Дружба народов надёжный оплот

                Два братских народа,
                Сплетённых корнями
                Шагают по миру,
                Обнявшись сердцами.

Армения и Россия! Судьбы этих двух стран тесно переплетены между собой, и переплетениям этим не одно столетие.
Впервые термин  «Россия» встречается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного (Порфирородный, Порфироге;нет.  Прозвище Багрянородный происходит от Багряного (Порфирного) зала императорского дворца, где рожали императрицы, и призвано подчеркнуть, что он родился у царствующего монарха) «О церемониях» и «Об управлении империей»в X веке, как греческое название Руси.  А уже в 1721 году  Пётр I преобразовал страну в  Российскую империю и придал термину официальный статус.
    1 сентября 1917 года Россия была провозглашена республикой, но полноценно стала ею 3-его марта 1917 года,  в результате Февральской революции.
12 июня 1990 года Первым  Съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, а в 1991 году, незадолго до новогодних праздников, в католическое  Рождество 
РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, однако окончательно это название закрепилось за ней спустя два года, день в день.
  Первые же упоминания об Армении можно встретить в клинописях персидского царя Дария I.
 Согласно истории,  в 521 году до наше эры, ему удалось ликвидировать восстание в Армении. Правда для этого ему понадобилось 7 месяцев ожесточённой борьбы, и  5 кровавых сражений. Во главе персидских войск, направленных в Армению стоял Дадаршиш, армянин по происхождению. Он  трижды наносил поражения восставшим. Сперва близ селения Зуза, затем у крепости Тигра, а 21 июня у крепости Виам.
 Общее число убитых при этом армян достигало 5097человек, а 2203 человека были взяты в плен. В Бехустанской надписи, в одном из упоминаний о полководце говорится:
Армянина, по имени Дадаршиш, моего подчиненного, я послал в Армению [и] так ему сказал: «Иди и разбей мятежное войско, [которое] не признаёт меня.   
Древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель Ксенофонт, в своём главном сочинении  «Анабасис Кира» или «Отступление десяти тысяч» так же не преминул сообщить об Армении. Сразу в двух местах встречается упоминание об Араратской стране в ещё одном древнейшем источнике – в Библии:
«Возьмите флаг сред страны, трубите трубы сред всех народов, позовите полки против Вавилона, позовите против него царства Араратские, Минни и Асканазянов». ( Иеремия, глава 51, часть 27) и;
«Сыновья Синиф-нифиба Адрамелик и Сарасар убили его мечом и убежали в Араратскую страну и вместо него царем стал Асархадон». (Исаия, глава 37, часть 38)
 После русско-персидской войны 1826—1828 годов, основная  часть Восточной Армении, территория современной Армении, а также  и НКР, полностью вошли в состав Российской империи.  А уже в 20 веке,  28 мая 1918 года Армения была провозглашена независимой Республикой.  Советская власть пришла в Армению 29 ноября 1920 года, в результате чего  образовалась  Армянская ССР, которая впоследствии, а именно 5 декабря 1936 года  вошла в состав СССР как союзная республика. Но время неугомонно мчится вперёд и сегодняшний день назавтра становится историей. И вот 23 сентября 1991 года Верховный Совет республики принял «Декларацию о государственной независимости Армении».
   Как видим, наши два народа постоянно пересекались и, к счастью, эти пересечения чаще были позитивными и плодотворными. Факт, что Россия сыграла огромную роль  в судьбе армянского народа, не сотрёшь и не оспоришь.  История наших отношений уходит своими корнями в далёкое, очень далёкое  прошлое. Уже после 988 года, в связи с браком между князем Киевской Руси Владимиром и сестрой императора Византии Василия, княгиней Анной Багрянородной, в Киевской Руси начали поселяться первые армяне. И это естественно, ведь князь Владимир Святославич привёз из Византии не только невесту, но и большое число армянских священников, архитекторов, врачей и других специалистов, и расселил их  в Киеве и его округах.  Уже в  XI веке в Киевской Руси насчитывалось около 40 тысяч армян.
