Куда уходит красота?

                Красота - это обещание счастья.
                Ф. Ницше

***

Куда уходит красота,
Оставив шлейф очарованья?
Иллюзий хрупких очертанья
С собой уносит. Навсегда.

В какие выси и края?
Рукою – нет, не прикоснуться.
О Боже, хоть бы дотянуться
Душой. Но цель так высока…

Измяты крылья в суете,
К земле приковано сознанье.
Быть может, это испытанье:
Доверить сердце красоте?

Летит к прекрасному мечта...
Пусть верится: преграды ложны,
И счастье может быть возможно,
Была бы зрячею душа.


Рецензии
Красивый порыв, красивый стих. Особенно, если доработать пару строк, чтобы ритм был точным. К примеру: вместо "Мечте довериться о красоте" (что ломает размер) что-нибудь, типа - "Мечту доверить красоте" или - "Мечтой стремиться к красоте", "Доверить душу красоте", или еще как.
Далее: вместо "Так верить хочется, хоть безнадёжно" (которое так же ломает размер) попробовать "Так верить хочется НАДЁЖНО,что счастье может быть возможно, была бы зрячею душа", тем самым подчеркнув свою готовность верить в необратимость процесса обретения счастья для зрячей души. Ну, и "Прекраснее становимся мы сами" тоже - как-то... Может "Становимся прекрасней сами", или "Прекраснее мы станем сами", или еще как.
Извините за занудство и "буквализм". Может я просто устарел, со своими "метрами", "размерами"?
С уважением -

Юрий Мелиоранский   18.04.2013 00:06     Заявить о нарушении
Ничего себе, Юрий Михайлович, как Вы стихотворение моё "просветили"! Как рентгеном. Насквозь прямо. Спасибо, что так серьёзно к нему отнеслись. Даже голову поломали, как его улучшить. Польщена. Согласна: есть небрежности в ритме. Вы музыкант: вам они, наверно, вообще "по уху режут". Кое-что исправлю прямо сейчас. Понравился Ваш вариант "Доверить душу красоте". Уже слизала себе. А вот насчёт слова НАДЁЖНО протестую, потому что смысл полностью поменяется же же! Стихотворение не от большого оптимизма вообще-то родилось. На самом деле, чем острее, тоньше чувствует человек прекрасное, тем драматичнее воспринимает многие вещи, тем больше стремится к идеалу, который ускользает. Кстати, многие алкоголики (до того, как деградировали) - это люди с прекрасной душой, не выдержавшей столкновения с уродливыми, жестокими сторонами мира. Какое уж там счастье (речь идёт, конечно, не о религиозном благоговении). Так что зрячая душа - не гарант счастья. Разумеется, Вы со мной поспорили бы, сказав, что это ограниченный, субъективный взгляд на вещи...))
Последнее четверостишие вообще по ритму другое. И слово "красота" с двумя безударными слогами, и "созданном"... Так и хочется его совсем убрать. Жалко только, что уберётся и смысл. В нем-то и зерно. Потому что главный вопрос стихотворения - не КУДА УХОДИТ красота, а ЗАЧЕМ ПРИХОДИТ красота? Принося в нашу жизнь множество драм. Хочется верить, что прекрасное, "перебродив" в душе, делает душу тоньше и прекраснее. Должен же быть смысл в нашей способности воспринимать красоту! Но опять же: Гитлер талантливо рисовал, т. е. тонко чувствовал прекрасное. Его мечта стать художником не реализовалась, и что было дальше?..
Говорю всё это к тому, что последние 2 четверостишия - это не утверждение, а надежда, к сожалению, в земном существовании часто неисполнимая.
Советы Ваши приняла во внимание, Юрий Михайлович, но не знаю пока, как исправить недочёты ритма, не причинив ущерба смыслу. Может даже, и не получится. А может, и не стоит мучиться: пусть так останется. Хотелось выплеснуть, - и выплеснулось. Но Вы правы насчёт ритма. Спасибо.

