические
способности.
Ночью же картина меняется, и центр мозговой
активности смещается в правое полушарие, которое, как известно,
является царством эмоций, метафор и ярких образов.
Впрочем, это
не значит, что в работе эмоционального правого полушария логика
отсутствует. Нет, просто у него логика другая. Логика правого
полушария, а значит и логика сна, – это логика метафор и образных намеков.
В метафоре же прямое значение образа теряет значение и на первый план
выходят косвенные признаки. Нередко это бывает очень полезно.
Судите
сами, много ли смысла в словах, когда кто-то называет своего собрата
по разуму свиньей или бараном? С точки зрения формальной логики человек
и баран – это разные существа, а вот с точки зрения эмоций сходство
может быть очевидным.
Днем правополушарная интуитивно-метафорная
логика оттесняется на задворки сознания, и каждый знает, что метафора –
это не более чем образные выражения, которые не стоит воспринимать
буквально, но во сне рациональная логика спит, и метафора начинает
подменять реальность.
Будьте уверены, если кого-то из вашего
окружения в глубине души вы считаете бараном, то во сне этот человек
действительно может предстать перед вами в бараньем обличье.
Удивительно,но стоит всего-навсего отнестись к своим снам, как к метафорам, как в
них начинает проступать довольно-таки очевидный смысл.
Другой вопрос: а какую пользу может принести нам понимание своих снов?
Оказывается, большую. Дело в том, что в отличие от рассудка наше правое
полушарие, отвечающее за ночные видения, обладает еще одной уникальной
способностью – оно не умеет врать. А это может оказаться полезным.
Увы,днем мы часто обманываем себя. Мы можем неверно оценивать собственные
способности или закрывать глаза на какие-то черты характера окружающих.
Сны же, пусть и в виде образных и не всегда очевидных намеков,
отражают реальное положение вещей.Ну а кроме того, нередко
сновидение способно реально натолкнуть нас на решение какой-либо важной
проблемы или дать полезную подсказку. Так, один наш знакомый, который
наяву был довольно удачлив, однажды увидел себя во сне в окружении
людей, которые чествовали его, то и дело наполняя бокалы шампанским.
Увы, этот сон не сулил ему ничего хорошего. Напротив, он предупреждал,
что успех и слава вскоре могут вскружить ему голову, из-за чего и дела
однажды пойдут наперекос. Так и случилось.
Конечно,человек – существо разумное и логичное, нам бывает непросто поверить в
то, причины чего мы не понимаем. Между тем, не стоит забывать, что
быстрое развитие логических способностей вытеснило у нас способность к
интуитивному восприятию, и нередко это приводит к печальным
последствиям.
Очень показательный пример: во время стихийных
бедствий и природных катаклизмов неразумные и нелогичные животные
гибнут значительно реже, чем люди. Так, во время ужасающего цунами 2004
года в юго-восточной Азии погибли сотни тысяч людей, но среди десятков
и сотен тысяч человеческих тел спасатели практически не находили
трупов животных. По словам очевидцев, перед самой трагедией животные
почувствовали приближение беды и поспешили уйти в безопасное место.
Почему же этого не смогли почувствовать люди?
Думается, происходит
подобное потому, что логические способности заглушают нашу способность
к интуитивному предчувствию. Мы привыкли руководствоваться логикой и
не обращаем внимания на то, чему не находим рационального объяснения. И
только во сне, когда логика молчит, эти интуитивные предчувствия снова
набирают силу, выходя на первый план. Нужно ли их игнорировать?
Д.и Н.Зима
Метки: сны
МОДНЫЙ ГОРОСКОП НА 2013год
ОВЕН. Для Овнов продолжается яркий период, начатый весной 2011
года. Это влияние Урана, планеты оригинальности и новаторских решений,
которая пробудет в вашем зодиакальном знаке до 2018 года. Дерзайте,
экспериментируйте со своим индивидуальным стилем, ищите себя в
профессии, в моде, в личной жизни. Спустя 7 лет вы скажете себе: да, я
смог (смогла) сделать это. Своим внешним видом вы сможете
продемонстрировать независимость и творческий подход. Вашими союзниками
станут предельно простые конструктивные линии, яркая насыщенная цветовая
гамма, немного наивный стиль одежды. Одна из фишек вашего образа —
экстравагантная прическа. Перспективное направление для
Овнов-дизайнеров: головные уборы и аксессуары для волос.
ТЕЛЕЦ. Тельцы обычно выбирают вещи, которые будут служить им не
один год. Теперь вы можете чаще следовать своим капризам. На языке
астрологии моды это связано с влиянием Сатурна в противоположном
солнечном знаке — знаке Скорпиона. Для базового гардероба подойдут вещи
природных тонов: светло-зеленые, светло-бежевые, в сочетании с
изумрудными и пастельными оттенками. Обратите внимание на такие модные
новинки, как силуэт-кокон, скругленные конструктивные линии, уютные
накидки, юбки с запахом. Дополните свою экипировку одеждой для активного
отдыха и занятий спортом. Во второй половине 2013 года вам предстоит
больше времени проводить в домашней обстановке. Рукоделие, особенно
изготовление детской одежды, для некоторых Тельцов может стать
источником дополнительного заработка.
БЛИЗНЕЦЫ. В 2013 году вам предстоит укрепиться в выбранном
направлении и продемонстрировать свою приверженность модным тенденциям.
Отношение к моде будет в значительной степени зависеть от эмоционального
состояния и личной жизни. Особенно это станет заметно во второй
половине 2013 года, когда Юпитер перейдет в знак Рака, которым управляет
переменчивая Луна. Поэтому вам необходимо прочно стоять на ногах — как в
прямом, так и в переносном смысле. Смените крылатые сандалии Меркурия
на массивные туфли на устойчивом каблуке. Добавьте в свой образ
мягкости, загадочности, откажитесь от подростковых комплектов, вещей в
стиле «унисекс». Выбирайте платья с интересными конструктивными
решениями в области плечевого пояса и декольте.