А вот о том, когда первые армяне появились на Северном Кавказе практически ничего не известно, однако, опять-таки  по имеющимся  у истории свидетельствам, уже в I веке до нашей эры на юге современной России проживало приличное  количество армянского населения. История связывает это с экспансией царя Великой Армении Тиграна II.  Так как  в VIII веке Крым находился в составе Византии, армяне, будучи византийскими поданными, переселялись туда из разных городов империи, находящихся на Армянском нагорье. В течение XI- XII веков налёты кочевников-сельджуков настолько подорвали устои армянского региона, что его жители постепенно стали эмигрировать в другие области Византии. Крым в этом плане не стал исключением. Среди первых армянских поселений в Крыму наиболее известны  Каффа (столица генуэзского Крыма, ныне Феодосия с действующим армянским храмом Сурб-Саркис Святого Сергия и с недействующими средневековыми армянскими храмами Сурб-Саркис Святого Георгия и  Святых архангелов Михаила и Гавриила), Солхат, (Старый Крым, в 5 километрах к юго-западу от города находится действующий монастырь Армянской апостольской церкви Сурб Хач XIV века. Там же, чуть выше, находятся развалины другого армянского монастыря — Сурб Стефанос) Карасубазар (с 1944 года Белогорск), Орабазар (ныне — Армянск).
Уже в XII веке на русский язык с армянского были переведены «Житие Григория Просветителя» и «Житие блаженных дев», а с русского на армянский – «Житие Бориса Глеба». К концу XIII века на территориях Золотой Орды в городе Сарай-Берке (ныне Ленинск) стали основываться армянские колонии.  В XIV веке татары разорили северные области Армении. Тысячи армянских пленных попали в Астрахань. После падения Золотой Орды и образования Астраханского ханства армяне поселились и в его столице – Хаджи-Тархан.
  В Москву первыми переселились армянские купцы. Во всяком случае, в московских летописях конца XIV века упоминается торговый «армянский ряд».
Первое свидетельство о появлении армян в Москве относится к XIV веку:
«Загорелся посад за городом от Авраама, некоего ерменина» – с этого датированного 1390 годом летописного свидетельства и  принято начинать историю московских армян, если конечно у кого-то не возникнет сомнение в том, что еремин – это армянин.
В различных источниках встречаются многочисленные сведения о деятельности работавших в Москве армянских ремесленников, оружейников, ювелиров, строителей, купцов. Были среди армян и врачи, военные, дьяки, переводчики-толмачи, и даже придворные живописцы. Часть армян оставалась в Москве навсегда, другая уезжала в другие города и страны региона. В результате, к началу XVIII века армяне образовали в Москве немногочисленную армянскую общину. Отношения между армянами и коренными жителями Москвы были тёплыми и дружественными, между ними  заключались браки и кумовство.
 О благодарности армян русскому народу можно узнать из существующих исторических  доказательств. В частности, согласно летописному источнику, в 1552 году, во время взятия Казани русскими войсками, состоявшие у татар на службе армянские пушкари, отказались стрелять по русским, а когда их принудили к этому, стали стрелять поверх голов. В благодарность армянам,  царь Иван Грозный посвятил верхний ярус одного из девяти приделов Покровского собора в Москве, (храм Василия Блаженного) построенного в честь взятия Казани, святому Григорию Армянскому.
 В XVII веке второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович, лично способствовал поселению в Москве армянских купцов и  ремесленников. В Московском Кремле при нём начал работать армянский художник Богдан Салтанов, росписи которого до сих пор сохранились в Кремле.
В 1660 году армянский купец из Новой Джуги (Иран) Ходжа Закар Саградов (Шариманян) подарил русскому царю Алексею Михайловичу, алмазный трон.
«1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. алтын».
И сегодня  это чудесное произведение искусства хранится в Оружейной палате Кремля, как памятник политического и культурного сотрудничества русских и армян.
Опираясь на факты и отслеживая хронологию событий, можно заключить, что русская ориентация армянского народа, начала складываться  уже во второй половине XVII века. Важную роль в укреплении армяно-русских политических отношений сыграл видный представитель армянского освободительного движения армянский князь Исраэл Ори, который  в 1701 году прибыл в Москву, и от себя и от имени  карабахских меликов (князей) обратился к русскому государю Петру I с просьбой о заступничестве от персидского ига.  Царь Пётр обещал, что как только окончится война со  Швецией, Армении немедленно будет оказана помощь. Исраэл Ори, во главе специального русского посольства был направлен в Персию, получив прежде звание полковника русской армии, К несчастью, его широким планам было не суждено реализоваться полностью, так как по возвращении из Персии в 1711 году, в Астрахани, русский посланник Исраэл Ори скоропостижно скончался. Однако, царь всея Руси, между прочим последний  из династии Романовых, и  первый император Всероссийский Пётр I Великий  не забыл своего обещания  и, закончив войну со Швецией,  в 1722 году, предпринял известный «Каспийский поход». Правда овладения армянским Карабахом, который составлял  северные провинции Персии, не состоялось, и это не удивительно. Ведь силы Российской Империи ещё не восстановились после многолетней Северной войны.  Но, тем не менее, политические связи двух народов стали возрастать, появились указы Петр Великого, поощряющие  переселение армян в российские пределы.
