Пантеизм личного Бога,
Наш мир конечный - лишь подобье,
Бескрайней силы элемент,
Потенциал внутриутробья,
Начала ключевой момент?
Или в безбрежном океане
Лишь одинокий островок,
В пространстве пустоты бескрайней
Чего-то точечный комок?
I
Коль жизнь моя - всё, чем владею,
И больше нету ничего,
То после, как и до, имею
Небытия неестество.
Я мог бы вовсе не родиться
На краткий миг на белый свет,
К чему напрасно суетиться -
Что был я некогда, что нет.
Но если сам собой лишь часть я,
Лишь бесконечности деталь,
То арендую это счастье -
Жить, приближая Жизни даль.
Тогда и напрочь не умру я:
Когда нагрянет смерть моя,
У мира снова арендую
Своё просроченное "я".
Вот так, обличьем изменяясь,
Решу с бессмертием вопрос,
Но в маску снова воплощаясь,
Я воскресаю ли всерьёз?
II
Мы не хотим наполовину,
Желаньям нашим нет преград,
Страстям всего на пол-лавины
Вполне убогий разве рад.*
Наш мощный мозг определяет
Избыток чувств и прыть ума,
Ум отвлечённый порождает
Бессчисленности закрома
(Поскольку - по уму - дробимо
До безначалья вещество,
А значит, и недостижима
Часть наименьшая его).
В сознаньи нашем счёта нет им,
Но если можно мир объять,
Противоречие приметно -
И ничего нельзя понять.
Лишь бесконечность Мирозданья
Всё расставляет по местам,
А для наглядности заданье
Такое вам сейчас задам.
Согласен в сущности собаки
Хоть кто-то вечно бытовать,
Чтоб дней своих остаток краткий
На эту долю променять?
Что нос воротите, ребята,
Какого надо вам рожна?
Ах, жизнь собачья глуповата,
Ах, ощущеньями бедна.
А человечья разве краше,
Когда сверхразум с ней сравнить -
Сознаньем выдуманный нашим,
Он и взаправду должен быть.
Ведь всякий организм конечный
С безмерным рядом - умалён,
Лишь бесконечный безупречен -
И жив воистину лишь он.
Раз нет его - и Жизни нету,
Что, согласитесь, чепуха,
Ведь я живу по всем приметам,
К примеру, в этих вот стихах.
Ведь если сам собой лишь часть я,
Лишь бесконечности деталь,
У мира арендую счастье -
Жить, приближая Жизни даль.
III
Что время - просто измененья,
Природных дел неровный ход,
Предметов, форм, частиц движенье -
Всё в превращениях течёт.
Но если прежде всё стояло -
С чего сподобилось пойти?
Как не сыскать первоначало,
Так окончанья не найти.
Коль у пространства есть пределы,
То кто сумеет дать ответ,
Как выглядит на самом деле
То место, где пространства нет?
Что значит - нету расстояний,
Объёмов - как не увидать?
Наш бедный ум не в состояньи
Такое чудо осознать.
Но пусть правдиво чудо это,
Имеем право утвердить -
Предположеньям нет запретов! -
Мир бесконечным должен быть.
Коль доводов разумных много,
И все талдычат об одном,
Закрыв глаза на них убого,
Мы вряд ли к истине придём.
Вещественность мироосновы
Нам в ощущениях дана,
В многообразье вечно новом
Неисчерпаема она.
Пространство, время, форм устройство -
Всего лишь свойства вещества,
Но если безграничны свойства,
Тогда и сущность такова.
IV
Итак, безмерно Мирозданье,
Оно - вместилище всего,
Прошу вас обратить вниманье
На свойство важное его.
Всяк организм неоднороден,
Всяк из кого-то состоит,
И разносложность форм в природе
Земного жития лежит.
Простые - элементы сложных,
А сложные - тех, кто сложней,
Закономерность непреложна -
Разгадка Мирозданья в ней.
Коль нет предела усложненью,
То кто ж тогда всего итог?
В бескрайнем мире, без сомненья,
Сам мир бескрайний - значит Бог.
Подобно собственной монаде,
Бог личностен как таковой
И представляет беспреградность
И ограниченность собой.
И весь наш смысл - к Нему стремленье,
Лишь Он - воистину Живёт,
Им стать суметь - вот откровенье,
Мечты единственной полёт.
Но что Ему от жизни надо,
Куда всевластие девать?
И в чём Его печаль и радость,
Чего Ему-то достигать?
Жизнь смертного - вся в ощущеньях,
Без них - никак, они - первей.
Чем ёмче мозг, тем ощущенья
Разнообразней и сильней.**
И разум прыткий - оформленье
Избыточности мозговой,
Главнейшее преображенье
Основы нашей видовой.
Равно страданья, наслажденья
Потребно нам воспринимать,
Ещё посредством размышленья
Ух, как способны ощущать.
Хотим всё больше знать и значить,
Себя за это уважать,
Терпя в свершеньях, мир иначить
И к совершенству приближать.
Наш разум - рабский исполнитель,
Работник путеводных чувств,
Когда размаха он вершитель,
Ему и сказка по плечу.
Не властны мы в своих желаньях,
Хотим - не можем не хотеть,
Собою лишь в пустых мечтаньях
Мы в состоянии владеть.
Необходимость - свойство мира,
Одно способное творить,
Из Господа его не вырвать,
Свободой мнимой не затмить.
Быть иль не быть - вопрос не сходный,
Его лишь смертным задавать,
А Господу всегда угодно -
Безвыборно - существовать.
Алкая чувств и ощущений,
Господь не может нипочём
Добыть их с помощью свершений
Во всемогуществе своём.
Но естество своё устроить
Как надо может Он зато
И чувства созданных усвоить,
Свой смысл обретая в том.
V
На базе собственной природы
Творя сложней себя существ,
В том гордость новую находим
И на себе тем ставим крест.
Что мы для них - меньшИе братья,
Умильный лепет детских лет,
Для нас - крутеньки их занятья
И ослепителен их свет.
А наша боль для них - щекотка,
И насладжденье - мимолёт,
Иное им маячит чётко,
Их чувств и дел иной отсчёт.
И позже, исчерпав ответы,
Подобно нам начнут творить
Сложней себя существ - и это
Движенье не остановить.
Пути случится ль окончанье,
Чтоб необъятное объять,
Добиться с Господом слиянья -
Один Господь способен знать.
Не хочет Бог быть наркоманом
При всех возможностях своих
И смертных холит непрестанно,
Воспринимая чувства их.
Естественные ощущенья,
В пути богаче становясь,
Для Бога - смысла обретенье,
Необходимости приказ.
VI
Хотя в теории делимо
До безначалья вещество,
В реальности определимо
Число активных форм его.
Лишь беспредельный жар рождает
Бессчётность действенных частиц,
И мозг Всевышнего являет
Температуру без границ.
Объём конечный составляет,
Но бесконечно сложен Он,
И ощущенья получает
Со всех бесчисленных сторон.
И если надо, направляет
Своих стихийных бедолаг,
А в крайнем случае, спасает -
Ему без нас нельзя никак.
Февраль - 8 марта 2013 года.
__________________________
* В этом и последующем четверостишии изложение положений теории энергоэволюционизма Михаила Веллера.
** В этом и четырёх последующих четверостишиях изложение положений теории энергоэволюционизма Михаила Веллера.
Свидетельство о публикации №113030208035