РАК. Раки станут законодателями моды для всего Зодиака. Особенно
это будет заметно с конца июня 2013 года, когда Юпитер, главный
космический дизайнер, войдет в ваш солнечный знак. Самые характерные
черты модного образа: лимонно-зеленая цветовая гамма, скругленные
конструктивные линии, овальный силуэт, акцент на область бюста (проекция
знака Рака на тело человека). Безусловно, они будут гармонировать с
вашим внутренним состоянием. Ракам-профессионалам модной индустрии стоит
задуматься о создании семейного предприятия, собственного ателье. Не
упустите момент, такая возможность бывает 1 раз в 12 лет! Перспективные
направления: одежда для детей, униформа для работников предприятий
дошкольного воспитания, гостиничного и ресторанного бизнеса.
ЛЕВ. Львам планетные влияния дают возможность сделать небольшую
передышку в погоне за модой. Карьерные достижения отойдут на второй
план. Вы будете получать удовольствие от отдыха в кругу семьи. Для
повседневной жизни подходит «расслабленный шик», для торжественных
случаев — стиль «необарокко», театрализованный и слегка утрированный.
Львы-дизайнеры будут вдохновляться старыми фасонами середины 60-х гг.
Именно тогда складывался гармоничный аспект между двумя планетами,
определяющими форму и структуру (тригон между Юпитером и Сатурном в
знаках водной стихии), который повторяется в 2013 году. Планеты также
способствуют изучению моды как самостоятельного социального явления.
Студенты-Львы могут стать создателями принципиально новых конструктивных
решений, материалов и технологий.
ДЕВА. Скорее всего, до середины 2013 года ваш гардероб будет
строиться спонтанно, из разрозненных вещей. И только природное чутье и
умение виртуозно комплектовать вещи поможет вам создать гармоничный
образ. Затем Юпитер перейдет из знака Близнецов в знак Рака, а Девам
предстоит создавать новый паззл, состоящий из более женственных
ассоциаций. Большую роль в создании индивидуального стиля будет играть
Нептун в 7 Доме солнечного гороскопа. Используйте такие модные приемы,
как наложение полупрозрачных тканей, сочетание разных фактур, тонкие
цветовые нюансы. Станьте такой, какой вас хочет видеть ваш идеальный
партнер. И новый головокружительный роман не за горами.
ВЕСЫ. Весы наконец-то смогут вдохнуть свободно после выхода 2,5
летнего периода ограничений, связанного с нахождением Сатурна в вашем
солнечном знаке. Поэтому в вашем индивидуальном стиле приветствуется
все, что связано с понятием свободы. Юпитер в Раке (этот знак связан с
темой материнства и детства) позволяет вспомнить о той беззаботной поре и
немного пошалить. Весы — знак мужской природы, поэтому одни и те же
вещи используются как в мужском, так и в женском гардеробе. Прилегающие,
укороченные брюки, галстуки с принтами, шейные платки, рубашки с
рисунками граффити, комиксами и забавными зверюшками сочетаются друг с
другом самым эксцентричным образом. В мужском гардеробе чаще встречаются
вязаные кардиганы, свободные пиджаки без подкладки. Очень актуальна
морская тематика и одежда для яхтинга.
СКОРПИОН. Скорпионы перенимают эстафету терпеливости от Весов.
Это влияние Сатурна, который пробудет в вашем знаке Зодиака до конца
2014 года. На языке астрологии моды Сатурн отвечает за модный крой и
узоры на ткани. Приветствуются сложные конструктивные решения в области
бедер (проекция знака Скорпиона) и груди (проекция знака Рака). Сатурн в
знаке водной стихии выдвигает на первый план такие качества материалов,
как прочность, носкость, эффект винтажной потертости. Узоры: объемное
изображение, высококачественная фотопечать, наложение цветовой палитры,
контрастные сочетания с черным цветом. Ткани: деворе и крепдешин,
ворсованные ткани, вытравленный бархат, замша и вельвет. Стиль «секси»
по-прежнему не приветствуется.
СТРЕЛЕЦ. Стрельцов в 2013 году смогут заметно расширить круг
общения, чаще бывать на представительных мероприятиях. Поэтому
пополнение гардероба будет естественным продолжением карьерных амбиций.
Самая характерная черта нового образа — более светлая цветовая гамма. В
одежде для свободного времени смелее используйте этнические элементы
индийского и африканского национального костюма. Предстоящий год также
важен в плане воспитания эстетического вкуса у подрастающего поколения,
поэтому родителям надо приложить все усилия для того, чтобы дети не
выросли бунтарями, отрицающими все прежние культурные ценности.
Стрельцы-дизайнеры смогут создать коллекции для верховой езды и
спортивной одежды для теннисистов.
КОЗЕРОГ. Козероги будут активно заниматься карьерой, поэтому вам
понадобится обновить свой гардероб для представительских целей. В новом
модном имидже жесткие конструктивные линии становятся более мягкими,
линия плечевого пояса сужается, сухие ткани заменяются на пластичные и
ворсованные. Ваш фирменный ключевой силуэт: прямоугольный или
Х-образный. Ваша фишка в одежде: разнообразные графические узоры,
сочетание контрастных текстур, вкрапления черного цвета на ярком фоне.
Для Козерогов-дизайнеров перспективной будет разработка коллекций для
работников предприятий мобильной связи, курьерской службы и транспортных
компаний.
ВОДОЛЕЙ. Управитель вашего знака — Уран — находится в огненном
знаке Овна. А это значит, что спокойной жизни не будет. Вам предстоят
эмоционально насыщенные ситуации, для которых понадобятся универсальные
комплекты, но с изюминкой — в виде дизайнерских аксессуаров, необычных
головных уборов. Так же как и Весы, Водолеи смогут активно использовать
мужские элементы в женском гардеробе. Во второй половине 2013 года
акценты сместятся в сторону дома и семьи. Тема интриги и соблазна — это,
как говорится, отдельная песня. Приобретите обворожительное
предпостельное белье, красивые шелковые халаты, стильные пижамы.
Водолеи-дизайнеры смогут успешно работать в 2 направлениях: спортивная
одежда (легкая атлетика) и детские коллекции для самых маленьких (до 1
года).
РЫБЫ. Рыб ожидают дальние путешествия, новые романтические
увлечения, поездки к любимым, которые по какой-то причине находятся
вдали от вас. Все самое важное будет происходить на внутреннем плане,
поэтому функция одежды — деликатно отражать ваши сокровенные
переживания. Под влиянием Нептуна, находящегося в вашем знаке Зодиака,
повысится интерес к фантазийному стилю, к изучению психологических
аспектов моды. В своем индивидуальном стиле используйте микс мягкого и
жесткого, натурального и искусственного, бархатистого и глянцевого,
создавая настроение на грани реальности и мечты. Важная составляющая
вашего гардероба — одежда для сна. Студенты-Рыбы будут увлеченно изучать
традиции национального костюма, а зрелые дизайнеры создадут
запоминающиеся коллекции купальников и пляжной одежды.