Наталья Смоленская   18.04.2013 23:01   Заявить о нарушении
Есть такое высказывание - "Красота - в глазах смотрящего". Это похоже на подобное - "Для святого - всё свято". На мой взгляд, Красота - величественна и грознА, и восприятие Ее должно быть адекватным, иначе это будет просто сентиментальное эстетутствование. Кстати, для меня Красота - это Поэзия, не в смысле "стихотворчества", вернее - не только. http://stihi.ru/2011/04/21/9293, http://stihi.ru/2012/09/11/9113.
"люди с прекрасной душой, не выдержавшей столкновения с уродливыми, жестокими сторонами мира" - не смогли осознать, что "уродливые, жестокие стороны мира" - есть одна из граней величественного бриллианта Мироздания, и надо было всего лишь развести глаза души поширше, и смотреть поглубжее. Да и с "собой любимым" не особо цацкаться, изнывая от неудовлетворенной гордыни, и ее матери - обособленности.
Ну а вопрос "зачем приходит Красота" уж совсем абсурдный. Во первых - Она не "приходит", Она была, есть и будет - вечно. Это мы приходим, чтобы познать Ее. Это душа, перебродив - становится причастницей Красоты, ее носителем и выразителем. А " смысл в нашей способности воспринимать красоту" конечно же есть, и он является залогом нашего духовного роста, если только не перейдет в самолюбование "своим виденьем прекрасного". Да, Гитлер не лишен был чувства прекрасного, но не в той степени, что Симеон Новый Богослов. Да, Гебельс обладал недюжинным интеллектом, но использовал его для убийства, разрушения, а не для познания Красоты и полноты Бытия.
"А вот насчёт слова НАДЁЖНО протестую, потому что смысл полностью поменяется же же! Стихотворение не от большого оптимизма вообще-то родилось" - Ну так внесите этот ОПТИМИЗМ! Или асана мазохиста Вам больше нравится! Жизнь настолько драматична, настолько серьезна, что относиться к ней взерьез - несерьезно! Мне бы хотелось, чтобы Вы пришли к Духу, а Дух - не любит грустных и угрюмых. "Будьте, как дети" - http://stihi.ru/2011/09/20/775.
Ну, я все сказал! Хао! Удачи Вам в работе с ритмом.
С уважением -

Юрий Мелиоранский   19.04.2013 00:38   Заявить о нарушении
) Дааа, серьёзный разговор получился. Значит, придётся кое-что добавить. Абсурдно звучит вопрос Зачем приходит красота? Тут, видимо, нужно пояснить, о какой красоте идёт речь конкретно в этом стихотворении (всё-то у нас, поэтов, на личных впечатлениях замешано, со стороны и не поймёшь до конца суть написанного). )) В этом стихотворении под красотой понимались красивые люди (души), красивые человеческие отношения, с ними связанные и красивые движения души, ими порождённые: желание творить, любить, совершенствоваться и пр. Стихотворение о человеческом, о земном. Так что у меня красота как раз-таки входит в жизнь человека, порой даже врывается с людьми и событиями. Красота мироздания - бесспорно, прекрасное, но не о ней сейчас говорится. Потому нет в стихотворении пафосности. Нет и религиозного благоговения перед творениями Божьими. Намеренно не поставила восклицательный знак в предложении, где Боже упоминается, потому что это обращение не к нему, величественному, а к своему внутреннему миру.
Это Вы хорошо, Юрий Михайлович, сказали, что душа, перебродив, "становится причастницей Красоты, ее носителем и выразителем". Предполагалось, что кто-нибудь да и усмотрит в концовке стихотворения ответ на вопрос КУДА УХОДИТ КРАСОТА? В нас она и уходит. Хотим мы или не хотим, но впитываем её. Кто-то преображается, кто-то подавляет её в себе, но она навсегда остаётся впечатлением, памятью в человеке, что-то меняет в нас в лучшую или худшую сторону. Хочется верить, конечно, что "прекраснее становимся мы сами".
Насчёт привнесения оптимизма, то уж не в этом стихотворении точно. Его здесь столько, сколько и было задумано. Достаточно просто надежды. Всему своё время и место. У Пушкина тоже не всё "Мороз и солнце, день чудесный..."))
Что касается, "будьте, как дети", то тоже всему своё время и место. Такую роскошь со знаком бесконечности могут себе позволить только блаженные. И я им почему-то не завидую. Но это, как говорится, совсем другая история...
Я Вам благодарна, Юрий Михайлович. По-взрослому.

