Шестьдесят лет без Сталина

          Ведущая американская газета The New York Times публикует в номере от 5 марта 2013 года статью, посвящённую 60-летию со дня смерти Сталина. В статье, озаглавленной "Stalin's Long Shadow", в частности, говорится:

          60 лет спустя после смерти Иосифа Сталина Россия всё ещё мучительно пытается осознать, кем же он был на самом деле: убийцей миллионов или национальным героем. И хотя его имя и памятники исчезли в ходе кампании по десталинизации, сам он продолжает доминировать в российском политическом дискурсе, причём даже в гораздо большей степени, чем основатель советского государства Ленин, тело которого до сих пор покоится в мавзолее на Красной площади.
          Хотя русские и знают сейчас о преступлениях Сталина больше, чем когда-либо в прошлом, в стране насчитывается немало политиков и историков, которые усердно пытаются вытащить "вождя" из тени и возвеличить его роль в индустриализации молодого советского государства и в победе над нацистской Германией.
          Так, коммунисты собрали 100.000 подписей под петицией, требующей вернуть Волгограду название "Сталинград". Если даже в Париже есть станция метро, называющаяся "Сталинград", то почему у нас это имя фактически под запретом? - вопрошают они. А в дни 70-й годовщины сталинградской битвы в некоторых российских городах появились даже автобусы, украшенные портретом Сталина.
          Как бы то ни было, но в России до сих пор нет народного согласия относительно того, как относиться к фигуре Сталина. В 1994 году лишь 27% россиян придерживались позитивного мнения о Сталине; в 2011 году их было уже 45%. Половина респондентов считает, что Сталин был мудрым руководителем, который принёс процветание Советскому Союзу. В то же время 68% опрошенных полагают, что он был жестоким тираном, виновным в смерти миллионов невинных людей.
          Ещё в XIX веке российский поэт сказал, что "умом Россию не понять" (it's impossible to fathom Russia with your brains). Покоясь в могиле, расположенной непосредственно за мавзолеем Ленина, из которого он был вынесен в 1961 году, Сталин, должно быть, злорадствует по поводу того, что ему до сих пор удаётся сохранять раскол в народе, который он терроризировал более шестидесяти лет назад. Сталинские приверженцы, в лучших традициях агитпропа, по-прежему провозглашают "Сталин жив!", а оставшиеся в живых тираны всё ещё тайно надеются на то, что им удастся избежать наказания  за свои бесчисленные преступления...
          Факт остаётся фактом: ни Никита Хрущёв, ни Леонид Брежнев так и не довели процесс десталинизации, который в России нейтрально называется "борьбой с культом личности", до своего логического завершения. Что касается последнего советского лидера Михаила Горбачёва и первого российского президента Бориса Ельцина, то им было просто не до этого, в силу того, что страна в период их правления буквально погрязла в политическом хаосе.
          Нынешний же лидер Владимир Путин подходит к вопросу о Сталине и его наследии с присущими ему двойственностью и уклончивостью (ambivalence and evasiveness). С одной стороны, он открыто осуждает сталинизм за его массовые репрессии, но, с другой стороны, так никогда и не осудил самого Сталина. Это и неудивительно, ведь сам он является "продуктом КГБ", чья власть опирается на те же структуры, которые породили и поддерживали в активном состоянии сталинскую машину террора. Показательно, что при Путине утихли всякие разговоры о необходмости сооружения в стране национального монумента в честь жертв сталинских репрессий.
          Поэтому, вместо катарсиса (очищение - В. Ш.), в котором так нуждается и который заслужила Россия, страна продолжает вести внутренний ожесточённый спор с диктатором, который никак не может сгинуть навсегда. Как говорят сами русские, "наше прошлое вновь стало столь же непредсказуемым, как и наше будущее".



На редкой фотографии из Интернета: Сталин вместе с Берией, Микояном и Маленковым направляется на майский парад на Красной площади (снимок сделан предположительно в конце 40-х годов).


Рецензии
«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. И как раз тогда, когда люди как будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто еще небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освященном древностью наряде, на этом заимствованном языке разыгрывать новую сцену всемирной истории» (Карл Маркс).
Звучит актуально!

С уважением,

Петр Анатольевич Полетаев   06.03.2013 13:51     Заявить о нарушении
Согласен, Пётр: ещё как актуально!..
Спасибо за отклик и понимание!

С уважением,

Валерий Шувалов   06.03.2013 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.