В.Ткаченко
Метки: гороскоп
Шахматный гений Лужин влетает в шахматную доску, но доска – это разбитая плоскость оконного стекла, а шахматные клетки – дома. Лужин выбросился из окна. Вся жизнь была для него великой
шахматной партитурой. В поступках людей он видел замысловатые шахматные ходы. Была в его жизни черная королева, были бездарные пешки и невыносимые, безграмотные ходы – пошлые поступки людей.
Для окружающих Лужин неподвижен, но его мозг работает непрерывно. Шахматные партии немыслимой красоты проигрываются мгновенно и тотчас отбрасываются, как ненужные варианты, ради новых шахматных комбинаций.
Как трудно понять этого человека не посвященному в таинства шахматных лабиринтов. Шкала оценок людей чудовищно примитивна по сравнению с правилами великой черно-белой игры, хотя в жизни действуют правила черно-белых: добро – зло, вера – неверие, материализм – идеализм, жизнь – смерть, бедность – богатство, любовь – ненависть – одним словом, и тут все то же разделение на черных и белых, белых и красных... Лужин отказывается от дальнейшей игры. Жизнь стала для него слишком примитивна.
Сыграны все возможные партии – и он летит сквозь плоскость доски в синеву бездарного города, дабы изведать неведомое за гранью черно-белого, жизни и смерти.
Все великое творится не во внешнем мире, а в душе человека. В той великой игре никто не может
участвовать. Некому лезть с бездарными советами. Здесь гений защищен – это защита Лужина. Я читал этот роман с постоянным ощущением чего-то знакомого. В шахматной королеве угадывалась Анна Каренина, а в Лужине – Илья Ильич Обломов, великий человек, не желавший участвовать в пошлой игре людей, такой же неподвижный и притягательный.
Два немецких студента, суетящихся вокруг Лужина, чем-то напоминают Штольца. Но они в отличие от пунктуального рыцаря капитала, по крайней мере в состоянии напиться в лежку. Набоков любил жизнь только в самых высших ее проявлениях. Его интересовало только гениальное. Роман о гении исповедален. Набоков посмеялся бы над этим словом. Призрак католического колледжа иезуитов маячил над всей его жизнью. Он ненавидел партии, омертвевшие в шахматных учебниках, и системы, разросшиеся до философских гроссбухов. Как Лужин, он отвергал все партии и системы, оставался наедине с собой в добровольном затворничестве.
Впрочем, изгнание было недобровольным. Сын крупного лидера партии конституционных демократов после Октябрьской революции был, конечно же, обречен на вечную эмиграцию. Но узенькая тропинка в сторону русской границы возникает в финале романа «Подвиг», и герой идет по ней на верную гибель – еще один вариант несыгранной партии Набокова.
А перед глазами так и маячит образ сытого господина, потирающего ручки всезнающего критика,
говорящего «тэк-с», наподобие медицинского светила, припадающего к груди: «Только вот в чем беда: это мир его, — его и больше ничей! Невозможно туда, в это пугающе волшебное царство, полностью проникнуть...» (Г. Адамович).
Слава Богу, что невозможно. А то ведь проникли бы и все объяснили; но не проникли, не объяснили и... люто возненавидели.
«Это проза холодная и опустошенная, но, по-своему, привлекательная. О жизни в ней и воспоминания нет, слабого следа от нее здесь не осталось» (Репьев).
Интересно, что же тогда считать жизнью – обеды и скандалы, политические собрания?
Как одинок был Набоков в литературной русской эмигрантской среде! Судя по некоторым откликам на первые публикации его прозы, у нас это одиночество было бы еще большим. Временами, правда, на критику нисходило смутное просветление, и нехотя она признавала: «В судьбе душевно и духовно беззащитного урода и морального недоноска Лужина есть что-то подлинно и патетически человеческое» (Струве). И на том спасибо.
«Подите прочь! Какое дело поэту мирному до вас» — вот единственное, что мог бы ответить Набоков (чуть не написал – Лужин). Но ответ Набокова был другим – он ловил и коллекционировал бабочек, читал лекции по орнитологии, позднее – по русской литературе. Среди студентов находились два-три почитателя, остальные просто учились. В романе «Пнин» эта мука непонимания физически ощутима.
Русский профессор Пнин в самом прямом смысле слова задыхается от одиночества и своей ненужности в глухой американской глубинке.
Сердце, остановившееся где-то в горле, — это постоянное ощущение героев Набокова. Набоков боится жизни? Он весь пронизан жизнью до нейтринных глубин. Один из его героев
роняет пенсне в тазик с мыльной водой, и вот мир предстает перед ним без стекол, в размытости, без расстояний, как на полотнах Клода Моне. Но ведь это импрессионизм не из монографии или картинной галереи – это глаза так видят, если убрать искусственные холодные стекла, отделяющие от мира. Так и Лужин стекло оконное продавил – вышел в неведомое пространство смерти, а туда со времен Ивана Ильича редко кто заглядывал.
Шахматная доска состоит из черных и белых клеток, а мозгу даны два полушария: правое и левое. Одно для интуиции, другое для логики. Говоря о Набокове, нельзя играть только на одноцветных. Логика время от времени будет уступать интуиции, проза потеснится ради поэзии.
-------------------------------------------------
«Святой теннисист держит нимб-ракетку
он играет своим отраженьем
вот мяч летит, но не долетает
вот нимб сияет, вот мяч летит
тогда луна перестанет быть
все отрицается бытием боли
чем больше отражается
тем меньше есть
чем ближе, тем отдаленней.
Вот ударился о плоскость луча
вот изошел волновым светом
и одновременно раздробился до неразличимости
Речь должна быть прямой
свет бесконечным
тогда ракетка просияет во вне
теннисист поймает мяч-луч
и может быть я
распознаю свой лик в ничто
и может быть ты как Исус Навин
остановишь солнце
Вот мяч летит
но не долетает
вот я умираю но не умру
Весна отпустила свет
И вот ослабив поводья
я влетаю в зеркало ликом
и вылетаю пунктиром
проекция продолженная сквозь стену
мяч различим в виде множества лучей
возвратись ко мне луч – я лечу».