Наталья Смоленская   19.04.2013 22:49   Заявить о нарушении
Ну конечно же я понял о фазе восприятия Вами Красоты, прописанной в этом стихе. Вы готовы жить застыть в этой фазе? И умереть в ней? Это что - пароксизм Вашего восприятия? "Остановись мгновенье, ты - прекрасно"? Приехали?
Если Красота "уходит в нас", то и умирает вместе с нами, а это уже - махизм, или - одна из форм буддизма.
Мы не настолько "бессмертны", как полагают некоторые верования. Все намного драматичней. (есть фишки - круче смерти)
Что касается Вашего определения "то, уж не в этом стихотворении - точно", то смею сообщить, что каждый стих, каждое четверостишье, каждая строка, как фрактал - включает в себя ВСЁ смотрение автора; включая семантику, фразеологию, морфологию и фонетику. Мы все беззащитны перед взором нашего "Я" - одновременно общего для всех, и одновременно - индивидуально живущего через каждого. Но рано, или поздно, возникает необходимость ВЫБОРА: - КОМУ СЛУЖИТЬ! - Общечеловеческому ориентационному стандарту фарисейского благополучия - или безумию мудрецов и мечтателей, Целому, и одновременно - Частному, Единому - и одновременно - Дискретному, Трансцендентному - и одновременно - Имманентному, Тому, который во всех - и одновременно в ТЕБЕ, ЛИЧНО!
Это - не пафос. Это констатация. Выбор у Вас, пока еще - есть.
С уважением -
У Вас - шанс прорваться сквозь человечину - есть. Не профукайте его.
С уважением -
(Можете не отвечать)

Юрий Мелиоранский   20.04.2013 01:09   Заявить о нарушении
Эдак Вы мне, Юрий Михайлович, и диагноз скоро поставите. Или уже поставили?)) От шизофрении не так давно предостерегали, а теперь вот в пароксизме подозреваете.)) Дочирикалась. )))
А вот о махизме (как там его) я как-то не подумала.)) В стихотворении красота предположительно ввысь уходит. А там кто её знает, куда: во вселенную, информационное поле Земли, в параллельные миры и пр.? Меня больше другое волновало: то, что прекрасные впечатления (образы), ощущения от соприкосновения с прекрасным остаются в человеке со всеми вытекающими последствиями. И в этом смысле, конечно, что моё - то моё, заберу с собой в своё время. Omnia mea mecum porto, как говорится. Но есть большое НО: я в жизнь после смерти верю и со своими впечатлениями притащусь в загробный мир. Т. е. тоже ввысь, мне так представляется. Так что ещё не известно, умрёт красивое вместе с нами или нет.
А что значит "Вы готовы жить застыть в этой фазе? И умереть в ней?"? А какая следующая фаза должна быть, по-Вашему мнению? Или какая фаза должна быть вместо моей (у меня ж пароксизм, моё восприятие - плохой пример). ))