  В Петербурге, в Новом Нахичеване, (входящем сегодня  в состав Пролетарского района города Ростова-на-Дону) а так же в Астрахани, уже в конце XVIII века были созданы армянские типографии.  Примерно в то же время появился ряд видных армянских писателей, поэтов и публицистов, деятельность которых неразрывно была связана с русским народом и Россией в целом. К их числу, несомненно, относится армянский писатель, педагог и философ Микаэл Налбандян, родившийся, кстати, в небезызвестном Новом Нахичеване. Главной идеей в творчестве  Налбандяна всегда была свобода, свобода человека и, что немаловажно, обновление человеческого мышления. Стоит заметить, что мировоззрение Налбандяна  как литератора, так и  человека сложилось под влиянием таких сынов России, как Белинский, Чернышевский, Герцен. Налбандян, кроме сочинительства занимался ещё и переводами.  В числе переведённых им поэтов и писателей, золото  русской литературы Пушкин и Лермонтов.  В своей широкой революционной  деятельности, Налбанлян неустанно занимался сближением двух народов, объединением усилия демократических сил Армении с русским освободительным движением.  Великий русский писатель, публицист и философ  Александр Иванович Герцен, в своём письме к публицисту и видному революционеру Николаю Александровичу Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 года  писал о Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и любим его!». А близкий друг Герцена Николай Платонович Огарев, заметил: «Налбандян -  золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости».
В конце XIX начале XX веков связи армянской и русской культуры ещё больше укрепились.  Деятели русской культуры загорелись особым интересом к духовной жизни армянского народа. В связи с этим,  начались массовые переводы стихов армянских поэтов на русский язык.  Армянскому народу хорошо известны такие имена,  как Грибоедов,  Брюсов,  Веселовский, Городецкий, Тихонов, Антокольский, Мандельштам, Гроссман. С помощью пера, они  тепло и искренне воспели дружбу двух народов и донесли до русского читателя величие и богатство армянской души и поэзии. В свою очередь, видные армянские литераторы, такие как Туманян, Терьян, Исаакян  направили свои силы на то, что перевести как можно больше достойных произведений русских поэтов и писателей на армянский язык.
Незаменима  роль в развитии русско-армянских отношений  великого русского писателя Максима Горького. Однако круг армянских друзей и знакомых Горького не ограничивался литераторами. В списке его знакомых был классик армянской музыки Александр Спендиаров, сформировавшийся как композитор именно в русской музыкальной среде. Спендиарову блестяще удалось совместить  в своём творчестве русскую реалистическую музыку с богатыми традициями музыки армянской. Как верно отметил русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории Александр  Константинович Глазунов, творчество Спендиаряна является воплощением духовного родства музыкальных школ армянского и русского народов.
  Неоценимый вклад в мировую музыку и дело русско-армянской дружбы внесли Арам Ильич Хачатурян, Арно Арутюнович Бабаджанян и  Микаэл Леонович Таривердиев. Их музыка навсегда вошла в сердца как армянского, так и русского народов.
Разумеется, братское переплетение наших народов прослеживается  не только в области литературы и музыки. Неразрывная русско-армянская связь ярко выражается и в изобразительном искусстве, и в науке, и в медицине, и в театральной сфере, и в киноиндустрии, и на телевидении…
Ну, кому не известно имя  знаменитого астрофизика, второго президента Академии наук Армении, почётного академика и профессора более сорока пяти академий и университетов мира Виктора Амбарцумяна? Ведь Виктор Амазаспович является основателем советской школы теоретической астрофизики. А как не оценить  вклад, который внесли  в науку и в создание ядерного оружия известные физики-ядерщики братья – академик АН СССР Абрам Исаакович Алиханов и член-корреспондент АН СССР Артем Исаакович Алиханьян?
 А разве можно обойти стороной  гениальных художников Ованнеса Айвазяна, известного всему миру как  Иван Айвазовский и  Мартироса Сарьяна?  Жизнь  и творчество этих чародеев кисти неразрывно связаны с армянским и русским народами.
 В XIX-XX веках многие армяне именно в России получали своё образование. Численность их особенно возросла  после создания в 1815 году Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного затем в Лазаревский институт восточных языков. Из стен этого учебного заведения вышли многие армянские поэты, писатели и государственные деятели.