(Константин Кедров)
----------------------------------------------
Набоков не любил душную метафизику. Он любил бабочек. А бабочка – символ человеческой души, вызревающей в коконе тела. Об этом Набоков читал у Гермеса Трисмегиста. Бабочка Набокова расправляет крылья во всех романах, но обыденным разумом ее не схватишь, только пыльца на пальцах останется. Лужин с его неуклюжим телом – что-то от Ильи Обломова и Пьера Безухова. В этом громоздком, неуклюжем пространстве, непременно вспорхнет или по тропинке к России, или вниз головой в окно, или в мчащемся поперек движения авто, или просто уйдет прямо с плахи, не обращая внимания на палача, в финале «Приглашения на казнь».
Причудливые приборы и механические устройства начала века действуют в романах Набокова: какой-то клепсидрофон, водяные часы и даже бесшумный водяной лифт. В этом лифте одна героиня уплывает прямо в небеса, скрывшись от взора Лужина. Устройство этих полуфантастических водяных машин чем-то напоминает строение его романов и небесную анатомию прозрачных бабочек. Все пульсирует, дышит, играет, издает едва уловимый капельный звон и бесшумно уплывает в недостижимую высоту. Читать Набокова – все равно что лететь с открытыми глазами. Все время меняется перспектива.
Предметы то разрастаются по мере приближения, заслоняя весь горизонт, то, как в опрокинутом изображении, уменьшаются до размеров точки. Контуры мира то размыты, как китайская тушь, то резки до слез, как в наведенном бинокле. Камера-обскура – любимый образ. Пространство, втянутое в себя и проецируемое во внешний мир по законам элизиума, вернее, иллюзиона. Здесь нет леонардовской незаселенной перспективы, пустого объема. Пространство интимно, человек присутствует в каждой точке. Читать Набокова – все равно что летать.
Так что же, перед нами еще один вариант изысканной перспективы? Некое пространство, комфортное для души, томящейся в четырехстенном заточении современного жилища? Да, конечно, это выход из сдавленной перспективы тюрьмы, казармы, палаты и коммуналки. Двадцатый век подарил человеку полет даже за пределами земной атмосферы. Но это для избранных, чаще всего для военных. Сами мечтатели, создатели самолетов и ракет, сплошь и рядом видели небо сквозь дырчатые щели сарая или через решетку камеры, или томились в засекреченных бункерах.
Лужин – изобретатель, гений, но от его игры не поживиться военным. Как Илья Обломов, он не
участвует в играх Штольцев. Конечно, Лужин уже в XX веке, он и незащищенней, и, если хотите, жестче.
Это анти-Циолковский, анти-Федоров. В нем нет пафоса социальных преобразований, нет зуда
изобретательства, он не стремится облагодетельствовать человечество, потому что чувствует всей
обнаженной кожей, «какое... у вас тысячелетье на дворе». Раньше мы безоговорочно осудили бы такого гения. А сегодня? Представим себе, что
Защита Лужина – гимн свободной одинокой незащищенной мысли.
На исходе XX века мы признали высшую ценность далеких звезд, хотя они никого не греют. Может быть, признаем, наконец, ценность мысли, мысли как таковой, от которой не течет ток по проводам, не поднимаются ввысь ракеты с грузом, способным спалить планету. Она красива — и только! Однако вспомним Достоевского — «красота спасет мир».
«Знать, что на свете есть вещи, сокрытые от человека, но которые скрывают в себе высшую мудрость и высшую красоту — вот что такое верить в Бога», — так сказал Альберт Эйнштейн, назвавший красоту важнейшим критерием истинности научной теории.
Есть что-то общее в этой «религии» интеллектов начала века от Эйнштейна до Набокова. Кстати,
образ жизни и характер Эйнштейна чем-то близок герою Набокова. Полное равнодушие к тому, что именуют бытом, и абсолютная поглощенность мыслью.
«Я настолько слился с законами космоса, что собственная смерть не представляется мне значительной», — поставьте вместо слова «космос» слово «шахматы» (тоже космическая игра) и ... нет-нет, конечно же, большая разница. И все-таки, читая «Защиту Лужина», ощущаешь ясно, что было в утилитарно-тоталитарной Европе пространство, принадлежащее человеку, и только ему. Во внешнем мире все перегорожено, разграничено, как клетки шахматной доски, поделено на черных и белых. Есть правила игры, и все играют бездарно. Лужин находит единственно верный ход, всегда неожиданный, не занесенный в учебники, не включенный в реестры. Это его свобода, его защита – защита Лужина.
Это как ходьба по канату между враждующими. Только бы остаться самим собой, паря над черной и белой бездной.
--------------------------
Канатоходец нот
Находит ногами нить
И нити тень
Разрослась в канат -
Так входя в теневую даль
Он упал в палитру
Он лязгнул плацем
Хряпнул хрусталь скелетный
И разлетелось тело
Затеплилось в воробьях
Затрепетала воробьиная пыль
И пыльца с небес облетела
Стала прозрачна
Крылатая эта
Бабочка ландшафтная
Расчерченная жилками по эллипсу.
В бабочке угасая грассирующим полетом
Там Фландрия или Ландкарта
Многократно сгибаемая и расправляемая
Над градом и миром
Мраморных изгибов
Их запомнил в ласке
Миллионнолетний мурлыкий мрамор
Из мертвых «вы»
Но мертвые не мертвы:
Тоньше стало их тело
Без пыльцы телесной прозрачное и нагое
Но не меркнущее в мерцании
Моргающие крыльями
Он давно твой – этот камень
Но ты не знал, что он твой.
(Константин Кедров)
-----------------------------------------
Можно понять органическое отвращение к политике, свойственное в равной мере Набокову и
почти всем его главным героям. Он сын политика, изгнанника, ставшего жертвой политического убийства.
Ему дань памяти в «Других берегах» — название оглядкой на книгу Герцена «С другого берега». Герцен написал эту книгу в споре с критиками мемуарной эпопеи «Былое и думы». Герцена упрекали, что он ругает буржуазную Европу и в то же время пользуется всеми благами парламентской демократии, находя в той же Европе защиту от Николая I.