Наталья Смоленская   21.04.2013 12:39   Заявить о нарушении
Подобный "диагноз" можно поставить большинству людей, опирающихся в своем восприятии на общепринятые стандарты "общечеловеческих ценностей". Ну, лично Вам, я никакого "диагноза" не ставил. А "пароксизм" - означает пик, в данном контексте - пик, или сумма смысловых комбинаций, из которых состоит наше мироописание. Ну и, конечно же - все несколько утрировано.
Конечно, в своем послании к Вам, мне пришлось выйти за рамки данного стиха, т.к. он есть достаточно частный случай. Ну, а то что мне пришлось привлечь некоторые метафизические реалии, так это ради привлечения Вашего внимания к более глубинным ценностям и смыслам, ради которых мы рождаемся и умираем.
Вера в "загробый мир" ничего не определяет, т.к. надо еще и при жизни успеть познать его законы, а они здорово отличаются от общепринятых представлений, и не настолько "буколичны", как нам хотелось бы. И уж точно, что с нашими, человечьими плоскими ценностями не войти в миры гигантских объемов того, что модно стало называть "мыслеформами". Все намного сложней и драматичней. Так что "в высь" ли - это еще вопрос, разрешать который необходимо в этой жизни.
Но, если Вы восприняли мои слова, просто как угрозу своему мироописанию, то тут уж ничего не поделаешь. Без определенного резонанса со стороны воспринимающего - невозможно ничего сказать, чтобы это было верно истолковано.
Видимо я - неисправимый идеалист, хоть и катящий баллон на человеческую форму, но в то же время, полагающий, что другой человек имеет право быть, ну, как минимум - не тупее меня, и в нем, так же как и во мне, засели с трудом разрешаемые проблемы, с которыми он также как и я мучается, в попытках разобраться. Поэтому, если Вас "напрягли" мои слова - ну что ж, простите. Не смею навязываться. Действительно, у каждого своя жизнь, свой опыт, свои ошибки, свой диапазон восприятия. Ну и, наконец, есть еще и "степень достаточности оснований", с которой не считаться невозможно.
Желаю удачи.
С уважением -

Юрий Мелиоранский   21.04.2013 14:33   Заявить о нарушении
Мне почему-то грустно стало, Юрий Михайлович, что Вы думаете, будто я воспринимаю ваши слова как угрозу своему мироописанию. Во-первых, у меня нет никаких теорий мироописания, есть только калейдоскоп частных представлений. И стихотворение (вы правы) - одно из частных представлений, т. к. связано с конкретными событиями, конкретными переживаниями. В нём нет глубоких философских обобщений мирового масштаба, да у меня и знаний таких нет, чтоб создавать мироописание как систему. Я потому и пристаю к Вам и людям с вопросами. Наверно, Вы были лучшего обо мне мнения. Да, грустно как-то.
С уважением.

Наталья Смоленская   21.04.2013 18:36   Заявить о нарушении
И спасибо, что дали возможность высказаться.

Наталья Смоленская   23.04.2013 00:15   Заявить о нарушении
Наташенька! (уж, простите мне эту фривольность!) Все - иначе, и крупнее, чем бы кому и хотелось. Вы, судя по некоторым факторам - достаточно молоды, и поэтому у Вас еще есть шанс, хотя бы потому, что Вы пишите стихи; т.е. - живете в пространстве не "бесконечно" плоском. Я ведь не знаю, какого хрена,не с бухты-барахты, кому-то пишу - кому-то - нет. Что там внутри работает, что заставляет колупаться с кем-либо, а с кем-то и не заставляет? Я, так думаю, что это все Боженька определяет, и уж дело того, кто воспринимает - как это оценивать.
Вы бы знали, как тяжело мне что-либо вякать наружу. Вроде - а чё там, в нутуре?! А сколько в это время процессов происходит внутри? - кто может знать?
А Ваша душа - не менее сложна, нежели моя, и в ней также происходит тончайшая "виртуальная" местерия Духа! Вот, я, через "свои" стихи пытаюсь подарить ЭТО всем, кто способен восприять, при этом, ни вкладывая ничего личного.
Я не отмахнулся от Вас. Просто найдите в себе степень резонанса, и, если он появится - то я открыт. А "сентиментальничать", как и фрустрировать - не полезно. Постарайтесь меня понять правильно.
С уважением -

Юрий Мелиоранский   24.04.2013 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.