   Век двадцатый – суров и гнетущ. У многих он с тяжелейшими испытаниями.  Революция, Гражданская война, Первая мировая, Великая Отечественная, трудные послевоенные годы, голод, разруха… И всегда наши народы стояли плечом к плечу в ряду видных бойцов и тружеников тыла.  Немало армян окропило землю своей кровью, пав в сражениях против оккупантов и захватчиков. Свыше шестисот тысяч армян ушли в те страшные годы на фронт, половина из которых не вернулись. Среди военачальников Советской Армии шестьдесят  генералов и адмиралов были армянами. Небольшое село Чардахлу в Нагорном Карабахе, дало Советскому Союзу маршалов –  Баграмяна и  Бабаджаняна, шесть  генералов,  четырех Героев Советского Союза, многих офицеров старшего командного состава. В годы Великой Отечественной войны, 1250 человек ушли оттуда на фронт, 853 человека были награждены орденами и медалями, 452 человека пали смертью храбрых на полях сражения.  По всей вероятности, не только во всём Советском Союзе,  но и за её пределами не найти второго подобного места, как 16-ти вековое  село в Нагорном Карабахе. 
Немало армянских имён вписано в списки оборонявших  Ленинград. Легендарный летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза подполковник Нельсон Степанян, погибший в небе Балтики, произвёл 243 боевых вылета, уничтожив   во время штурмовок до 5000 солдат и офицеров врага. Начальником Главного Морского Штаба был Герой Советского Союза адмирал флота СССР Иван Исаков (Ованес Тер-Исаакян) Его «Морской атлас» стал учебником во многих академиях мира. Исаков был членом-корреспондентом Академии наук СССР, являлся членом Союза писателей СССР. На его счету 250 рассказов, посвященных морской тематике. А как не вспомнить первого армянина Героя Советского Союза лётчика-истребителя Лазаря Чапчахяна, погибшего над Крестцами, генерал-майора Бениамина  Галстяна, погибшего на подступах к городу Ленинграду, именем которого 18 апреля 1977 года  в городе была названа улица.
 После распада СССР число армян, теперь уже в Российской Федерации, значительно возросло. Спитакское землетрясение, погромы в Сумгаите и Баку, война в Карабахе – всё это послужило поводом для миграции армян в Россию. По некоторым данным, число армянских мигрантов в России  достигает  сегодня трёх миллионов человек.
И сегодня, как и прежде, в жизни России армяне  играют не последнюю  роль. Достаточно включить телевизор и на любом канале Российского телевидения то и дело появляются имена видных деятелей России, политиков, академиков наук, профессоров, врачей, юристов армянского происхождения. Что это, если не плод многовековой дружбы и сотрудничества? А артисты? Фрунзик Мкртчян, Армен Джигарханян, Евгений Петросян, Вячеслав Добрынин. Ирина Алегрова,  Гарик Мартиросян, Михаил Галстян…Кто в России или в Армении не знает эти имена?
 Российский государственный деятель, Министр иностранных дел Российской Федерации, постоянный член Совета безопасности России Сергей Викторович Лавров;  известный советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Артур Николаевич Чилингаров; советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Карен Георгиевич Шахназаров, являющийся членом Общественной палаты Российской Федерации, а с января 2012  членом «Народного штаба» (по городу Москве), ныне избранного  в президенты Владимира Путина – само их рождение это ни что иное, как прямой результат русско-армянского сотрудничества. Ведь  отцы  у них армяне, тогда как матери — русские.
Как-то отвечая на вопрос студента Российско-армянского славянского университета о том, помогают ли ему в работе его армянские корни, Сергей Лавров ответил, что "корни у меня вообще-то грузинские — мой отец из Тбилиси, а вот кровь действительно армянская".
Итак, как мы видим, нам друг без друга никуда.
А если быть до конца откровенными, мы куда больше нуждаемся в России, нежели она в нас. Конечно же, наша территориальная расположенность, религия и ещё там кое-что вызывают у России к нам интерес, но он не настолько велик, чтобы русские вдруг начали массовую эмиграцию в Армению. Даже в советские годы их здесь было немного, а после распада СССР осталось счётное количество, около 15 тысяч человек, что составляет примерно 0,5% всего населения. Не густо, не так ли? 
3 апреля1992 Армяно-российские отношения перешли на новый рубеж. Установились свежие дипломатические отношения между нынешней Независимой Арменией и современной Российской Федерацией.
Сегодня Армения является союзником России в Закавказском регионе. Мнения Армении и России совпадают по многим ключевым вопросам. 29 августа 1997 года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между нашими странами. Осуществляется сотрудничество между министерствами обороны Армении и России.  На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база, а пограничная группа ФСБ России в Армении несёт охрану границ республики с Турцией и Ираном, разумеется, совместно с армянскими пограничниками.