Герцен ответил, что прекрасно понимает разницу между отсутствием свободы в Европе. В Европе могут обезглавить за высказанную идею, а России обезглавить раньше, чем ты откроешь рот. Набоков, как Герцен, конечно же, до конца дней чувствовал свое изгнанничество. Русская боль не
покидала его, хотя он и смеялся над ней и как-то по-детски наивно стремился стать американским писателем в полудетективном жанре «Лолиты», но о «Лолите» позднее.
«Другие берега» — исповедь, биография и полемика с Герценом. Мы привыкли считать, что революционные демократы правы всегда и во всем. Герцен – политик, его исповедь «С другого берега» — книга политическая. Набоков – антиполитик, он органически не приемлет все социальное, политическое, но книга оказалась острой и политической. В чем же полемика Набокова с Герценом?
Набоков тоскует по родине, но родина для него – другой берег. Другой берег и места его изгнанничества – Европа и Америка. Для человека внутренне свободного все берега другие. Великие изгнанники, великие странники на земле – Одиссей, Чайльд-Гарольд, Печорин. Счастлив Одиссей – у него есть Итака. Счастлив Набоков – все-таки у него есть Россия. Она осталась в нем навсегда. Автор «Синей птицы» Морис Метерлинк в конце жизни увлекся пчелами и написал о них книгу. Пчелиный улей представлялся ему идеальным государством по сравнению с пошлым и неупорядоченным миром людей. Датский писатель-коммунист Ханс Шерфиг написал книгу «Пруд». Описание жизни обитателей пруда чем-то напоминает рай. Набоков увлекся бабочками. В их уязвимой хрупкой сиюминутной красоте что-то от незащищенности человеческой жизни в нашем сверхжестком столетии. Легенда об антигуманизме Набоков сама по себе весьма интересна, и корни ее глубоко в нашем историческом неприятии искусства как такового. Вспомним неистовую борьбу с «искусством для искусства» в XIX веке. Пора опомниться и признать, что боролись-то в конечном итоге с Тютчевым и Фетом, а в начале XX века освистывали
Брюсова, гнали со сцены блока. Упреки все те же: оторванность от жизни, «равнодушие» к социальным проблемам. Но ничему не учит история, и вот уже Набоков, один из лучших прозаиков столетия, зачислен в антигуманисты. Неужели же недостаточно нам мифа о «злом гении», «больном гении» — Достоевском?
Сегодня смешно вспоминать, о 25 лет назад я впервые услышал о «Лолите» как о порнографическом романе какого-то маньяка Набокова. Когда же прочел роман, то вспомнил замечательные слова апостола Павла: «для грязного все нечисто».
У Адама, гласит легенда, была первая жена Лилит; но слишком земным оказался для нее Адам, и
небесную жену Заменила земная Ева. «Как живется вам с подобием, вам, познавшему Лилит?» (М. Цветаева).
Ребенок в мировом искусстве — символ души человека. Небесная душа Лолита и ее земной растлитель Гумберт.
У этого сюжета большая предыстория в русской литературе. Свидригайлов в своем кошмаре видит девочку с лицом проститутки. Настасья Филипповна в детстве удочерена растлителем Топким. Без Достоевского читать Набокова бесполезно. Но надо еще помнить платоновское учение о божественном Эросе, уносящем в небеса человеческую душу, и, конечно же, античный роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Счастливые дети в пастушеской Аркадии — символе рая — Дафнис и Хлоя в пещере. Азбука любви, которая открывается им в природе.
Гумберт был когда-то таким Дафнисом, и была Хлоя, и первая детская любовь, и взрослые соглядатаи, гнусно хихикающие, потирающие руки. Испуг. Ад. Изгнание из рая в жуткий мир взрослых, который навсегда останется для Гумберта ненавистным. Здесь и невинность становится пороком, а божественный платоновский эрос превращается в тяжкое преступление. Гумберт может любить только Лолиту, только Хлою, отнятую у него взрослыми, и он ищет ее в реальности, слишком далекой от мира детской мечты.
В финале романа Лолита становится обычной, самой обычной женщиной, убегающей от Гумберта с узколобым сержантом.
Этот роман-притча, тонко замаскированный под детектив с убийственными погонями, не претендует даже на тень реальности. Достоевский называл себя реалистом в высшем смысле этого слова — в высшем!
Реальность, с которой имеет дело Набоков, только высшая. Гумберт — грешник, изгнанный из чувствительного античного рая в мир ограниченных торгашей и похотливых чудовищ, — реален не более чем библейский Адам, а бойскаутская Лолита, вечно жующая резинку, только земная наместница небесной Лолиты.
«Лолита» — роман-буффонада, где в финале возникает блоковский балаганчик: Пьеро падает, истекая клюквенным соком. Гумберт целится в режиссера, отнявшего у него Лолиту, и при этом шепчет шутовской приговор в стиле детской считалочки. Режиссер, изрешеченный пулями, театрально падает, пускает розовые пузыри, восклицает «ах!» и умирает картинно, как на подмостках сцены.
Эта битва Гумберта с ненавистной земной реальностью, с режиссером, задумавшим всю эту бездарную постановку, — вечный поединок поэзии с прозой жизни.
Гумберт в чем-то близок Свидригайлову. За ним так же маячит тень убитой жены, и так же он виновен во всех грехах, кроме пошлости. Это и тянет к нему Раскольникова. Пошлости в Свидригайлове нет. Нет ее и в Гумберте. Воспитанный в ханжеских нравах католического колледжа, Набоков ненавидит слово «мораль» и решительно отвергает религию. Он, как и Гумберт, аморалист и безбожник; для Америки — высшее воплощение зла. Поразительно, что в нашей православной стране нашлись критики, отвергающие Набокова с позиции квакерских ортодоксов. Гумберт, как и Свидригайлов, — всего лишь вызов пошлости и ханжеству. Таким же вызовом был байроновский Дон Жуан, и даже Фауст Гёте (о ужас!) соблазнил-таки Маргариту. Совсем как в жизни. Вот именно, «совсем как» — вот тончайшая грань, отделяющая феерический вымысел от реальности.
Гумберт думал, что он лишь раб своего порока. Стоит Лолите повзрослеть, и она перестанет существовать для него, как не существуют все женщины. Но случилось непредвиденное: Гумберт полюбил Лолиту настоящей любовью и даже не заметил, что она стала взрослой. Любовь победила голую чувственность. Эта утонченная философская притча, стилизованная под ультрасовременный секс-боевик, на самом деле останется в истории культуры как еще одно апокрифическое сказание о любви, продолжившее традицию античного романа в XX веке. Кстати, «Дафнис и Хлоя» тоже был боевиком в античном мире. Этот роман взахлеб читали и рыбаки, и ремесленники, и воины, и философы неоплатонической школы. Такова особенность подлинного искусства. Подходи и бери, что можешь.
А пока я слышал, что «Лолита» запрещена в одном из американских штатов, а заодно с ней запрещена пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта» из-за «безнравственной» любви в юном возрасте. В чем-то мы очень похожи на средних американцев. Снова и снова возникает пушкинское «подите прочь! Какое дело...».
Язык искусства всегда загадочен, иероглифичен. Он не подчиняется житейской грамматике и далек от мелочной суеты.
Роман «Дар» все о том же — о праве писателя быть самим собой. «Никому отчета не давать. Себе лишь одному». «Дар», конечно, чисто русский роман, проблема «об отношении искусства к действительности» чисто русская, прямо, из знаменитой диссертации Чернышевского. Прочитав этот роман в годы «инерции и застоя», мы, конечно бы, обвинили Набокова в непочтительном отношении к великому борцу за гражданские свободы в России. Сегодня же каждому непредубежденному человеку ясно, что не с борцом за свободу, а с несвободой борется Набоков. Любая попытка любого политического деятеля вмешиваться в научные и эстетические споры с категорическими суждениями неизменно ставит его в уязвимое положение. Так было и с Чернышевским. «Лобачевского знала вся Казань, — писал он из Сибири сыновьям, — вся Казань единодушно говорила, что он круглый дурак... Что такое «кривизна луча», или «кривизна пространства»? Что такое геометрия без аксиомы «параллельных линий»? Можно ли писать по-русски без глаголов? Можно — для шутки. Шелест, робкое дыханье, трели соловья. Автор ее некто Фет, бывший в свое время известным поэтом. Идиот каких мало».
Легко было бы спорить с Набоковым, будь это всего лишь художественный вымысел, а не подлинная цитата из Чернышевского, приведенная в «Даре». Лобачевский дурак, Фет идиот. Все это написано, конечно, в запале, в стиле той эпохи, в сибирской ссылке. Предвидел ли Чернышевский, что именно такой стиль критики станет преобладающим в России и в гонениях на генетику, и в ругательствах в адрес Зощенко и Ахматовой?
Тонкости, тонкости не хватает нам в суждениях о культуре. Религия, наука, искусство не терпят суеты.
Даже гениальный Лев Толстой поспешил с приговором Маларме, Бодлеру, Верлену. Даже великий учитель Набокова Бунин назвал «злостным хулиганством» поэзию Велимира Хлебникова. Даже сам Набоков не избежал консервативных суждений о поэзии XX века. Так что не над Чернышевским, а над собой мы смеемся, читая «Дар».
«Когда однажды в 55-м году, расписавшись о Пушкине, он захотел дать пример «бессмысленного сочетания слов», то привел мимоходом тут же выдуманное «синий звук» — на свою голову напророчив пробивший через полвека блоковский «звонко-синий час».
В эту синеву зовет за собой Набоков: «Там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, — и не кончается строка». Это финал «Дара».
------------------------------
Дирижер бабочки
тянет ввысь нити,
он то отражается,
то пылает.
Бабочка зеркальна,
и он зеркален:
кто кого поймает,
никто не знает.
Дирижер бабочки
стал, как кокон:
в каждой паутинке
его сиянье.
Бабочка то падает, то летает,
дирижер то тянется, то сияет.
Дирижер бабочки стал округлым,
он теряет тень
между средней Вегой,
он роняет пульт
посредине бездны,
он исходит светом, исходит тенью.
Будущее будет посередине
в бабочке сияющей, среброликой,
в падающем дальше
чем можно падать,
в ищущем полете
в середине птицы.
(Константин Кедров)
-------------------------------------------
Очень люблю рассказ Набокова «Облако, озеро, башня». Русский эмигрант в Германии выиграл загородную прогулку. Вот он в вагоне третьего класса открыл томик Тютчева, но не тут-то было. «Его попросили отложить книжку и присоединиться ко всей группе». Как это узнаваемо. Рассказ написан в Германии 1937 года, но нечто похожее могло быть в то время у нас в России. «Всем были розданы нотные листки со стихами от общества: Распростясь с пустой тревогой, / Палку толстую возьми / И шагай большой дорогой / Вместе с добрыми людьми».
«Это надо было петь хором», — с горечью замечает автор. Финал прогулки весьма примечателен — фантасмагория в стиле немецких экспрессионистов и, увы, жестокая реальность немецкой «вороньей слободки»: «Как только сели в вагон, и поезд двинулся, его начали избивать, — били долго и довольно изощрённо. Придумали, между прочим, буравить ему штопором ладонь, потом ступню. Почтовый чиновник, побывавший в России, соорудил из палки и ремня кнут, которым стал действовать, как черт, ловко. Молодчина. Остальные полагались на свои железные каблуки, а женщины пробавлялись щипками да пощечинами. Было превесело».
Идиотский поезд с орущим хором, конечно же, — наша цивилизация, обезумевшая к середине века до полного остервенения, а трясущийся русский эмигрант с томиком Тютчева, конечно, — Набоков. Он не хотел подпевать безумному хору: «По холмам страны родимой / Вместе с добрыми людьми, / Без тревоги нелюдимой. / Без сомнений, черт возьми!»
Интересно, придумал Набоков эту песню или это подлинный образчик бодрящей лирики 30-х годов?
Тоталитаризм во всех проявлениях Набоков распознал, возможно, раньше всех. Читая «Приглашение на казнь», я очень ясно ощутил, что сталинщину, полпотовщину, маоизм, гитлеризм нельзя понять в рамках чистой социологии и политики. Чудовищные зверства, фанатическое подавление всякой свободы, погром культуры, уничтожение целых народов — все это было в мире людей, а значит, не в пустоте возникало, а в своеобразной духовной ауре. Дух тоталитаризма, его религию, его иррациональную подоснову Набоков распознал глубже всех. Никакая социальная сатира, никакие романы, созданные в 60-х годах и напечатанные сейчас на волне обновления, никакие документальные свидетельства об «архипелаге ГУЛАГ» не дают такого полного понимания «религии несвободы», как «Приглашение на казнь».