Так же активно развиваются наши экономические связи, растёт объём товарооборота и инвестиционного взаимодействия России  с Арменией.  Что касается гуманитарного сотрудничества, оно на высоком уровне и продолжает прогрессировать. В Ереване действует открытый в 1999 году Российско-Армянский (Славянский) государственный университет. В Армении также имеются 9 филиалов российских вузов.
 Однако, всё это лирика. В действительности всё не так радужно и прозрачно. Скорее призрачно. Уровень преподавания русского языка в школах  и других учебных заведениях Армении чуть ли не нулевой. Случаи, когда преподаватель исправляет «правильное» на «неправильное» далеко не редкость. К тому же русских школ в республике практически не осталось. Правда, есть русские классы, но и их можно назвать «русскими» разве что с большой натяжкой. В последнее время в прессе и на телевидении ведутся  разговоры об якобы открытии новых русских школ.  Но даже эти «якобы» вызывают бурю негодования и агрессию среди местного населения.  И дело тут не только в финансировании. За всем этим кроется нечто большее.
 Русский язык в Армении для меня болезненная тема, поскольку я нахожусь в самой гуще проблемы. В декабре 1988 года моя семья переехала (точнее сказать перебежала, но в таком случае складывается впечатление, будто мы перебежчики,  а не беженцы)  в Армению из Баку. Разумеется, у всех у нас было русское образование и русское мышление, что зачастую ещё больше препятствует общению.
Помню, как на нас все смотрели… Как на экзотических животных. И при этом ещё и оскорбляли, да. Особенно женщины. А почему бы им нас не оскорблять? Кто мы и кто они! Однако стоило только по телевизору начаться очередной серии бразильского телесериала –  все сразу же становились шёлковыми. Ещё бы! Ведь они ни слова не могли понять, рассматривали мелькающие на экране картинки, словно дитятки несмышленые. Всё это меня страшно раздражало, даже больше: мне было противно. И сегодня, когда я вижу, как наша молодёжь коверкает «Великий, Могучий!», меня захлёстывает то же чувство. А между тем, «Патриоты» Армении, придерживаются мнения, которое высказал глава центра "Модус вивенди" Ара Папян:  "Неужели не ясно, что армянский ребенок, выросший на сказках Пушкина, и ребенок, выросший на сказках Туманяна, это совершенно разные армяне?".  В чём разница? Весь мир знаком со сказками Пушкина, любит их, ставит фильмы и мультфильмы. Так что, армяне, не читающие Пушкина умнее всего мира?  Это же абсурд чистой воды. И всё же он нашёл отклик в сердцах и разуме народа. Люди, читающие великих русских поэтов и писателей в оригинале, стали считаться в Армении низшим слоем. Они не могут быть настоящими армянами!
Нет, открыто в лицо нас не оскорбляют, почти. Но намёки, в них нет недостатка. Сегодня даже на улицах Еревана (а ведь это столица, что тогда говорить о других городах) уже  не встретишь вывесок или объявлений на русском языке. Разве что «Аптека» и  «Вулканизация», ну ещё, кое-где – надписи «Ткани» и  «Запчасти» со времён Союза остались.    И было бы понятно, если бы язык Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Есенина заменили армянским, но нет, кругом английский. Такое впечатление, будто Запад, и в частности США уже завладели Арменией.  «Supermarket», «Change», «Music», «Cafe» – вот чем изобилуют наши улицы. Старшее поколение не западонизированно и поэтому теряется в недоумении и…просто теряется. Из всего изобилия маркетов да бутиков они легко различают лишь аптеку. Хотя, если ориентироваться по пенсии, наше руководство уверено, что пожилым людям в этой жизни кроме лекарств больше ничего уже и не нужно.  Анальгин, папазол да валериана – вот и вся продуктовая корзина пенсионера.   
  А что творится с нашей молодёжью? Она разговаривает на сленге, в котором сплошь и рядом английские, я бы даже сказала американизированные слова и выражения. Хотя, если прислушаться к тому, как вообще разговаривает народ, можно найти столько русских слов, переделанных на армянский манер.
Выход, мы всё-таки братья.
 








               


Рецензии
Вот вы говорите про армению...взглените на россию ...слов нет. Русский народ задыхается от западного мышления. Когда же мы поймем что мы не запад у нас должен быть иной путь развития чем у них. Но мы упрямо шагаем за ними пытаясь их догнать. Гоняемся за тенью и не можем понять от чего в россии с каждым годом всё хуже и хуже.

Алекс Иван   04.03.2013 23:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.