Но, даже ничего не зная об истории XX века, я выбрал бы этот роман Набокова — библию духовной свободы. Здесь феерическая фантазия обрела искомые грани магического кристалла, о котором так много писал Набоков. Он любил этот миг, когда разрозненные хаотические ходы обретали черты завершенной шахматной партии. Так возник образ человека с экзотическим именем Цинциннат. Цинциннат — «агностик», он нематериален, за это приговорен к смерти, сидит в тюрьме. Но странная эта тюрьма: вроде бы есть она и в то же время ее нет. Беда Цинцинната в том, что он видит всю эту бутафорию. «Вы обратите внимание, когда выйдете, — сказал Цинциннат, — на часы в коридоре. Это пустой циферблат, но зато каждые полчаса сторож смывает старую стрелку и малюет новую — вот так и живешь по крашеному времени, а звон производит часовой, почему он так и зовется».
Весь бутафорский мир тоталитаризма именно таков. Если бы люди вдруг перестали верить в крашеное время: лозунги, плакаты, портреты вождя, — он исчез бы как наваждение у нас, в Китае, в Германии, в Кампучии.
Хотя, конечно, «Приглашение на казнь» — это не политическая сатира, а философский роман. «Весь мир тюрьма», — говорит Гамлет. Это древний образ земного мира, данный еще Платоном. Человечество на земле как бы в темном подземелье, куда пробиваются лишь отдельные лучи вселенской реальности. Только силуэты теней на стенах пещеры дают представление о подлинном мире света.
У Набокова это перерастает в световую феерию, чем-то напоминающую магический театр зеркал Гессе. «Вот я помню: когда была ребенком, в моде были... такие штуки, — назывались «нетки», — и к ним полагалось, значит, особое зеркальце, мало что кривое, — абсолютно искаженное, ничего нельзя понять, провалы, путаница, все скользит в глазах, но его кривизна была непроста, а как раз так пригнана.. Или скорее к этой кривизне были так подобраны...»
Вспомним кривизну луча у Лобачевского, над которой посмеивался Чернышевский. Кривизна луча была предсказана Эйнштейном на основе теории относительности. Ныне мы знаем, что живем в искривленном пространстве и наш «прямой» мир — лишь иллюзия, тень той мировой кривизны, открытой солнечному лучу.
«Ах, я помню, как было весело и немного жутко брать в руку вот такую непонятную нетку и приближать к зеркалу, и видеть в нем, как твоя рука совершенно разлагается, но зато бессмысленная нетка складывается в прелестную картину, ясную, ясную...»
Вот она — проза Набокова, созданная из таких причудливых «неток», из фантасмагорических видений людей XX века, и вдруг, как видение Эйнштейна, картина «ясная, ясная», прорыв к свету, почти физическое ощущение истины, красоты.
Набоков постарался бы избежать этих умозаключений. Он чуждался конечных выводов и в этом был прав как художник, еще более как философ. В мире бесконечных метафизических и социальных директив, в частности враждующих идеологий, дули ищет многозначности, тоскует по бахтинской полифонии, жаждет многоголосия. Сиречь — гласности.
Когда все зачитывались романом Гарсия Маркеса «Осень патриарха» (как здорово выведен там
диктатор), я всегда тосковал по Набокову. Директор тюрьмы и сторож в одном лице, приставленный к Цинциннату, как он тонок и артистичен, словно в одном лице соединил всех актерствующих диктаторов.
«Какого актера теряет мир!» — воскликнул, умирая, Нерон. Гитлер тренировался перед зеркалом, чуть ли не по системе Станиславского вживался в образ. А сколько ликов было у Сталина: красавец генералиссимус, сияющий погонами (актер Геловани), ветеран партии в простеньком френче без знаков отличия, добрый дедушка, улыбающийся в усы, дарящий детям сладкие подарки... Мао Цзэдун называл себя монахом, бредущим под соломенным зонтиком. Император Бокасса рядился под Наполеона.
И опять же образ директора-сторожа не только гротескный портрет диктатора, а в каком-то высшем смысле это облик некоего космического идола, хозяина мироздания — образ, созданный рабским сознанием человека. Встряхни головой — исчезнет.
По закону карнавала у директора-сторожа две противоположные маски. Либеральный дореволюционный адвокат, хихикающий, потирающий руки, в одеянии, напоминающем фрак, и на ходу меняющий облик сторож Родион с бутафорской наклеенной бородой.
Два облика — западник и славянофил — нужны, дабы обработать Цинцинната, заставить его принять казнь как справедливейшее деяние. Весь город трудится над главным ритуалом: осужденный должен полюбить палача. К сожалению, все это было в нашей реальной истории. Были фантастические процессы, где жертвы требовали себе самого сурового приговора, а перед расстрелом успевали выкрикнуть здравицу в честь главного палача. Мы знаем, что ради этих совершенно абсурдных кровавых театрологий велась методическая обработка людей в лагерях, в тюрьмах. Как правило, для этого подбирался сосед по камере. И в «Приглашении на казнь» у Цинцинната появился такой сосед. Сначала — пародия на «Графа Монте-Кристо»: Цинциннат слышит стуки к нему в камеру, изнуряющие надеждой на избавление. И вот в пролом вваливаются некий хихикающий месье Пьер и Родриг Иванович — директор тюрьмы. У м-сье Пьера в соседней камере какой-то футляр вроде бы от виолончели, позднее оказалось, что там топор, а сам м-сье
Пьер — палач. И вот палач произносит речь, достойную всех величайших палачей, опять же до навязчивости похожую по интонации на речи Берии, хотя вряд ли Набоков когда-либо читал речи Берии.
«Докладчик отпил из стакана и осторожно отставил его.
«Не стану говорить о том, — продолжал он, взмахнув ресницами, — как драгоценна для успеха общего дела атмосфера теплой товарищеской близости, которая постепенно с помощью терпения и ласки создается между приговоренным и исполнителем приговора».
Далее следует чудовищная кровавая словесная вакханалия, вобравшая в себя всю безудержную
садистскую слащавость, свойственную всем диктаторским обществам:
«Иногда, в тихом молчании, мы сидели рядом, почти обнявшись, сумерничая, каждый думая свою думу, оба сливались как реки, лишь только мы открывали уста. Я делился с ним сердечным опытом, учил искусству шахматной игры, веселил современным анекдотом. Так протекали дни. Результат налицо. Мы полюбили друг друга, и строение души Цинцинната так же известно мне, как строение его шеи».
Финал романа — казнь. Но агностик Цинциннат нарушает ритуал. Он уходит. Просто уходит, лишая горожан приятного зрелища. Хотя никто не может сказать, что значит этот уход. Была ли это гибель на плахе, ставшая для Цинцинната уходом, или казнь не состоялась из-за того, что Цинциннат разгадал обман и вышел из тоталитарного миража.
Я очень хорошо помню лето в Коктебеле 1977 года. По «голосам» пришла весть о смерти Набокова. Странное ощущение. Ведь Набоков был для нас чем-то нереальным. Романы его — бледные ксероксы — воспринимались как дивные миражи, игры в «нетки». В реальность самого Набокова, писателя из плоти и крови, верилось с трудом. Казалось, что он жил где-то давно, в каких-то годах, и вот, оказывается, все же он наш современник. Еще просачивались отфильтрованные слухи о какой-то премии, врученной в Америке. Еще полусплетни о том, что Нобелевскую хотели дать, но не дали из-за «Лолиты». Если это так, то м-сье Пьеры и Родриги Ивановичи могут торжествовать. В их тюряге по-прежнему томятся все герои Набокова:
безнравственный Гумберт, бесчувственный Лужин, нематериальный Цинциннат.
Для меня Цинциннат после Дон Кихота самый удивительный и светлый из фантастических образов. В его звенящем имени что-то от хлебниковского зинзивера, что-то от вагнеровских мейстерзингеров и, как бы ни чуждался Набоков религии, в Цинциннате есть что-то от Христа. Можно вести долгие споры, был он или не был, из материи он или чистый дух, казнен или воскрес после казни. «Вы от мира, я не от мира сего» — эти слова Христа мог бы повторить главный герой Набокова, да и сам Набоков такой. Его проза — дивное сочетание высокого эротизма неоплатоников, христианского трагизма Достоевского и метафизического фантасмагоризма Кафки. Однако не сумма слагаемых создает феномен Набокова. Этот писатель был и остается для нас великой загадкой.
Нарушая все традиции отечественной литературы и даже создавая романы на других языках, он остался глубоко, до интимности русским писателем. Высмеивая казенные фетишизированные культы Толстого, Пушкина, Гоголя, Достоевского, он оставался верен до прописей своим великим учителям. Тончайшие критики и писатели русской эмиграции — Адамович, Георгий Иванов, Ходасевич — совершенно не понимали его творчества и уж, во всяком случае, не принимали его. Запад заглотил приманку «Лолиты» и как-то по-своему ее усвоил. О России лучше не говорить. Если не принимать всерьез некую почти запланированную ругань, достаточно прямолинейную, а принимать всерьез, конечно, не стоит, вокруг первых публикаций Набокова ныне немая сцена.
Диктаторы не выносят тонкостей, они хлещут хлыстом по картинам импрессионистов, наливаются
малиновой кровью перед Фальком, им в равной мере невыносимы Фет и Хлебников, Джойс и Пруст, Достоевский и Набоков. Диктаторы жаждут определенности, а у этих не разживешься. «С кем вы, мастера культуры?» Попробуй ответить: «С Богом», — или даже не с Богом, а с чем-то, и ты уже не народен. Зато диктаторы всегда с народом, всегда от имени народа вещают; при них тьма-тьмущая «заслуженных», «народных» писателей, «скользя к своим потомкам уносят имена». Нет, не созрели мы для Набокова. Попробуем единственный раз за 70 лет признать, что до чего-то мы, может, не доросли.
В романе «Ада» есть блистательная театральная сцена:
«...Американская пьеса, основанная каким-то претенциозным писакой на знаменитом русском романе. В первой сцене актриса в привлекательной ночной рубашке обсуждала местного барона О. со старой нянькой в эскимосских сапогах. По предложению бесконечно мудрой деревенской женщины она написала гусиным пером, сидя на краю кровати с витыми ножками, любовное письмо и целых пять минут перечитывала его томным и громким голосом, что было бесполезно, потому что няня дремала, сидя на чем-то вроде матросского сундука, а зрители сосредоточились на искусственном лунном свете, падающем на обнаженные руки влюбленной леди и на ее вздымающиеся груди».
Кажется каким-то недоразумением, что Набоков существует в XX веке, а не сразу же после Гоголя
или после Достоевского. Похоже, что в Набокове осуществилось все, к чему так талантливо пробивался, но не пробился Андрей Белый, гениальный во всем, кроме собственной прозы. «Петербург» и «Москва», отягченные многостопным гекзаметром, так и не смогли взлететь, где-то великолепно пробуксовали.
«И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола», — такова онегинская легкость прозы
Набокова. Вот она, мерцающая бабочка, вырвалась, полетела. А ведь там, в причудливом узоре, и теория относительности Эйнштейна, и лабиринты психоанализа от Фрейда до Юнга, и филологическая гностическая игра в бисер от Филона Александрийского до Романа Якобсона и Бахтина. В причудливой готике Достоевского одно время совсем растворилась пушкинская античная ясность. Вот оказалось, что все это совместимо: занимательность, тонкость стиля, глубина, высота — полет.
--------------------------------------
Шахматный рояль
Шахматы знают белый ритм клавиш
Ход конем — ЛЯ
Партия ферзя — ДО
Белые начинают — СИ
Черные продолжают — ФА
Можно сыграть шахматную партию на рояле
концерт-турнир
черно-белых рыцарей ладьи и рояля
Вливается вливается рояль в ладью
и затихает ладья пробегая по скользким волнам
Негр неистовствует в рояле
он изгоняет себя из доски
дабы доска была только белой
дабы клавиши были белые
лебеди имени Чайковского
Он склоняется над доской как Фишер (Дискау)
и извлекает некий квадрат Малевича
белый на черном черный на белом
и улетучивается в шахматный ритм доски
(Константин Кедров)
Нравится · · Отменить подписку на обновления публикации · Поделиться · Продвигать
Свидетельство о публикации №113030711045